«А в ненастные дни занимались они делом»
Нет, не о карточной игре, как у Пушкина, речь. В «Пятом Театре» шла режиссёрская лаборатория...
129613 ноября 2023
Приглашённые к участию в лаборатории режиссёры за 4-5 дней подготовили с актёрами «Пятого» эскизы, которые, возможно, перерастут в полноценные спектакли. Два дня здесь шли показы и обсуждения эскизов. Материал был представлен очень разный: по Пушкину, Булгакову, Ибсену, Лопе де Вега. В этом, как считает куратор лаборатории театровед Нияз Игламов, проявилось стремление театра расширить репертуарную палитру. Что же в результате получилось?
***
Первым итоги почти пятидневной работы представил режиссёр Никита Рак. Он работал в Воронежском драматическом театре, а недавно стал главным режиссёром Ачинского драмтеатра. В Омске была показана «Пиковая дама» по его собственной инсценировке, написанной специально для лаборатории. Так что и «делом», о котором писал Пушкин, герои спектакля тоже занимались)))
Представление шло в камерном пространстве второго этажа, что помогало воссозданию атмосферы таинственности и мистицизма, которые есть и в повести Пушкина. Способствовало этому и мрачноватое освещение, часто переходящее в зловеще-красное. За текст от автора отвечали... три ведьмы. Или три карты? Великолепные Мария Долганёва, Елена Лукманова и Александра Урдуханова словно бы наколдовывали эту историю, используя, порой, даже ведьмовские заговоры из «Макбета».
Прекрасна была и графиня, владеющая сектретом трёх карт. Вернее, две графини: старуха с клюкой и молодая покорительница Парижа. Лариса Чичко и Ксения Шагаевская создали образ противоречивого существа. Ведь душой старая графиня по-прежнему молода и дерзка. А когда они обе приходят к Герману в его сне сообщить о трёх картах, то, словно бы, превращаются в две половинки одной карты — той самой роковой дамы пик.
И, конечно, созданию нужной атмосферы помогало музыкальное сопровождение: здесь были использованы композиции готик-металл-группы «Лакримоза». Оказывается, её основатель — выходец из немецкоязычной Швейцарии. А пушкинский Герман, как мы помним, был обрусевшим немцем. Во время обсуждения режиссёр сказал даже, что хотел, чтобы исполнитель роли Германа (а это — Станислав Горенбахер) внешне был похож на лидера «Лакримозы». Кстати, само название группы — это и название одной из частей реквиема Моцарта.
Смешение эпох было и в этой «Пиковой даме». Режиссёр не пытался воссоздать пушкинские времена, это, конечно, взгляд на них из сегодняшнего дня. Здесь, как сказал во время обсуждения Нияз Игламов, есть и мера почтения к Пушкину и лёгкая ирония по отношению к уже навсегда ушедшему времени.
Да и нагнетание жути, в основном, не пугало, а веселило зрителя. Во время обсуждения некоторые говорили даже, что уже сейчас можно брать постановку в репертуар. А критики Марина Шимадина и Ирина Селезнёва-Редер отметили, что и в этом эскизном варианте есть решение, с которым можно дальше работать.
***
«Я не успеваю охреневать!», — вопила помреж Метёлкина (Мария Старосельцева). Так начался следующий эскиз, который представил молодой режиссёр из Перми Дмитрий Огородников. Одна из его постановок — в театре города Губахи — уже была номинирована на «Золотую маску». Здесь же он показал эскиз по «Багровому острову» Булгакова.
Конечно, за 4-5 дней невозможно подготовить спектакль по пьесе, в четырёх актах которой рассказывается о борьбе жителей туземного острова с британскими колониалистами, заканчивающаяся, естественно, победой краснокожих. Но у пьесы Булгакова есть пролог и эпилог, в которых представлена работа над спектаклем: от момента, когда драматург Дымогацкий, пишущий под псевдонимом Жюль Верн (Михаил Синогин), приносит свою пьесу о Багровом острове, и до прихода в театр чиновника от культуры. У Булгакова это некий Савва Лукич, а здесь — приятная во всех отношениях дама Савва Лукинична в исполнении Анастасии Лукиной. Ей и предстоит решить, увидят ли спектакль зрители. Именно эти фрагменты пьесы и были представлены на лабораторном показе.
Конечно, рассказывать о закулисной жизни театра для актёров — одно удовольствие. Олег Чичко в роли директора театра и игравшие актёров Елена Заиграева, Вероника Крымских, Ксения Огарь, Александр Боткин, Владимир Девятков, Павел Зубенко от души издевались над своими персонажами. Да и зал смеялся почти без передышки, а ведь в этот раз примерно половину зрителей, а то и больше, составляли именно представители театра, и они верили тому, что видели.
У каждого персонажа была своя характерность, но главное, что при этом они все вместе составляли прекрасный ансамбль. К примеру, там был момент, когда во время обсуждения пьесы все говорят одновременно, но даже тогда на сцене не было неразберихи, все вписывались в общую, хорошо выстроенную картину. То, как здорово актёры слышат друг друга, как доверяются режиссёру, отметила и Ирина Селезнёва-Редер.
Куратор лаборатории говорил о том, что здесь может получиться спектакль о театре, для этого громоздкую центральную часть можно легко вырезать, сосредоточившись на фрагментах, посвященных театру. В то же время критики высказали опасение, что спектакль может превратиться в плохую пародию, а ведь это не капустник.
Не капустник, конечно, однако пьеса Булгакова — это, прежде всего, сатира, там всё доведено до гротеска. Правда, и осмеиваемого автором советского идеологизированного искусства уже нет. Так что хотел сказать режиссёр?
Дмитрий Огородников поделился своим замыслом: для него это история о том, до какой степени творческий человек может идти на компромиссы. В эскизе есть только самое первое приближение к этой теме, которая может и не просматриваться за массой забавных эпизодов. Но, может быть, в спектакле именно этот замысел будет реализован?
***
Второй день лабораторных эскизов начался с показа первого акта «Гедды Габлер» — одной из самых известных пьес Ибсена в постановке режиссёра Натальи Шургановой. Она ещё и хореограф, но в этот раз главным для неё была именно драматическая составляющая спектакля. Однако и пластические элементы вписывались в эту канву очень тонко.
Уже в самом начале, пока все суетились, создавая на сцене «буржуазный уют», Гедда (Полина Романова) корчилась от душевной боли. Или когда заходил разговор о Левборге (Дмитрий Исаенко), которого она до сих пор не разлюбила, на заднем плане возникала весёлая компания, центром которой был, конечно, Левборг. Компания двигалась, словно в замедленной съёмке, и в конце концов здесь, рядом с двумя любящими его женщинами, оставался только он. Или его призрак, дух, память о нём?
Меня несколько смутил разный подход к появлению персонажей. Во второй части показа они начинали с... авторских ремарок, их же и описывающих. Как объяснила режиссёр, это была попытка «попробовать шагнуть в разные стороны». Интересно, в какую сторону пойдёт спектакль, если театр решит продолжить сотрудничество?
Желание увидеть продолжение истории выразили и зрители во время обсуждения эскиза. Хотелось же понять, почему Гедда равнодушна к мужу, «хорошему парню» (Егор Лябакин), какую роль в её жизни сыграют Бракк (Дмитрий Макаров) и Теа (Алёна Фёдорова), ведь очевидно, что со всеми у неё непростые отношения. Нияз Игламов даже пошутил, мол, можно превратить спектакль в сериал, раз уж зрителям так хочется узнать, чем всё закончится.
Критики отметили и другие достоинства этого показа: внутренний бунт Гедды особенно остро проявляется на фоне окружающего её «уюта», созданного из мёртвых, могильных цветов. Собственно, душевно мертвы и все, кто её окружает, эта мертвенность душит и её, против неё она и протестует. Отметили и темпоритм постановки, который был выстроен в соответствии с ритмом родного языка автора и поддерживался тревожным звуком отсчитывающего время метронома.
А ещё в этом показе вновь проявилась способность актёров «Пятого» к ансамблевой работе. Их даже с голливудскими звёздами сравнивали. Но пусть они лучше остаются собой, мы их любим за это.
***
Из Норвегии в жаркую Испанию перенёс зрителей последний показ лаборатории, ведь это была «Дурочка» Допе де Вега режиссёра Анны Потаповой. Она ставила спектакли и в московских театрах, и в других городах, сейчас возглавляет театр в Великих Луках.
Нелепая, глупая с точки зрения окружающих юная Финея имеет солидное приданое, а её красавица-сестра Ниса покоряет мужчин одним взглядом, но... она бесприданница. Финея предназначена Лисио, но на неё претендует и Лауренсьо, возлюбленный Нисы. Вот такой любовный квадрат.
Как он разрешился, зрители пока не узнали — показан был только первый акт. Но их реакция на увиденное должна подсказать создателям эскиза, что они, в основном, точно попадали в цель: смех, замирающая тишина, аплодисменты, — всё это сопровождало показ. Причём, здесь, практически, не было никакого оформления — ни реквизита, ни музыки. Лишь немного световых изменений. Зрители сидели здесь же, на планшете сцены. Возможно, именно эта близость позволяла актёрам даже при таком минимализме «прорваться» к зрителям. А критик Ирина Селезнёва-Редер отметила, что в этом выразилась и отвага режиссёра, и доверие к актёрам.
По отзывам зрителей, самый трогательный персонаж — наивная Финея (Диана Морозова). Она воспринимает мир образами, поэтому скучные знаки-буквы ей непонятны. Отметили и то, как оттеняет её сестра (Анна Сотникова): она совсем другая, «чёткая», как выразилась одна из зрительниц. Восторженно отозвались и о дуэте соперников Лисио (Василий Кондрашин) и Лауренсьо (Сергей Троицкий). Ирина Селезнёва-Редер отметила ещё и то, как тонко Сергей Троицкий показал изменение своего героя, превращение из обманщика-соблазнителя в искренне влюблённого.
***
Вот такая сумасшедшая неделя, завершившаяся двумя днями показов, выдалась у труппы «Пятого театра». Подводя её итоги, главный режиссёр Людмила Исмайлова, признала, что это был актёрский подвиг, и труппа проявила абсолютную самоотдачу. А это, конечно, залог того, что нас, зрителей, ждёт в этом театре ещё немало интересных открытий.
Оригинал на странице автора ВКонтакте.
Фото:Олега Деркунского
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
Чёрная клоунада о юных бандитах
11321 ноября 2024
17620 ноября 2024
«ТОК» прошёл по нервам зрителей
32018 ноября 2024
43515 ноября 2024
44614 ноября 2024
«Я, чтобы спасти всех вас, говорю»
51113 ноября 2024
Достоевский: сейчас или всегда?
38112 ноября 2024
58808 ноября 2024
— депутат Государственной Думы
— омичка
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии