
Александр Володин: «Стыдно быть несчастливым!»
10-го февраля, 105 лет тому назад родился выдающийся русский драматург, сценарист, поэт Александр Володин /1919-2001/, в своё время официально титулованный как «Живая легенда Санкт-Петербурга»… А ещё в его судьбе был и город Омск…
238509 февраля 2024
Он участник Великой Отечественной войны, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и Премии Президента РФ в области литературы и искусства, орденоносец (ордена Отечественной войны I степени, «За заслуги перед Отчеством III степени), обладатель премий Венецианского кинофестиваля, «Северная пальмира», «Триумф» и многих-многих других. Александр Моисеевич Володин…
О, как мне нравится этот рефрен (заклинание?) Александра Володина из его давней пьесы под названием «Графоман»: «Стыдно быть несчастливым!»… А об истории этой омской фотографии, которую вы сейчас увидели, я расскажу чуть попозже.
...Вопрос ворочался в моей голове так долго, что стал уже почти монументальным. В 1997-м вроде бы и представился случай задать его Володину, но суета на финале Национального театрального конкурса «Золотая маска» в Москве была столь хлопотна, что «обременять» классика отечественной драматургии показалось более чем неуместным. Сохранилась фотография, сделанная за несколько минут до церемонии «золотомасочного» награждения…
А финал тот — напомню — стал для Омска «судьбоносным»: «Золотые маски» были вручены всем, причастным к спектаклю «Женщина в песках» (режиссёр Владимир Петров, актёры Араки Кадзухо и Михаил Окунев).
Мало того, — в номинации «Честь и достоинство» на сцену были вызваны народная артистка России Елена Псарёва (наша!) и Александр Володин... Посчастливилось в первом ряду сидеть на церемонии награждения, и лишь не посчастливилось с точки зрения фоторакурса (снизу вверх). Но вспомнил, что стыдно быть несчастливым, потому с улыбкой щёлкал «Кодаком»-мыльницей.
…Но я отвлёкся от «монументального вопроса». Конец июня 2000-го года. Омский академический театр драмы. Театр предпринимает очередную знаменательную акцию: на спектакль «Происшествие, которого никто не заметил» приезжает автор пьесы — Володин.
— Александр Моисеевич, — спрашиваю спустя десятилетия, — каким образом получилось так, что Георгий Данелия начал фильм «Осенний марафон» с Вашего стихотворения из пьесы «Графоман»: «А что природа делает без нас? // Кому тогда блистает снежный наст…»?
Ответ (если честно) обескуражил: — Да мне бы в голову не пришло вставлять свои стихи в сценарий! Нет, это не я — это Данелия вставил...
...На пресс-конференции Александр Моисеевич Володин поведал о том, что у него за последнее время было несколько ошеломлений. И что самое потрясающее — все они связаны с Омском. Ошеломление — спектакль Омского театра драмы «Академия смеха», который Володин увидел в Санкт-Петербурге на Международном фестивале «Балтийский дом» (после этого спектакля он пришёл домой и, хотя все уже спали, скомандовал: «Все — встать!». И все встали. И начали слушать Володина. Про режиссёра Владимира Петрова, про артистов Юрия Ицкова и Дмитрия Лебедева в «Академии смеха»).
Ошеломление — сам город Омск. «Я представлял его всегда как уютный белый городок, в котором живут интеллигентные люди. Таким Омск и оказался...». Ошеломление — спектакль «Происшествие, которого никто не заметил» (и это был бенефис Юрия Ицкова, потрясающий бенефис!).
Согласитесь, блистательные ошеломления из уст классика, которому легендарная министр культуры Фурцева сказала ещё в 1950-е: «Вы своими пьесами вбиваете клин между народом и правительством», — дорогого стоят. Кстати, под занавес 20-го века этот «клин» аукнулся всеми мыслимыми и немыслимыми премиями, которые буквально обрушились на Володина: «триумфы», «золотые маски»… Всё правильно. Это — закономерность судьбы. Великая закономерность по отношению к великому драматургу, чьи произведения определяли (и определяют!) нравственный камертон общества. И можно при этом даже не вспоминать театральную ауру, связанную с Володиным, можно лишь просто названия кинофильмов «володинских» начать перечислять: «Звонят, откройте дверь», «Дочки-матери», «Пять вечеров», «Осенний марафон»… «Культовые» названия. Легендарные. И жаль только, что из великолепной пьесы-притчи Володина «Две стрелы» вышла в своё время на экраны киноверсия-пустышка. И сам Володин говорил об этом как о кошмаре.
…О «Двух стрелах» не случайно вспомнил. Поймал себя на мысли: до сих пор жалею, что в серединочке 80-х, когда работал завлитом в Омском ТЮЗе, не смог оказаться «сверхубедительным», дабы убедить Александра Моисеевича Володина приехать в Омск посмотреть спектакль-дилогию по двум его пьесам — «Ящерица» и «Две стрелы» (помнится, в письме он сослался на болезнь)… А переписывались мы в те годы частенько. Сначала — в связи с грядущими постановками его пьес, затем — по поводу включения в спектакль по «Ящерице» песен-зонгов, написанных мною по просьбе режиссёра (горжусь, что все мои стихотворные тексты были одобрены Александром Моисеевичем!), ну а далее начали обсуждать возможность превратить дилогию в трилогию: поставить и первую из пьес «каменновекового» цикла Володина (пьеса «Выхухоль»).
А дилогия та («Ящерица» и «Две стрелы»), поставленная тогдашним главным режиссёром ТЮЗа Михаилом Кольцовым, была по-настоящему «знаковой». И, разумеется, по-володински притчевой. С великолепными массовками, с яркими актёрскими работами.
…Но вернёмся в 2000-й год. 26-е июня. Юбилейный Вечер Юрия Ицкова (он — в роли Автора в «Происшествии, которого никто не заметил»). Одна из самых-самых главных «изюминок» Вечера — приехавший в Омск и, естественно, находящийся в зрительном зале «прототип» героя, классик отечественной драматургии Александр Володин!..
…Сидели потом на скамеечке близ театра драмы, разговаривали. На снимке сейчас увидите (слева направо): театровед и редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская, автор сих строк, Александр Моисеевич Володин и актриса театра драмы Мария Степанова.
И не знал я и не ведал тогда, что Володин, абсолютно убеждённый, что в Омске он в первый раз, — ошибается на сей счёт. И не знал я и не ведал, что через восемь лет окажутся у меня в руках эксклюзивные и именно «омские» фотографии Александра Моисеевича, сделанные в 1972-м, в первый его приезд в Омск; а кабы знал да ведал, эти снимки Володин мог бы увидеть и в 2000-м… А в декабре 2001-го его уже не стало…
…Борис Курносов, один из талантливейших мэтров омской художественной фотографии, позвонил летом 2008-го: «Сергей, я тут в очередной раз архивы разбирал. Загляни! Может, что-то заинтересует». И вот — перелистываю-перебираю внушительную стопку фотографий. И вижу вдруг… Александра Володина! На снимке драматургу — примерно лет 50-55, значит фотография явно времён конца 1960-х — начала 1970-х.
Курносов, увидев, что я «задержался» на володинском снимке, поясняет:
— Эта фотография давненько уже хранится. Никогда не публиковалась.
— В Москве, в Ленинграде снимали?
— Да нет же, в Омске!
Ну, тут я всезнающе улыбаюсь: — Дорогой Борис Павлович, драматург Володин был в Омске один-разъединственный раз, и было это в 2000-м году.
— Ошибаешься, Сергей. Володин в Омске был лет сорок назад. Я тогда работал фотографом в ТЮЗе. И вот мне звонят из драмтеатра и говорят, что главреж Яков Маркович Киржнер просит меня срочно приехать, потому что в театре — «сам Володин»! Что? Когда это было? По годам — примерно в промежутке между 1969-м и 1973-м, это совершенно точно! И, кстати, у меня должны быть два-три негатива с той фотосъёмки, и на одном из них Володин сидит рядом с Киржнером, в его кабинете, в Омске!
— Этого просто не может быть, — ответствую. Да и что другое могу я сказать, если слышал от Володина в 2000-м, как говорил он о своём свершившемся долгожданном (и первом!) визите в наш город. Курносов, похоже, обиделся. Даже сказал, что для него теперь уже дело чести доказать, что Володин был в Омске и что он отыщет негативы!
Ну и я со своей стороны «завёлся»: начал обзванивать актёров-мэтров и завлитов театра драмы тех лет: мол, помните ли, как в театре Володин был в конце 60-х — начале 70-х? Суть всех ответов — одна: нет, не помню, но если бы Володин был в театре, — уж об этом рано или поздно узнал (-а) бы, а точнее, не мог (-ла) бы не знать о таком событии. И уж совершенно однозначный аргумент, «предъявленный» мною Курносову, — статья-эссе одного из самого близких друзей драматурга, Марины Дмитревской в составленной ею книге «О Володине. Первые воспоминания» (Санкт-Петербург, 2004): «Володин позвонил ночью. «Знаешь, я подумал — мне осталась в жизни одна поездка. И я хотел бы поехать в Омск. Где-то я про него читал — то ли у Пастернака, то ли у Эренбурга. Он представляется мне таким белым городом, и в нём живут интеллигентные люди…».
Течёт время, Курносов продолжает искать негативы. А меня вдруг осеняет: стоп, а если это лето было, отпуска, а Киржнер оставался в Омске?.. А директором театра был тогда Мигдат Нуртдинович Ханжаров… А его дочке Ларисе Ханжаровой можно хоть сейчас позвонить — вдруг вспомнит?..
– …Очень хорошо, Серёжа, помню, да и как забыть такое! Володин ведь тогда уже и знаменитым был, и в определённом смысле «запрещённым» (как говорится, «в списках ходили» уже написанные тогда и «детективы каменного века» «Ящерица», «Две стрелы», и стихи володинские т.н. андеграундные). А уж книга пьес Володина, вышедшая в конце 1960-х, была буквально нарасхват, в ней были напечатаны и «Пять вечеров», и «Старшая сестра», и «Происшествие, которого никто не заметил», и «Назначение»!.. Мне неожиданно позвонил отец — это, помню, днём было… Что? В каком году? Примерно 70-й - 72-й. Так вот, звонит отец, говорит: «Лариса, срочно приезжай в театр, сейчас встреча с Володиным будет». Уже через несколько минут я была в театре… Он фантастически говорил, он свои стихи великолепные читал!..
— Лариса, а в 2000-м, когда Володин в Омск приезжал, ты не напомнила ему о том давнем приезде?
— Ну почему же! Но он ответил так: «Я не помню, что был раньше в Омске». Но, в принципе, я думаю, что всё объяснимо. Ситуация, насколько мне помнится, была экстремальная — Володин ехал из новосибирского Академгородка, проезжал Омск, об этом было известно Киржнеру и Ханжарову, и они буквально «выцепили» его из поезда: посадили в машину, привезли в театр, срочно созвали-обзвонили всех, кого успели, провели творческую встречу, потом Володин с Киржнером недолгое время общался, ну а далее — Александра Моисеевича вновь посадили в театральный автомобиль и отвезли на вокзал, вручив ему заранее купленный билет для «продолжения поездки».
…Между прочим, я был счастлив, когда тут же начал звонить Курносову:
— Поздравляю с победой!..
— А откуда ты знаешь, что я негативы нашёл? Причём только что.
— Значит – двойная победа!..
…После распечатки негативов — снова беседуем с Курносовым:
— Борис Павлович, а снимок показали, подарили Киржнеру?
— Представь, нет. Сезон начался, суета театральная, и Киржнер не напоминал, и я «замотался»… В общем, так сорок лет недвижно и пролежала фотография в моих архивных залежах. А теперь вот и негативы разыскать удалось.
…Так была внесена фотодокументальная «омская строчка» в биографию драматурга-классика. Ну а окончательную «документальную точку» в этой почти детективной истории поставила омский театровед Светлана Кулыгина, которая (после долгих «розысков») показала мне книгу, подписанную ей Александром Володиным в тот давний приезд в Омск; и главное — на книге есть дата, начертанная рукой Володина: 24 марта 1972 года. Ну а почему актёры и творческие работники, работавшие в начале 1970-х в Омском драматическом, вообще не вспомнили о том приезде Володина, — тоже, я думаю, объяснимо. Руководство театра и не успело их созвать, да и… не стало. И дело не только в спонтанной «импровизационности» краткого приезда (точнее, — заезда) Володина в Омск: «мимолётом», проездом на поезде, с «выхватыванием» режиссёром Киржнером драматурга из поезда оного. Думаю, дело ещё и в сознательном «неафишировании» творческой встречи с опальным в те годы драматургом. Дело могло, как говорится, «политикой» обернуться. Потому встреча та давняя с Володиным была и кулуарной, и, в общем-то, «закрытой», тем паче что Омск в то время был далеко не новосибирский Академгородок 1960-х – начала 1970-х…
…Признаться хочу: чувствовал себя счастливым, когда «поисками истины» занимался, глядя на володинские фотографии. И сейчас, в преддверии финальной точки, повторю: я — счастлив! И не только потому, что всегда живёт во мне классическая фраза Володина: «Стыдно быть несчастливым!». А и потому ещё, что книжку открыл с названием «Осенний марафон», на титульном листе которой – дарственный автограф Александра Моисеевича Володина, надпись из лета 2000-го…
Я счастлив, Александр Моисеевич!.. Спасибо Вам за то, что Вы были и есть! Спасибо, что имел возможность и счастье переписываться с Вами и встречаться с Вами!.. Как только буду в Петербурге, — обязательно приду к Вам!.. Приду — и (совершенно точно знаю) тут же Ваши строчки вспомню:
…Как будто мы жители разных планет.
На вашей планете я не проживаю.
Я вас уважаю, я вас уважаю,
но я на другой проживаю. Привет!
Фото:Бориса Курносова, из архивов Омского академического театра драмы, Омского ТЮЗа, архива автора.
Самое читаемое
70820 мая 2025
66921 мая 2025
Выбор редакции
42422194154
Записи автора
«Наверно, прекрасно быть птицей!..»
562614 октября 2024
«Ну а я – перебираю чётки, что хранят энергию веков…»
1853106 октября 2024
80202 октября 2024
76727 сентября 2024
«Подвижниками держится Россия!..» (ПОЗДРАВЛЕНИЕ ДРУГУ-ЮБИЛЯРУ)
1210118 сентября 2024
Призванный в небесный оркестр…
1625227 августа 2024
Многогранный и одержимый Владимир Башкин
155616 августа 2024
— попутчица
— директор правового холдинга «Закон»
— журналистка
Яндекс.Директ ВОмске
Эксклюзив
Не на небе — на земле жил Ершов…
Жизнь снимала с него стружку по полной программе. Готовила к встрече со Сказкой Всей Жизни. Отсекала лишнее – уж сказочник, так сказочник. Чтоб все обомлели, ахнули, чтоб до мурашек и глаза на лоб полезли… 6 марта автору «Конька-горбунка» Петру Павловичу Ершову исполнилось 210 лет.
2061206 марта 2025

И Гергиев нам сладок и приятен
23 апреля фестиваль-путешественник, придуманный генеральным директором Мариинского и Большого, на один вечер сделал остановку в Омске.
339925 апреля 2025

Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»
Солистке омского кавер-бенда «Oh yeah!» Елене Юминой предлагал помощь в раскрутке трехкратный победитель олимпийских игр Александр Карелин. Ее вокалу аплодировали Владислав Третьяк, Костя Цзю и другие именитые спортсмены. Омичка пела сольно и с группами в Москве, Сочи, Таиланде. А сейчас послушать ее можно на концертных площадках родного города. Наш портал расспросил певицу о ее планах. Но сначала мы уточнили, не жалеет ли она об отказе от раскрутки в столице?
123072208 декабря 2024

Такого джазопада давно не помнят здешние места
Джаз в исполнении Дениса Мацуева недосягаем, а угроза обрушения рояля почти реальна... Чтобы вечером 2 декабря красавец Steinway не свалился под сокрушительным напором импровизаций, народный артист России периодически проверял подпорку для крышки рояля.
1233404 декабря 2024

С джазом, драйвом, детьми и друзьями
«Вы нескромны», - пожурила Ирина Лапшина Валерия Перминова, который 27 ноября устроил в Концертном зале «Мегаквартирник». Но тут же прибавила: «Дай бог каждому юбиляру Омской филармонии так отмечать свой юбилей!»
12080129 ноября 2024
Яндекс.Директ ВОмске
Лечение алкоголизма в Ижевске. Программа «12 шагов»
532306 марта 2025
Акне у подростков: причины появления и как бороться с проблемой
503103 марта 2025
Работа из дома: плюсы и минусы
563224 февраля 2025
Комментарии