«...Мне захватывало дух»

Так говорит герой фантастического рассказа Достоевского «Сон смешного человека». Но теми же словами описывали свои впечатления и зрители спектакля «Смешной человек» (12+) по этому произведению, премьера которого состоялась вчера в Доме Актёра. Публика была, в основном, молодая, даже юная, и добиться такой её реакции на текст классика — дорогого стоит. Как же создатели спектакля этого достигли?

129917 ноября 2023
«...Мне захватывало дух»

Как только в зале погас свет, вдоль боковых стен появились молодые люди. Свет фонариков вырывал из темноты только их лица, и каждый из них повторял одну фразу: «Я — смешной человек». Произносили они её с разными интонациями, как бы перебивая друг друга и утверждая своё право на такое «звание». Но... все они смолкли, как только высветилась фигура сидящего на авансцене главного героя, который наиболее убедительно произнёс: « Я — смешной человек».

Собственно, это первая фраза рассказа Достоевского. И хотя у автора это — монолог героя, создатели спектакля сразу погружают его в полифоническое пространство: он находится в диалоге и с окружающими его «душами» (так названы существа из его снов и яви), и со зрителями, к которым обращён его рассказ о собственном духовном преображении.

1

Актёр Олег Берков справляется с этой задачей так, словно это его личное высказывание, а не выученная роль. И это не случайно: режиссёр спектакля Ольга Постоногова во время обсуждения рассказала, что даже окончательный текст инсценировки рождался в постоянном диалоге с актёром.

Ей удалось соединить сложный текст Достоевского с современным музыкальным звучанием: в него как-то очень органично вплетались музыкально-поэтические композиции Дарьи Виардо в вокальном исполнении актёров: они и современны, и полны христианских мотивов. 

И, конечно, очень важной составляющей спектакля стал его пластический рисунок: жизнь тех самых «душ», о которой свидетельствует преображённый герой, воплощена в пластике. Вначале это — окружающие героя люди, которым, как и ему, «всё равно», а затем — «души» в его странном, как бы посмертном, но открывающем смысл жизни сне. Вместе с ними он проживает историю человечества: от райской благодати до проникновения в сердца людей «атома лжи», виновником которого и считает себя герой.

Когда он ведёт рассказ о постепенном погружении человечества во тьму вражды, меняется не только пластика «душ», они изменяются и внешне; в их облике начинают преобладать тёмные тона: оказывается, костюмы скроены так сложно, что легко трансформируются.

Но в душе самого героя побеждает светлое начало: та звёздочка, что осветила его путь, та девочка, которая просила о помощи, тот ангел, который его спасал, — всё это воплощено в образе, созданном актрисой Ксенией Огарь. Пластика, вокал и минимум текста, — вот её инструменты.

Во время обсуждения спектакля возникли и разногласия: кому-то слишком долгой показалась полная темнота в сцене смерти героя, а кто-то говорил о том, что именно такое решение вызывало тревогу. Но с тем, что самых разных эмоций во время спектакля было много, согласились все. 

2

Участников спектакля попросили высказаться о том, как каждый из них понимает его смысл. Интересно, что ни один из ответов не повторился, у каждого было очень личное высказывание, но ясно одно: они глубоко пережили эту историю, и Достоевский стал каждому гораздо ближе. Это, наверное, главный результат проделанной командой работы

Для создания спектакля объединились: режиссёр Ольга Постоногова — актриса театра «Студия Л.Ермолаевой»; Олег Берков — актёр Академического театра драмы; Ксения Огарь — актриса «Пятого Театра». «Студию Л. Ермолаевой» представляли также артист Расим Раенбагин (одна из «душ») и художник Игорь Коврижин. Педагогом по вокалу была представитель ТЮЗа Мария Степанова, а хореографом — выходец из театра танца «нОга» Дмитрий Скиданов. Ещё пять «душ» представляли студенты факультета культуры и искусств ОмГУ. За звук и свет отвечали представители Дома актёра. 

Очередная коллаборация творческих сил Омска, поддержанная стипендией СТД, явно удалась.

 

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Максим Кармаев

Теги:Дом актёрапремьера


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 114 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 104 человека



























Блог-пост

Дмитрий Гусев

— Врач-психотерапевт, аналитический психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

198912 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

218311 июня 2024
«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Story

«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Мария Бахтина – о пути от студентки после курсов маникюра до совладельца сети барбершопов DABRO, «МЕТРО» и салонов красоты Love me, обслуживающих по 16 000 человек в месяц уже не только в Омске, о тесте на «бизнес-совместимость» в детском лагере, свиданиях в замужестве и традициях в семье.

231806 июня 2024
«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Здоровье

«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО СибГУФК, кандидат биологических наук, доцент Ирина Таламова — о простукивании тела и прослушивании скрипки, приветствиях Солнцу и Луне, рекомендуемых «квадрате» и «треугольнике», ободряющей татуировке и психорегулирующей вышивке.

2461203 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх