Как выбрать форму образования для ребенка?

Попробуем разобраться какие формы обучения существуют, в чем преимущества и недостатки того или иного вида и как понять какая форма обучения наилучшим образом подходит именно вашему ребенку.

69626 января 2024
Как выбрать форму образования для ребенка?

В последнее время я все чаще слышу высказывания родителей относительно возможности выбора форм обучения ребёнка. Понимаю, что причины таких мыслей могут быть совершенно разные: начиная от недовольства нынешней государственной системой образования, до вынужденной необходимости из-за реальной невозможности получения образования ребенком в стенах школы. Попробуем разобраться какие формы обучения существуют, в чем преимущества и недостатки того или иного вида и как понять какая форма обучения наилучшим образом подходит именно вашему ребенку. 

Статья 17. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023 и с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023), которая называется «Формы получения образования и формы обучения» гласит:

1

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения (в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона) промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

 Из этих документов следует, что:

— Основное общее образование (9 классов) в нашей стране является обязательным (статья 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). 

2

— В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

— Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).

— Обучающийся получает аттестат, после того как успешно пройдет промежуточные итоговые аттестации и государственную. 

Таким образом, мы видим, что формы образования бывают разные, главное понять какая будет самой оптимальной для вашего ребенка. И здесь решение остается за родителем. Поэтому важно понимать и знать своего ребенка, взвесить все за и против.

Традиционное очное обучение в школе важно не только относительно гарантированным государством (или администрацией частной школы) получением образования, соответствующего стандартам (ФГОС), но и возможностью формального и неформального общения ребенка со сверстниками, что позволяет формировать, развивать и практиковать коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, получать опыт командного взаимодействия. Поэтому, если у вашего ребенка нет заболеваний, препятствующих его нахождению среди людей, вы доверяете или имеете информацию, вызывающую доверие к учебному заведению, дайте возможность ребенку получить такой опыт.

Очно-заочное обучение предполагает зачисление ребёнка в школу, но ходит он туда в соответствии с индивидуальным планом. Какие-то темы он может изучать в классе, остальные самостоятельно дома, а в школу приходить, чтобы получить или сдать домашнее задание. Промежуточную аттестацию обучающийся очно-заочной формы проходит вместе с классом, т.е. присутствие на контрольной работе по предмету обязательно. Часто такая форма обучения полезна или даже жизненно необходима, когда ребенок серьезно занимается спортом, творчеством, искусством и для этого нужно большое количество времени. При этом важно понимать, что у ребенка должно быть достаточно способностей и возможностей осваивать учебную программу самостоятельно, без помощи учителя. Поэтому я бы советовала форму «очно-заочного обучения» подросткам и старшеклассникам с хорошими волевыми навыками, ответственным и самостоятельным поведением.

Соответственно при заочной форме обучения ребенок не ходит в школу (причинами могут быть частые переезды семьи, профессиональные занятия обучающегося, выдающиеся учебные способности), а осваивает программу своими силами (помощниками становятся репетиторы, онлайн-сервисы). Домашние и контрольные работы можно сдавать с использованием дистанционных технологий (Дневник.ру, Сферум) по договоренности с учителями. Образовательную программу, а также форму и график промежуточной аттестации устанавливает школа, в которой числится данный ученик. И обучающийся будет переведен в следующий класс, только после удовлетворительной сдаче контрольных итоговых работ по всем предметам программы. Следовательно, семье и ребенку нужно адекватно оценить свои возможности, силы и средства.

Важно! Школы неохотно идут навстречу родителям, заявляющим о желании организовать обучение в заочном или очно-заочном формате. Связано это в основном с ресурсозатратностью и ответственностью за результаты аттестации, которая лежит на администрации и преподавателях школы, где обучается заочник.

 

Семейное образование — форма получения образования вне образовательной организации.

3

Причины выбора такой формы образования могут быть разными:

• школьный буллинг,

• ребенку скучно на уроках, так как по умственным способностям он опережает сверстников,

• или наоборот имеет индивидуальные особенности и ему нужен особый подход,

• профессиональные занятия спортом или музыкой,

• семья живет в другой стране, а аттестат планируют получить в России,

• возможность давать ребёнку знания, с учётом его интересов и потребностей,

• обучение онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы,

• возможность выбора образовательной программы и школы для аттестаций.

В любом случае, семья добровольно уведомляет школу, которую выбирает для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций, о желании обучать своего ребенка самостоятельно. Таким образом, организация учебного процесса полностью является ответственностью родителей.

4

У семьи будет возможность гибко и вариативно выбирать программу обучения, творчески подходить к организации учебного процесса, использовать все возможные средства и ресурсы (онлайн-платформы и цифровые школы, школы, работающие по авторским методикам и др.). Главное, чтобы в результате ребенок смог сдать итоговые аттестации.

Формой аттестации на семейном обучении и самообразовании является экстернат (ребенок прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций). При успешной сдаче ГИА, экстерн, как и любой другой школьник, получает аттестат об основном общем образовании (9 класс) или основном среднем (полном) образовании (11 класс).

Родителям важно понять, что они располагают реальными ресурсами для организации семейного образования,
• Родители должны быть уверены, что их ребенок способен учиться без надзора со стороны школы,
• Родители должны учитывать все интересы ребенка, в том числе необходимость социализации, как  процесса вхождения в социальную систему, овладение её нормами, правилами поведения, ценностями, знаниями и навыками, психологическими установками. А это возможно только в группе, коллективе. Задача родителя подобрать сообщество, в котором ребенок будет гармонично социализироваться.

Итак:

В РФ реализуются:

2 формы получения образования

5 форм обучения.

У каждого вида обучения есть свои достоинства и недостатки

Экстернат, дистанционное и «домашнее» обучение – это не формы обучения, а способы организации учебного процесса

Различных форм получения образования и форм обучения могут сочетаться (статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

То есть ребенок  может начать обучаться в традиционной школе, затем перевестись на заочную форму обучения, попробовав и испытав все «прелести» дистанционного формата, выбрать для себя окончательно самообразование или отказаться и вернуться в стены родной школы с желанием учиться (и) взаимодействовать со сверстниками. Главное, чтобы ребёнок делал все с желанием, получал от этого удовольствие и развивался разносторонне. 

 

А какие формы обучения и способы организации образовательного процесса для вас предпочтительны? Что еще следует учитывать для того, чтобы развитие ребенка было гармоничным? 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

20521 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

18522 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

939104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек

Психолог



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Ольга Савельева

— попутчица

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3353114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4403210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6213106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1042612 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх