
«Ад — это другие»
Знаменитая фраза Сартра, вынесенная в заголовок этих заметок, конечно, звучит в спектакле «Это не Сартр». «Просто Театр» представил его премьеру в Арт-центре на Любинском.
101706 декабря 2023
А почему «не Сартр», если спектакль — по его пьесе «За закрытыми дверями»? Подсказку, пожалуй, даёт оформление спектакля: один из множества телевизионных приёмников на сцене транслирует изображение картины Магритта «Это не трубка». Мол, изображение предмета — не есть предмет: трубку с картины раскурить нельзя. Так и здесь: спектакль по пьесе Сартра — это не сам Сартр, а то, что захотели передать зрителям создатели постановки.
На сцене — некое закрытое пространство, «гостиница» для погибших душ (не случайно в разных переводах пьесу ещё называют «Внутри» или «Выхода нет»). Здесь много телевизионных приёмников, которые транслируют, похоже, внутреннее состояние героев. Его же они могут передавать с помощью музыкальных инструментов (да, спектакль ещё и музыкальный!). Ну и на надувном диване герои время от времени пытаются угнездиться, но может ли быть уютно в таком неустойчивом пространстве?
В написанной в годы Второй мировой пьесе просматривается исторический контекст, но в спектакле его, практически, нет: здесь важнее вневременная способность людей быть источником мучений для окружающих. Самый безобидный персонаж здесь — Коридорный (Максим Пешин, театр «Студия Л.Ермолаевой»). В кроваво-красном с блёстками пиджаке (такая уж униформа у «персонала» этой «гостиницы»), он почти всё время проводит за ударной установкой, задавая ритм действию. Ему же отданы реплики о том, что здесь экономят на персонале, поэтому постояльцы должны всё сделать сами. Говорит он равнодушно-буднично: для него всё привычно и обыденно. В отличие от «постояльцев» — свежепринятых в ад грешников.
Что же они должны здесь делать? Мучить друг друга. Что ещё делать в аду, где экономят на персонале? Но то, что происходит с героями, похоже, мало отличается от их земной жизни. Здесь лишь Гарсен (Егор Лябакин, Пятый Театр) осознаёт свой грех: он превратил в ад жизнь своей жены. А красотка Эстель (непривычно хрупкая Полина Кремлева), повинная в смерти двух человек, мучается вовсе не этим, а тем, что теперь, после её смерти, соперница «уведёт» возлюбленного. В миниатюрной Инес (Ирина Ройз, Музыкальный театр) чувствуется мощный внутренний стержень: ей важно подчинять себе других даже в аду.
Для меня кульминацией спектакля стал момент, когда Эстель и Инес одновременно поют каждая — свою мелодию: никто не хочет слышать и понимать другого, главное — прокричать своё!
Режиссёр Сергей Сирин на обсуждении спектакля рассказал, что это одна из самых любимых его пьес, и воплотить её он задумал довольно давно, а сейчас благодаря команде, собранной «Просто театром», это получилось. Зрители вместе с героями прожили их ад.
А вот создатели спектакля, оказывается, были всё это время совсем в другом месте: «Рай — это другие. Не только ад, как Сартр написал», — признаётся после премьеры на своей страничке Полина Кремлёва. Верю ей: эта работа для всей команды стала счастьем. И радостью для зрителей.
Афиша: автора не знаю, полагаю это художник спектакля Елена Треуголка
18+
2
Оригинал на странице автора ВКонтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 27 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 171 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
1801125 июня 2025
«Я вижу вас… И я вам улыбаюсь…»
421819 июня 2025
«Сердца сгорели, в нас остался только пепел…»
263106 мая 2025
31821412224
Записи автора
35924 июля 2025
53219 июля 2025
66411 июля 2025
«Все настолько серьёзно, что смешно»
82710 июля 2025
«А он, мятежный, просит бури!»
71909 июля 2025
55908 июля 2025
«Только Шекспир! И никаких колпаков». Смешно!
82904 июля 2025
64602 июля 2025
— Коуч, психолог
— Писатель, журналист
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии