![Вячеслав Прибыльский: «В мою защиту подписались сотни жителей Екатеринославки»](images/news/square_50064a5fc426b9b850feb4e29152cefe.jpg)
Вызов подлинности
Есть один момент, связанный с нашими «истинным» (оно же подлинное, аутентичное, реальное) и «ложным» Я, который часто ускользает от понимания...
46229 января 2024
Когда мы говорим «ложное» («фальшивое») Я, то имеем в виду набор черт, который нравился нашим близким в детстве и за которые нас вознаграждали (или радостью, или хотя бы прекращением игнорирования). Это действительно образ, в который мы пытаемся себя втиснуть, чтобы нравиться и не быть отвергнутыми. Всё, что выходит за эти рамки, «отсекается» стыдом.
По аналогии кажется, что «подлинное Я» — это тоже набор черт, только теперь «правильных», соответствующих нашей глубинной сути, которая когда-то была забыта и предана. И задача человека — докопаться до этой сути. Но в этом и кроется ошибка, так как такого заранее заданного «настоящего Я» нет. Есть я — человек с некоторыми особенностями нервной системы, на которые слоями (смешавшимися друг с другом) легли социальные, физические и психологические особенности среды, в которой я рос, воспитание, эмоциональные травмы, физические болезни, мой опыт — те выводы, которые я сам сделал из того, что происходило со мной. И всё это находится в постоянном взаимодействии с другими людьми, что также может сильно влиять на то, какой я есть сейчас. Где во всей этой мешанине «подлинная» моя суть?
1Ответ заключается в том, что подлинность — это характеристика не набора черт или представлений о себе, а процесса выбора, который осуществляется человеком в данный момент. «Подлинность» (она же аутентичность) человека выражается в том, насколько его конкретный выбор здесь-и-сейчас соответствует как его внутреннему состоянию (потребностям, эмоциям, ценностям), так и внешней ситуации (связующим звеном между внешним и внутренним является ощущение подъема энергии). Например, я люблю археологию, но в конкретной ситуации могу хотеть говорить с собеседником не о ней, пусть даже он или она заводит речь про гробницу Тутанхамона. Мое состояние СЕЙЧАС иное, беспокоят иные вопросы, и Илья-сейчас может отличаться от Ильи-вчера. И «ложное Я» будет в том, что я подхвачу разговор о Тутанхамоне, даже если испытываю скуку, а не затрону тему, которая меня волнует сейчас.
Другое дело, что у меня в этой ситуации есть выбор, как действовать: просто стоять с отсутствующим видом; вежливо попрощаться и уйти; рискнуть поговорить о том, что меня на самом деле волнует. Именно способностью выбирать форму (которая также зависит от ситуации; от того, с кем мы общаемся; от наших ценностей) подлинная реакция отличается от просто импульсивной, где есть только возбуждение.
Подлинность ощущается через телесные реакции: когда я говорю от себя-реального, я всегда испытываю ощущение облегчения — часть энергии, которая была направлена на создание маски, высвободилась (что не значит, что устраняются тревоги, страхи и прочие неприятные ощущения, если речь идет о какой-то неприятной ситуации). Любая ложь — себе или другим — рождает это специфическое напряжение, часто трудноуловимое, если ты привык врать себе и другим.
То есть «подлинный» = соответствующий состоянию моей психики в данный момент. И в этом заключается большая сложность — так как в нашей душе всегда присутствует больше, чем одна, эмоция или одно переживание, и они могут конфликтовать друг с другом. Например, есть то-чего-я-хочу-сейчас и то-чего-я-боюсь, например. Хочу поговорить на сложную тему, но боюсь, что меня отвергнут, и тогда могу начать сам себя обманывать, мол, на самом деле это не очень-то важная тема, и вообще я сейчас не хочу о этом, и не время, и чего это я себе что-то там выдумываю... Огромная трудность — докопаться до своей аутентичной, «здесь-и-сейчас» реакции, не сваливаясь ни в импульсивное отреагирование без какой-либо паузы (часто обусловленное травмой), ни в рефлекторное следование привычной, фальшивой реакции из серии «а как вам понравится (или как бы понравилось моей маме)», ни в бесконечный самообман, и еще находя для этой реакции подходящую форму. Мне иногда затормозить и прислушаться помогает простой вопрос: «а как это мне?», который я задаю себе в ответ на какие-либо стимулы внешней среды, на которые требуется мой ответ.
«Чистым» интеллектом этот вопрос не решается — мы только запутаемся в лабиринтах сознания. Только долгим и сложным изучением своих телесных и эмоциональных реакций с выявлением своих маркеров подлинности и фальши. И тогда со временем может обнаружиться, что многие из того, что мы считали «своим», по факту наших реакций — или никогда им не было, или уже стало чужим. Как верно и обратное. Наше «подлинное Я» — динамический процесс, а не статичная фигура.
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Фото:freepik.com
Яндекс.Директ ВОмске
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 116 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 106 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Итоги недели с Александром Тарасовым
2847103 июля 2024
Любишь кататься – люби и тридцать пять рублей платить
3771126 июня 2024
Лабиринты света. В память об Игоре Третьем
218222 мая 2024
849916
Психолог, частная практика. Ранее - Дальневосточный Государственный Гуманитарный Университет.
Записи автора
36522 июля 2024
Другой человек – не кладовая полезных ископаемых
33325 июня 2024
28804 июня 2024
46030 мая 2024
Темные ночи души на краю Ойкумены
29624 мая 2024
32707 мая 2024
Легко ли принимать любовь от других людей?
53502 мая 2024
— эколог, урбанполитик
— депутат Государственной Думы
— попутчица
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии