
«Ад — это другие»
Знаменитая фраза Сартра, вынесенная в заголовок этих заметок, конечно, звучит в спектакле «Это не Сартр». «Просто Театр» представил его премьеру в Арт-центре на Любинском.
98306 декабря 2023
А почему «не Сартр», если спектакль — по его пьесе «За закрытыми дверями»? Подсказку, пожалуй, даёт оформление спектакля: один из множества телевизионных приёмников на сцене транслирует изображение картины Магритта «Это не трубка». Мол, изображение предмета — не есть предмет: трубку с картины раскурить нельзя. Так и здесь: спектакль по пьесе Сартра — это не сам Сартр, а то, что захотели передать зрителям создатели постановки.
На сцене — некое закрытое пространство, «гостиница» для погибших душ (не случайно в разных переводах пьесу ещё называют «Внутри» или «Выхода нет»). Здесь много телевизионных приёмников, которые транслируют, похоже, внутреннее состояние героев. Его же они могут передавать с помощью музыкальных инструментов (да, спектакль ещё и музыкальный!). Ну и на надувном диване герои время от времени пытаются угнездиться, но может ли быть уютно в таком неустойчивом пространстве?
В написанной в годы Второй мировой пьесе просматривается исторический контекст, но в спектакле его, практически, нет: здесь важнее вневременная способность людей быть источником мучений для окружающих. Самый безобидный персонаж здесь — Коридорный (Максим Пешин, театр «Студия Л.Ермолаевой»). В кроваво-красном с блёстками пиджаке (такая уж униформа у «персонала» этой «гостиницы»), он почти всё время проводит за ударной установкой, задавая ритм действию. Ему же отданы реплики о том, что здесь экономят на персонале, поэтому постояльцы должны всё сделать сами. Говорит он равнодушно-буднично: для него всё привычно и обыденно. В отличие от «постояльцев» — свежепринятых в ад грешников.
Что же они должны здесь делать? Мучить друг друга. Что ещё делать в аду, где экономят на персонале? Но то, что происходит с героями, похоже, мало отличается от их земной жизни. Здесь лишь Гарсен (Егор Лябакин, Пятый Театр) осознаёт свой грех: он превратил в ад жизнь своей жены. А красотка Эстель (непривычно хрупкая Полина Кремлева), повинная в смерти двух человек, мучается вовсе не этим, а тем, что теперь, после её смерти, соперница «уведёт» возлюбленного. В миниатюрной Инес (Ирина Ройз, Музыкальный театр) чувствуется мощный внутренний стержень: ей важно подчинять себе других даже в аду.
Для меня кульминацией спектакля стал момент, когда Эстель и Инес одновременно поют каждая — свою мелодию: никто не хочет слышать и понимать другого, главное — прокричать своё!
Режиссёр Сергей Сирин на обсуждении спектакля рассказал, что это одна из самых любимых его пьес, и воплотить её он задумал довольно давно, а сейчас благодаря команде, собранной «Просто театром», это получилось. Зрители вместе с героями прожили их ад.
А вот создатели спектакля, оказывается, были всё это время совсем в другом месте: «Рай — это другие. Не только ад, как Сартр написал», — признаётся после премьеры на своей страничке Полина Кремлёва. Верю ей: эта работа для всей команды стала счастьем. И радостью для зрителей.
Афиша: автора не знаю, полагаю это художник спектакля Елена Треуголка
18+
2
Оригинал на странице автора ВКонтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 11 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 162 человека
Самое читаемое
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
27603 июня 2025
37902 июня 2025
Рикки-Тикки-Тави побеждает зло
43601 июня 2025
«Доставщик» был доставлен в «Славу»
49529 мая 2025
49027 мая 2025
Омичей приглашают на церемониал
62926 мая 2025
61725 мая 2025
49923 мая 2025
— директор правового холдинга «Закон»
— Коуч, психолог
— Врач-психотерапевт, аналитический психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии