
Александр Володин: «Стыдно быть несчастливым!»
10-го февраля, 105 лет тому назад родился выдающийся русский драматург, сценарист, поэт Александр Володин /1919-2001/, в своё время официально титулованный как «Живая легенда Санкт-Петербурга»… А ещё в его судьбе был и город Омск…
255209 февраля 2024
Он участник Великой Отечественной войны, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и Премии Президента РФ в области литературы и искусства, орденоносец (ордена Отечественной войны I степени, «За заслуги перед Отчеством III степени), обладатель премий Венецианского кинофестиваля, «Северная пальмира», «Триумф» и многих-многих других. Александр Моисеевич Володин…
О, как мне нравится этот рефрен (заклинание?) Александра Володина из его давней пьесы под названием «Графоман»: «Стыдно быть несчастливым!»… А об истории этой омской фотографии, которую вы сейчас увидели, я расскажу чуть попозже.
...Вопрос ворочался в моей голове так долго, что стал уже почти монументальным. В 1997-м вроде бы и представился случай задать его Володину, но суета на финале Национального театрального конкурса «Золотая маска» в Москве была столь хлопотна, что «обременять» классика отечественной драматургии показалось более чем неуместным. Сохранилась фотография, сделанная за несколько минут до церемонии «золотомасочного» награждения…
А финал тот — напомню — стал для Омска «судьбоносным»: «Золотые маски» были вручены всем, причастным к спектаклю «Женщина в песках» (режиссёр Владимир Петров, актёры Араки Кадзухо и Михаил Окунев).
Мало того, — в номинации «Честь и достоинство» на сцену были вызваны народная артистка России Елена Псарёва (наша!) и Александр Володин... Посчастливилось в первом ряду сидеть на церемонии награждения, и лишь не посчастливилось с точки зрения фоторакурса (снизу вверх). Но вспомнил, что стыдно быть несчастливым, потому с улыбкой щёлкал «Кодаком»-мыльницей.
…Но я отвлёкся от «монументального вопроса». Конец июня 2000-го года. Омский академический театр драмы. Театр предпринимает очередную знаменательную акцию: на спектакль «Происшествие, которого никто не заметил» приезжает автор пьесы — Володин.
— Александр Моисеевич, — спрашиваю спустя десятилетия, — каким образом получилось так, что Георгий Данелия начал фильм «Осенний марафон» с Вашего стихотворения из пьесы «Графоман»: «А что природа делает без нас? // Кому тогда блистает снежный наст…»?
Ответ (если честно) обескуражил: — Да мне бы в голову не пришло вставлять свои стихи в сценарий! Нет, это не я — это Данелия вставил...
...На пресс-конференции Александр Моисеевич Володин поведал о том, что у него за последнее время было несколько ошеломлений. И что самое потрясающее — все они связаны с Омском. Ошеломление — спектакль Омского театра драмы «Академия смеха», который Володин увидел в Санкт-Петербурге на Международном фестивале «Балтийский дом» (после этого спектакля он пришёл домой и, хотя все уже спали, скомандовал: «Все — встать!». И все встали. И начали слушать Володина. Про режиссёра Владимира Петрова, про артистов Юрия Ицкова и Дмитрия Лебедева в «Академии смеха»).
Ошеломление — сам город Омск. «Я представлял его всегда как уютный белый городок, в котором живут интеллигентные люди. Таким Омск и оказался...». Ошеломление — спектакль «Происшествие, которого никто не заметил» (и это был бенефис Юрия Ицкова, потрясающий бенефис!).
Согласитесь, блистательные ошеломления из уст классика, которому легендарная министр культуры Фурцева сказала ещё в 1950-е: «Вы своими пьесами вбиваете клин между народом и правительством», — дорогого стоят. Кстати, под занавес 20-го века этот «клин» аукнулся всеми мыслимыми и немыслимыми премиями, которые буквально обрушились на Володина: «триумфы», «золотые маски»… Всё правильно. Это — закономерность судьбы. Великая закономерность по отношению к великому драматургу, чьи произведения определяли (и определяют!) нравственный камертон общества. И можно при этом даже не вспоминать театральную ауру, связанную с Володиным, можно лишь просто названия кинофильмов «володинских» начать перечислять: «Звонят, откройте дверь», «Дочки-матери», «Пять вечеров», «Осенний марафон»… «Культовые» названия. Легендарные. И жаль только, что из великолепной пьесы-притчи Володина «Две стрелы» вышла в своё время на экраны киноверсия-пустышка. И сам Володин говорил об этом как о кошмаре.
…О «Двух стрелах» не случайно вспомнил. Поймал себя на мысли: до сих пор жалею, что в серединочке 80-х, когда работал завлитом в Омском ТЮЗе, не смог оказаться «сверхубедительным», дабы убедить Александра Моисеевича Володина приехать в Омск посмотреть спектакль-дилогию по двум его пьесам — «Ящерица» и «Две стрелы» (помнится, в письме он сослался на болезнь)… А переписывались мы в те годы частенько. Сначала — в связи с грядущими постановками его пьес, затем — по поводу включения в спектакль по «Ящерице» песен-зонгов, написанных мною по просьбе режиссёра (горжусь, что все мои стихотворные тексты были одобрены Александром Моисеевичем!), ну а далее начали обсуждать возможность превратить дилогию в трилогию: поставить и первую из пьес «каменновекового» цикла Володина (пьеса «Выхухоль»).
А дилогия та («Ящерица» и «Две стрелы»), поставленная тогдашним главным режиссёром ТЮЗа Михаилом Кольцовым, была по-настоящему «знаковой». И, разумеется, по-володински притчевой. С великолепными массовками, с яркими актёрскими работами.
…Но вернёмся в 2000-й год. 26-е июня. Юбилейный Вечер Юрия Ицкова (он — в роли Автора в «Происшествии, которого никто не заметил»). Одна из самых-самых главных «изюминок» Вечера — приехавший в Омск и, естественно, находящийся в зрительном зале «прототип» героя, классик отечественной драматургии Александр Володин!..
…Сидели потом на скамеечке близ театра драмы, разговаривали. На снимке сейчас увидите (слева направо): театровед и редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская, автор сих строк, Александр Моисеевич Володин и актриса театра драмы Мария Степанова.
И не знал я и не ведал тогда, что Володин, абсолютно убеждённый, что в Омске он в первый раз, — ошибается на сей счёт. И не знал я и не ведал, что через восемь лет окажутся у меня в руках эксклюзивные и именно «омские» фотографии Александра Моисеевича, сделанные в 1972-м, в первый его приезд в Омск; а кабы знал да ведал, эти снимки Володин мог бы увидеть и в 2000-м… А в декабре 2001-го его уже не стало…
…Борис Курносов, один из талантливейших мэтров омской художественной фотографии, позвонил летом 2008-го: «Сергей, я тут в очередной раз архивы разбирал. Загляни! Может, что-то заинтересует». И вот — перелистываю-перебираю внушительную стопку фотографий. И вижу вдруг… Александра Володина! На снимке драматургу — примерно лет 50-55, значит фотография явно времён конца 1960-х — начала 1970-х.
Курносов, увидев, что я «задержался» на володинском снимке, поясняет:
— Эта фотография давненько уже хранится. Никогда не публиковалась.
— В Москве, в Ленинграде снимали?
— Да нет же, в Омске!
Ну, тут я всезнающе улыбаюсь: — Дорогой Борис Павлович, драматург Володин был в Омске один-разъединственный раз, и было это в 2000-м году.
— Ошибаешься, Сергей. Володин в Омске был лет сорок назад. Я тогда работал фотографом в ТЮЗе. И вот мне звонят из драмтеатра и говорят, что главреж Яков Маркович Киржнер просит меня срочно приехать, потому что в театре — «сам Володин»! Что? Когда это было? По годам — примерно в промежутке между 1969-м и 1973-м, это совершенно точно! И, кстати, у меня должны быть два-три негатива с той фотосъёмки, и на одном из них Володин сидит рядом с Киржнером, в его кабинете, в Омске!
— Этого просто не может быть, — ответствую. Да и что другое могу я сказать, если слышал от Володина в 2000-м, как говорил он о своём свершившемся долгожданном (и первом!) визите в наш город. Курносов, похоже, обиделся. Даже сказал, что для него теперь уже дело чести доказать, что Володин был в Омске и что он отыщет негативы!
Ну и я со своей стороны «завёлся»: начал обзванивать актёров-мэтров и завлитов театра драмы тех лет: мол, помните ли, как в театре Володин был в конце 60-х — начале 70-х? Суть всех ответов — одна: нет, не помню, но если бы Володин был в театре, — уж об этом рано или поздно узнал (-а) бы, а точнее, не мог (-ла) бы не знать о таком событии. И уж совершенно однозначный аргумент, «предъявленный» мною Курносову, — статья-эссе одного из самого близких друзей драматурга, Марины Дмитревской в составленной ею книге «О Володине. Первые воспоминания» (Санкт-Петербург, 2004): «Володин позвонил ночью. «Знаешь, я подумал — мне осталась в жизни одна поездка. И я хотел бы поехать в Омск. Где-то я про него читал — то ли у Пастернака, то ли у Эренбурга. Он представляется мне таким белым городом, и в нём живут интеллигентные люди…».
Течёт время, Курносов продолжает искать негативы. А меня вдруг осеняет: стоп, а если это лето было, отпуска, а Киржнер оставался в Омске?.. А директором театра был тогда Мигдат Нуртдинович Ханжаров… А его дочке Ларисе Ханжаровой можно хоть сейчас позвонить — вдруг вспомнит?..
– …Очень хорошо, Серёжа, помню, да и как забыть такое! Володин ведь тогда уже и знаменитым был, и в определённом смысле «запрещённым» (как говорится, «в списках ходили» уже написанные тогда и «детективы каменного века» «Ящерица», «Две стрелы», и стихи володинские т.н. андеграундные). А уж книга пьес Володина, вышедшая в конце 1960-х, была буквально нарасхват, в ней были напечатаны и «Пять вечеров», и «Старшая сестра», и «Происшествие, которого никто не заметил», и «Назначение»!.. Мне неожиданно позвонил отец — это, помню, днём было… Что? В каком году? Примерно 70-й - 72-й. Так вот, звонит отец, говорит: «Лариса, срочно приезжай в театр, сейчас встреча с Володиным будет». Уже через несколько минут я была в театре… Он фантастически говорил, он свои стихи великолепные читал!..
— Лариса, а в 2000-м, когда Володин в Омск приезжал, ты не напомнила ему о том давнем приезде?
— Ну почему же! Но он ответил так: «Я не помню, что был раньше в Омске». Но, в принципе, я думаю, что всё объяснимо. Ситуация, насколько мне помнится, была экстремальная — Володин ехал из новосибирского Академгородка, проезжал Омск, об этом было известно Киржнеру и Ханжарову, и они буквально «выцепили» его из поезда: посадили в машину, привезли в театр, срочно созвали-обзвонили всех, кого успели, провели творческую встречу, потом Володин с Киржнером недолгое время общался, ну а далее — Александра Моисеевича вновь посадили в театральный автомобиль и отвезли на вокзал, вручив ему заранее купленный билет для «продолжения поездки».
…Между прочим, я был счастлив, когда тут же начал звонить Курносову:
— Поздравляю с победой!..
— А откуда ты знаешь, что я негативы нашёл? Причём только что.
— Значит – двойная победа!..
…После распечатки негативов — снова беседуем с Курносовым:
— Борис Павлович, а снимок показали, подарили Киржнеру?
— Представь, нет. Сезон начался, суета театральная, и Киржнер не напоминал, и я «замотался»… В общем, так сорок лет недвижно и пролежала фотография в моих архивных залежах. А теперь вот и негативы разыскать удалось.
…Так была внесена фотодокументальная «омская строчка» в биографию драматурга-классика. Ну а окончательную «документальную точку» в этой почти детективной истории поставила омский театровед Светлана Кулыгина, которая (после долгих «розысков») показала мне книгу, подписанную ей Александром Володиным в тот давний приезд в Омск; и главное — на книге есть дата, начертанная рукой Володина: 24 марта 1972 года. Ну а почему актёры и творческие работники, работавшие в начале 1970-х в Омском драматическом, вообще не вспомнили о том приезде Володина, — тоже, я думаю, объяснимо. Руководство театра и не успело их созвать, да и… не стало. И дело не только в спонтанной «импровизационности» краткого приезда (точнее, — заезда) Володина в Омск: «мимолётом», проездом на поезде, с «выхватыванием» режиссёром Киржнером драматурга из поезда оного. Думаю, дело ещё и в сознательном «неафишировании» творческой встречи с опальным в те годы драматургом. Дело могло, как говорится, «политикой» обернуться. Потому встреча та давняя с Володиным была и кулуарной, и, в общем-то, «закрытой», тем паче что Омск в то время был далеко не новосибирский Академгородок 1960-х – начала 1970-х…
…Признаться хочу: чувствовал себя счастливым, когда «поисками истины» занимался, глядя на володинские фотографии. И сейчас, в преддверии финальной точки, повторю: я — счастлив! И не только потому, что всегда живёт во мне классическая фраза Володина: «Стыдно быть несчастливым!». А и потому ещё, что книжку открыл с названием «Осенний марафон», на титульном листе которой – дарственный автограф Александра Моисеевича Володина, надпись из лета 2000-го…
Я счастлив, Александр Моисеевич!.. Спасибо Вам за то, что Вы были и есть! Спасибо, что имел возможность и счастье переписываться с Вами и встречаться с Вами!.. Как только буду в Петербурге, — обязательно приду к Вам!.. Приду — и (совершенно точно знаю) тут же Ваши строчки вспомню:
…Как будто мы жители разных планет.
На вашей планете я не проживаю.
Я вас уважаю, я вас уважаю,
но я на другой проживаю. Привет!
Фото:Бориса Курносова, из архивов Омского академического театра драмы, Омского ТЮЗа, архива автора.
Самое читаемое
Гороскоп на 11 сентября 2025 года
64210 сентября 2025
Гороскоп на 10 сентября 2025 года
52409 сентября 2025
Гороскоп на 14 сентября 2025 года
47913 сентября 2025
Выбор редакции
1251108 августа 2025
«Я прожила жизнь в своём родном театре…»
145505 августа 2025
«КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС!..» (Очерк судьбы Вацлава Дворжецкого)
1249402 августа 2025
42422194154
Записи автора
«Рецепт молодости – он простой: надо очень верить в жизнь!»
135116 сентября 2025
1251108 августа 2025
«Я прожила жизнь в своём родном театре…»
145505 августа 2025
«КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС!..» (Очерк судьбы Вацлава Дворжецкого)
1249402 августа 2025
«Я вижу вас… И я вам улыбаюсь…»
438519 июня 2025
«Наверно, прекрасно быть птицей!..»
576614 октября 2024
«Ну а я – перебираю чётки, что хранят энергию веков…»
1948106 октября 2024
— Психолог
— Писатель, журналист
— Коуч, психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Эксклюзив
Обязательная экскурсия для туристов в Петрозаводске – посещение острова Кижи. Местные жители произносят название с ударением на первый слог – КИжи. С речного вокзала Петрозаводска туда организован несколько рейсов судов на подводных крыльях.
730131 августа 2025
Онежский комар, или Стройбат как символ Великой Победы
Если выйти с железнодорожного вокзала в Петрозаводске, свернуть направо, а потом налево, на улицу Гоголя, это будет прямая дорога к мемориалу воинам Карельского фронта. В этом месте улица Гоголя закончится, но там найдется тропинка, которая выведет к мостику через речку Лососинку. Перейдя мост, внимательный турист найдет несколько необычных арт-объектов. Один из них – памятник онежскому комару.
53623 августа 2025
Обходил отец окрестности Онежского озера
Мой отец, Жарый Иван Кузьмич, в возрасте 17,5 лет после полуторагодичного обучения в военном училище был призван на фронт. В декабре 1942 года он убыл из Омска. Войну он закончил близ Дрездена. Туда он дошел в составе воздушно-десантных войск от Пскова – мимо Онежского озера через Петрозаводск, Костомукшу, Мурманск…
74421 августа 2025
Обходя окрестности Онежского озера
Стоимость любой туристической поездки – краеугольный камень. Хочется везде побывать – и при этом сэкономить. Потому – прямо с Валаама едем на Онежское озеро.
84119 августа 2025

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»
Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.
100129 июля 2025

«Симфопарк» — главное музыкальное событие под открытым небом в Омске с популяризаторской миссией — подаётся как деликатес: раз в году. Зато выдохнуть и насладиться моментом можно два дня подряд.
182307 июля 2025

Правила воспитания Оксаны Клименко
«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко.
1227104 июля 2025

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»
Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.
3027223 июня 2025
Яндекс.Директ ВОмске
Электрический дровокол: помощник в заготовке дров
52412 августа 2025
Акне у подростков: причины появления и как бороться с проблемой
630403 марта 2025
Комментарии