«Я» — это процесс выбора

Ядро нашего «Я» – это не это поле, это тот «некто», кто может над этим полем подняться и быть способным выбирать путь (даже находясь в зоне «притяжения» наиболее проторенных и привычных путей). Осознание и способность направить энергию в сторону какого-то варианта.

73409 февраля 2024
«Я» — это процесс выбора

Последние две недели сижу с глупым ощущением того, что заново переосознаю то, о чем давно узнал и говорил, и даже иногда ухватывал краешком сознания, но вот чтобы так полно, до телесной дрожи и трепета внутри, с переживанием сдвига восприятия – только сейчас. И что как будто все давно уже догнали, а я один вот отстал (что обычно не так, но когда речь идет о чем-то, лежащем на поверхности очень давно…).

Речь идет о том, что «я» — это процесс выбора. Это сама способность к осознаванию и перенаправлению энергии действия. И все, остальное же – нечто другое. И если действительно прочувствовать эту простую вещь, многое в восприятии изменится.

1

Есть наше тело, и живущие в нем ощущения и переживания. В значительной мере многие из них – за пределами осознания, в бессознательной части, вырываясь оттуда иногда, как черт из табакерки. Есть наше представление о самом себе, основанное как на том, что о мы думаем о себе, что мы узнали от других и на опыте прошлых выборов. Эти представления еще норовят отсечь от осознания при помощи стыда как плохие, недостойные части наших «телесных» проявлений (эмоции, потребности, спонтанные проявления и т.п.). Есть еще влияния извне — мы не самодостаточны, наши состояния зависят и от того, как внешние силы «прикладываются» к нам. Всё это вместе образует целый хаос из множества вариантов выбора того, как нам поступать по отношению к себе, к другим людям или к ситуациям. Я представляю этот хаос как переплетение огромного количества светящихся нитей-путей разного цвета и диаметра (зависит от количества энергии, двигающейся по этим путям), образующих огромное поле. Оно выходит за рамки нашего тела и связывает нас с окружающим миром множеством вариантов. Что сказать ему или ей в ответ на то, что он или она сделали (и сразу – несколько вариантов)? Что выбрать сейчас – покупать или подождать? Я могу чувствовать к человеку одновременно и злость, и любовь, и какую дорожку сейчас выбрать, и какие слова при этом выбрать? Ведь может быть и так, что злости намного больше, и этот поток сильно утягивает за собой, буквально тащит в известном направлении. Но я все же не эта злость, хотя могу слиться с ней и на какое-то время потерять себя (в чем заключается суть пограничного состояния).

Так вот, ядро нашего «Я» – это не это поле, это тот «некто», кто может над этим полем подняться и быть способным выбирать путь (даже находясь в зоне «притяжения» наиболее проторенных и привычных путей). Осознание и способность направить энергию в сторону какого-то варианта. Уже после выбора – слиться с ним на какое-то время, реализовав его, а потом – снова подняться, и снова выбирать. И вопрос изменений – это не вопрос того, что, мол, нужно устранить вон то широкое нарциссическое шоссе из психики, а в том, чтобы увидеть и выбрать другие варианты пути, которые есть рядом, но, возможно, не подсвечены, заброшены, или имеют вид маленькой тропинки. Я – процесс выбора, а не этот полевой хаос из дорог и направлений. И чем чаще я выбираю какой-то новый путь (при всей заряженности старого), тем лучше начинает он подсвечиваться (как в той избитой поговорке – «побеждает тот волк, которого ты кормишь»).

А чем руководствоваться при этом выборе? Стремлениями. Если речь об отношениях – то каким бы образом ты хотел бы присутствовать рядом с другим? Что и как бы хотел выразить другому? «Сейчас-ради-потом», то есть я выбираю говорить вот это и вот таким образом, чтобы создать возможность лучшего будущего для отношений, чем если я сейчас наговорю грубостей, с которыми «потом» становится проблематичным. То есть наши слова и действия рождают новые развилки – или наоборот, сужают их до конечного тупика или обрыва. Вот он критерий – какие варианты выбора могут родиться из того, что я делаю сейчас?

Поскольку мы не свободны от влияния ни нашего тела, ни нашей жизненной истории, то такого «чистого» сознания нет и не будет, нельзя просто парить над потоками – они нас тянут, завлекают, утаскивают в себя. Мы обусловлены нашей материальный природой – состояние тела или внешние удары судьбы усиливают одни линии выбора, ослабляют другие, а третьи и вовсе делают невозможными. Пограничное состояние психики – это как раз ситуация, когда нас так затянуло в какой-то один вариант, так захватили эмоции, что у нас исчезает выбор, поле из многоцветных дорог упрощается до якобы предельной ясности относительно другого человека или ситуации. Зоны наших травм – это опасные воронки-водовороты, которые действительно могут так в себя утянуть, что и дорог-то не останется – только кручение по одной-единственной траектории по кругу. Когда мы в пограничном состоянии, мы не выбираем – нас несет. Неслучайно вокруг травм в нашей психике образуются мертвые зоны без дорог.

Развитие нашей способности к осознаванию – это способность не сливаться с потоками и воронками – хотя для начала важно обнаружить, что «нас несет» (и это бывает очень трудно). Видеть и то, как ранее сделанные выборы толкают нас повторять свой выбор, сворачивать на проторенные дорожки. Учиться наблюдать за тем, куда именно нас тащит поток, как больно мы бьемся о тупики и как заносит нас на поворотах, и пробовать сворачивать на боковые пути. Осознавание — это попытка вернуть уникальную человеческую способность к выбору, выйти из человека-обусловленного и стать человеком-освобождающимся. Выбор – поток – следующий выбор, основанный на осознанном наблюдении за тем, куда меня ведет (или завел) предыдущий выбор. Вот и всё мое подлинное Я.

«Я – процесс выбора» делает во многом неактуальным чувство вины. Если я принял плохое решение – я могу извиниться (признать ответственность за вред и выразить сожаление об этом), и дальше, осознавая то, что во мне есть (в том числе и те силы-страсти, которые обусловили предыдущий плохой выбор) – попытаться сделать другой. Это может быть очень трудно, но это возможно. Для меня это дорога совести. И всё — только наши последующие решения могут как-то изменять ситуацию или восприятие, обусловленные предыдущими выборами (у других людей тоже есть выбор – менять отношение или нет, они – тоже процесс выбора). То же самое касается ситуации, когда пострадали мы сами. А если переживания заворачивать в чувство вины, то наш путь «закольцовывается», и наше «я» начинает организовываться вокруг этого закольцованного опыта в виде бесконечных сожалений, попыток переиграть ситуацию в прошлом, отчаянных попыток искупить вину и так далее.

Чем больше сфера нашего осознавания – тем больше свободы у нашего Я (которая никогда не будет полной и абсолютной). А вместе с этим – больше одиночества, так в этом процессе выбора – только твое, индивидуальное сознание. Принимаешь решение, двигаешься по выбранной траектории – и да, получаешь какие-то отклики от других людей, и уже по ним понимаешь – хороший был выбор или нет. А в точке выбора ты – всегда один.

Такое вот в сумме осознавание: когда я – это процесс выбора, то я обретаю свободу и одиночество, и вместе с тем – ту гибкость, которая позволяет мне сходить с тех проторенных дорог, которые тащат меня совсем не туда, где я бы хотел оказаться. Дороги эти никуда сами собой не денутся, нельзя взять и отменить наши травмы, стили контакта и многое другое. Наблюдать, выбирать и помнить – наши прошлые выборы не определяют то, кто мы есть сейчас.

2

 

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Илья Латыпов

Фото:b17.ru

Теги:Психология


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 141 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 119 человек

Психолог, частная практика. Ранее - Дальневосточный Государственный Гуманитарный Университет.




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Story

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Год назад омичка взяла Гран-При конкурса красоты, а в 2024-м — победила в номинации «ТОП-Женщина».

1344527 сентября 2024
Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

Story

Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

История знает много примеров успешного семейного бизнеса, споткнувшегося о смену поколений, — когда оказывалось, что дела отцов детям просто не интересны. Максиму и Татьяне Сгибневым это, кажется, не грозит — сын Яромир, несмотря на тинейджерский возраст, уже является неотъемлемой и важной частью их предприятия.

1659112 сентября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

2764106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

869612 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх