Как быть с чувством школьника «я умнее других»?

Ребёнку 8 лет, во втором классе, отличник, много знает, участвует в олимпиадах. В последнее время стал «зазнаваться», что он самый умный, пренебрежительно относиться к конкурсам, баловаться на уроках.

58928 января 2024
Как быть с чувством школьника «я умнее других»?

Учитель жалуется, что он чувствует свою безнаказанность, все неприятные истории из школы преподносит со своей выгодной стороны и уже манипулирует обстоятельствами, как подметила учитель.

Вопрос: Стоит ли наказывать ребёнка за провинности и как, когда действительно он виноват? Как быть с его чувством «я умнее других»?

1

Ответ:

Сегодня ответ будет кратким, и я в нем повторю, наверное, кусочек своего курса про правила и последствия…

Порой мы сидим и усиленно придумываем последствия аля наказания для поведения ребенка. Ну чтоб понял. Чтоб не зазнавался, или не просыпал школу, или не забывал сменку, или не дразнил собаку, или не засиживался в гаджетах. Часть из них, действительно, на нашей совести, ну, например, про те же гаджеты — а как иначе он узнает, что рано или поздно глазки выпадут, нервная система осыпется и когнитивные навыки в виде мышления, внимания и памяти пострадают?

Но значительная часть событий поддается общим законам природы, где всё гармонично и может урегулироваться без вмешательства человека. Я это называю естественными последствиями (не то, чтоб конкретно Лёля Тарасевич этот термин ввела, просто где-то услышала и пользуюсь теперь). Проспал школу? Опоздал, зашел в класс, где все уже сидят учатся, получил от учителя едкое замечание, стоял краснел, испытывал стыд и хотел провалиться сквозь этажи сразу в спортивный зал. На завтра ты поставил десять будильников, лишь бы этого не повторилось.

Забыл сменку? На физкультуру пустили исключительно в носках, ты один, как дурак, так бегал, еще и на пальце порвались, дырка была видна, пацаны прикалывались, девчонки хихикали, ты опять нервничал. К следующей среде ты первым делом в портфель сложил сменку.

Зазнавался? К тебе испортилось отношение учителя, одноклассников, с тобой отказываются сидеть за одной партой, вставать в пару, когда надо идти на экскурсию, тебе обидно и одиноко. Ты начал искать новые подходы к людям, подбирать другие выражения, менять свое отношение.

Ну разве это не торжество гармонии и саморегуляции системы?

Зачем же мы, родители, так любим туда лезть и отменять естественные последствия? А потом еще сидеть и придумывать свои собственные? Возможно, так мы лелеем свою тревожность и добавляем себе ощущение контроля над судьбой ребенка.

2

Единственное вмешательство, которое мне кажется допустимым в этой ситуации, это научить ребенка видеть взаимосвязи между его поведением и последствиями. При этом не в назидательной форме, мол, «вот, Вася, видишь к чему привело твое зазнайство!», а в очень поддерживающей и дружелюбной: «Ой, дорогой ребенок, ты сейчас расстроен, я вижу! Мне так жаль, что тебе приходится переживать подобные чувства. Как ты думаешь, почему это произошло. Да? Мммм… Ясно. А что бы ты мог сделать, чтобы ситуация стала такой, как тебе бы этого хотелось? А… Мммм… Ясно».

Помните: никаких назиданий! Даже если выводы пока не очень, с вас сплошные «Мммм», «Аааа» и прочие междометия. Наша задача — научить его искать причину, а не найти ее вместо него.

Да, ну и еще учительнице можете дать свое согласие на применение санкций, мол, балуется — ставьте двойки, несмотря на былые заслуги, мы морально готовы.

Примерно вот так. Кратко не получилось. А кусочек курса получился )))

 

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 27 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 171 человек

























Блог-пост

Нателла Кисилевская

— журналистка

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Отдыхать, так с музыкой

Светские хроники

Отдыхать, так с музыкой

«Симфопарк» — главное музыкальное событие под открытым небом в Омске с популяризаторской миссией — подаётся как деликатес: раз в году. Зато выдохнуть и насладиться моментом можно два дня подряд.

124507 июля 2025
Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

63304 июля 2025
Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

2142223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

112818 июня 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх