
«Кто такие настоящие друзья, или Как не дать себя в обиду?»
Двое друзей после уроков стащили с сына шапку, позаигрывали с ним и после всего побили. Синяков не было, слез при мне тоже. Я могу предположить, что это была дружеская полушуточная драка. Но в любом случае моему было обидно...
59302 февраля 2024
Вчера сын 10 лет пришел из школы и сказал, что это был самый ужасный день. Двое друзей после уроков, когда гуляли втроем, стащили с него шапку, позаигрывали с ним и после всего побили моего. Синяков не было, слез при мне тоже. Я могу предположить, что это была дружеская полушуточная драка. Но в любом случае моему было обидно. Возможно, именно эту обиду и хотели вызвать друзья.
Вопрос: Это может нормой договариваться и бить друзей? Где граница этих шуток? Не хочется сразу вмешиваться, чтобы моему же ребенку прилетело что-то типа «ты ябеда». Может быть книжки посоветуете на тему «Кто такие настоящие друзья, или Как не дать себя в обиду?».
1Ответ:
Люблю вопросы, которые уже содержат в себе бОльшую часть ответа. И вот вопрос: где границы шутки?
И тут как раз важно возвращать ответственность каждому человеку: а где у вас граница? Со мной лично нельзя устраивать никакую, даже шуточную драку. А с сыном можно, ему весело, но ровно до того места, где возникает боль. Ощущение боли — вот его граница в драке. Чувство обиды — его граница шутки.
Для одних людей драка вполне допустима и не нарушает границ дружбы, для других — матом послать можно, и это нормально воспринимается, к третьим только по имени-отчеству обращаться, иначе вы мне больше не товарищ. Юмор — вообще штука очень индивидуальная: что одному смешно, другому — жуткое оскорбление.
Поэтому в данной ситуации я бы считала разумным вмешательством не поход разбираться «как вы посмели с моим сыночкой так обойтись?!» (хотя очень хочется, я как мать понимаю, честно-честно), а разговор со СВОИМ ребенком о ЕГО границах.
В целом тема нужная и важная. Мы стараемся научить ребёнка отстаивать границы, но забываем два предыдущих пункта:
— узнать самому, а где они у меня;
— рассказать другим, что они у меня вот здесь.
2Возможно, тогда ему не придется и прибегать к третьему вообще, ведь основная часть людей также не хочет вступать в конфликт без причины.
Я это представляю заборчиком: понимаю, где моя территория, прикидываю, где готова подвинуться, а где никак, потом предъявляю миру столбики, натягиваю ленточку. Если кто-то переступает, напоминаю: смотри, видишь ленточку, ты лучше отойди. И уж если человек и тогда прет напролом, наплевав на все знаки и предупреждения, достаю из-под полы пулемет.
Как же про это говорить с детьми?
Во-первых, обсуждаем границы тела: какие прикосновения и кому допустимы, в каких случаях и к каким конкретно местам. Такие разговоры можно вести, начиная с 3 лет: например, это зона трусиков, под ней интимные зоны, их можно трогать только родителям и врачам с разрешения родителей. Обнимать и целовать ребёнка только с его согласия: можно тебя обнять? Или более домашнее, для меня комфортное — обнимашки? И распахнуть объятия. Если ребенок хочет, он сам бросится в ваши руки. А если не идет, значит не заставляем.
Далее лет с 6-7 здорово рисовать круги: вот тут я сам, вот кружок пошире — это моя семья, кто туда входит, что тут разрешено (обниматься, целоваться, задавать очень личные вопросы и делиться секретами). Теперь следующий круг — тут друзья, конкретно, по именам, с ними я здороваюсь за руку, могу обнять, дальше знакомые (соседи, родители друзей, учителя, продавец в булочной под домом) — уже нет касаний, нет разглашения личной информации, но к ним можно, например, обратиться за помощью при необходимости. Последний круг — незнакомцы, тут тоже свои правила. Отдельно есть прослойка помогающих служб: врачей, спасателей, полиции — эти могут в чрезвычайных ситуациях пробивать все виды границ, нарушать их. Здесь ребенка сложно сориентировать, что такое ЧС, поэтому лучше просто предупредить.
После таких разговоров разбирать ситуации с мальчишками становится намного проще: они в каком круге? Это нормальные действия для такого вида общения? Успел ли ты предупредить о том, что для тебя это не норма? Как ты можешь это сделать, чтобы ребята были в курсе? А как действовать, если всё-таки ситуация повторяется, даже если они в курсе? Уйти, перестать дружить или раздвинуть свои границы?
Желаю вам интересных разговоров и изучения себя, своих границ вместе с ребенком.
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 33 человека
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 177 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 14 сентября 2025 года
54313 сентября 2025
Гороскоп на 13 сентября 2025 года
49112 сентября 2025
Гороскоп на 15 сентября 2025 года
47114 сентября 2025
Выбор редакции
1276108 августа 2025
«Я прожила жизнь в своём родном театре…»
147705 августа 2025
«КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС!..» (Очерк судьбы Вацлава Дворжецкого)
1275402 августа 2025
Записи автора
16616 сентября 2025
Смерть близкого. Когда бежать к психологу?
30512 сентября 2025
24309 сентября 2025
47103 сентября 2025
48129 августа 2025
Как научить активного ребёнка замедляться?
35823 августа 2025
Дочь влюбилась в мальчика-спортсмена
33015 августа 2025
40411 августа 2025
— Коуч, психолог
— Писатель, журналист
— попутчица
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии