«...Мне захватывало дух»

Так говорит герой фантастического рассказа Достоевского «Сон смешного человека». Но теми же словами описывали свои впечатления и зрители спектакля «Смешной человек» (12+) по этому произведению, премьера которого состоялась вчера в Доме Актёра. Публика была, в основном, молодая, даже юная, и добиться такой её реакции на текст классика — дорогого стоит. Как же создатели спектакля этого достигли?

162617 ноября 2023
«...Мне захватывало дух»

Как только в зале погас свет, вдоль боковых стен появились молодые люди. Свет фонариков вырывал из темноты только их лица, и каждый из них повторял одну фразу: «Я — смешной человек». Произносили они её с разными интонациями, как бы перебивая друг друга и утверждая своё право на такое «звание». Но... все они смолкли, как только высветилась фигура сидящего на авансцене главного героя, который наиболее убедительно произнёс: « Я — смешной человек».

Собственно, это первая фраза рассказа Достоевского. И хотя у автора это — монолог героя, создатели спектакля сразу погружают его в полифоническое пространство: он находится в диалоге и с окружающими его «душами» (так названы существа из его снов и яви), и со зрителями, к которым обращён его рассказ о собственном духовном преображении.

1

Актёр Олег Берков справляется с этой задачей так, словно это его личное высказывание, а не выученная роль. И это не случайно: режиссёр спектакля Ольга Постоногова во время обсуждения рассказала, что даже окончательный текст инсценировки рождался в постоянном диалоге с актёром.

Ей удалось соединить сложный текст Достоевского с современным музыкальным звучанием: в него как-то очень органично вплетались музыкально-поэтические композиции Дарьи Виардо в вокальном исполнении актёров: они и современны, и полны христианских мотивов. 

И, конечно, очень важной составляющей спектакля стал его пластический рисунок: жизнь тех самых «душ», о которой свидетельствует преображённый герой, воплощена в пластике. Вначале это — окружающие героя люди, которым, как и ему, «всё равно», а затем — «души» в его странном, как бы посмертном, но открывающем смысл жизни сне. Вместе с ними он проживает историю человечества: от райской благодати до проникновения в сердца людей «атома лжи», виновником которого и считает себя герой.

Когда он ведёт рассказ о постепенном погружении человечества во тьму вражды, меняется не только пластика «душ», они изменяются и внешне; в их облике начинают преобладать тёмные тона: оказывается, костюмы скроены так сложно, что легко трансформируются.

Но в душе самого героя побеждает светлое начало: та звёздочка, что осветила его путь, та девочка, которая просила о помощи, тот ангел, который его спасал, — всё это воплощено в образе, созданном актрисой Ксенией Огарь. Пластика, вокал и минимум текста, — вот её инструменты.

Во время обсуждения спектакля возникли и разногласия: кому-то слишком долгой показалась полная темнота в сцене смерти героя, а кто-то говорил о том, что именно такое решение вызывало тревогу. Но с тем, что самых разных эмоций во время спектакля было много, согласились все. 

2

Участников спектакля попросили высказаться о том, как каждый из них понимает его смысл. Интересно, что ни один из ответов не повторился, у каждого было очень личное высказывание, но ясно одно: они глубоко пережили эту историю, и Достоевский стал каждому гораздо ближе. Это, наверное, главный результат проделанной командой работы

Для создания спектакля объединились: режиссёр Ольга Постоногова — актриса театра «Студия Л.Ермолаевой»; Олег Берков — актёр Академического театра драмы; Ксения Огарь — актриса «Пятого Театра». «Студию Л. Ермолаевой» представляли также артист Расим Раенбагин (одна из «душ») и художник Игорь Коврижин. Педагогом по вокалу была представитель ТЮЗа Мария Степанова, а хореографом — выходец из театра танца «нОга» Дмитрий Скиданов. Ещё пять «душ» представляли студенты факультета культуры и искусств ОмГУ. За звук и свет отвечали представители Дома актёра. 

Очередная коллаборация творческих сил Омска, поддержанная стипендией СТД, явно удалась.

 

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Максим Кармаев

Теги:Дом актёрапремьера


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 183 человека


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Шик

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Репортаж о показе ее коллекции на Петербургском международном экономическом форуме cделал телеканал «Россия».

50614 ноября 2025
Юбилей «культурных гигантов»

Светские хроники

Юбилей «культурных гигантов»

Одни 85 лет плодотворно музицируют, другие 70 лет без устали вещают. В юбилейный для себя год Омская филармония и Омское телевидение «слились в экстазе» на сцене Концертного зала, феерично отметив 155 лет на двоих.

99107 ноября 2025
Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Здоровье

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».

984105 ноября 2025
Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

845203 ноября 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх