Нарциссический выбор – живое и мертвое
Думал, сделал краткий конспект взглядов психоаналитика Н.Симингтона из книги «Нарциссизм», но получился очень объемный материал-пересказ, поскольку многое отозвалось сквозь призму личного опыта. Пусть будет, может, кому-то он покажется важным.
63616 февраля 2024
Все мы – существа нуждающиеся, желающие, стремящиеся к другим. Хотим, чтобы на нас откликались как на красивых, достойных, любимых. Особенно когда мы еще совсем маленькие люди и не знаем самих себя. В нас есть источник спонтанности, живости, активности – залог нашего потенциального развития. И мы тянемся всем этим источником к другим, тем, кого Н.Симингтон назвал «жизнедателями». Это люди, которые как раз возбуждают нашу страсть, волнение, желание, активность. И что будет, если «жизнедатели» (начиная с мамы в младенчестве) по каким-либо причинам не откликаются на нашу тягу к ним? Если они холодны, равнодушны, или вообще отвергают нашу тягу, или никак не угадывают нас и наши желания? Будет больно. А вот проживать эмоциональную боль мы-маленькие не умеем. И тогда одним из доступных способов унять эту боль будет отвернуться от «жизнедателя». Если я тянусь к тебе со своей потребностью, а ты не отвечаешь мне – я тогда найду такой объект, который такую боль мне не причинит. И нарциссический выбор – это направить тягу на самого себя.
Но не на реального – вот в чем ловушка. Если я-реальный, она же «самость» (не будем пока дискутировать о том, что есть «самость») оказался «негоден» для столь желанного нам другого человека, то я отвергну эту свою «негодную» часть, и буду тянуться к себе такому, которого отвергнуть нельзя, к идеальному, грандиозному или ложному Я, как угодно назовите. То есть ребенок отворачивается и от внутреннего, живого (которое оказывается в изолированной оболочке из стыда), и поворачивается в сторону внешнего, мертвого, искусственного. При этом совсем вытеснить тягу к другим не получится (мы существа социальные), но можно быть не затронутыми ими, не включаться эмоционально в отношения – то есть можно эти отношения имитировать. На поверхности вроде есть чувства, а нырни глубже – ничего (потому что быть затронутым глубоко – значит, рисковать тем, что ты испытаешь боль). А раз сознание развернуто ко мне-идеальному, то в других людях любить будешь то, что похоже на тебя, и еще – любить положительный отклик на ложное Я. По сути получается, что, сделав этот нарциссический разворот к себе, мы везде вступаем в отношения с самими собой, а всякая инаковость отвергается.
1Результат нарциссического выбора
И что мы получаем в итоге? Специфическую систему отношений. Сразу оговорюсь: степень проявленности перечисленных особенностей у людей очень разная, от относительно слабых до крайне выраженных, в «токсической» концентрации. По мнению Н.Симингтона (и по моему), нарциссические черты есть у всех, вопрос только в их количестве и силе проявленности. То есть практически любой человек время от времени делает выбор в пользу мертвого, отворачиваясь от своей «самости», человек с нарциссическим выбором попросту сделал его постоянным. Поэтому попробуйте применить сказанное к себе, а не к другому.
Итак, что за система отношений?
1. Собственный источник жизни и спонтанности отвергнут ради идеального образа. Поэтому вместо творческого, спонтанного самовыражения – имитация «идеальной» личности, подражание удачным «образцам поведения», контроль за своими и чужими проявлениями (особенно «плохими») и манипуляция (попытка принудить кого-то к совершению действия по моему желанию – так как интересно то, что ты мне даешь, а не ты сам). «Грандиозное Я чрезвычайно уязвимо, и одна из его наиболее узнаваемых черт такова: если меня обидели или что-то идет не так, как я хочу, я устраиваю скандал – потому что я король, который разочарован» (Н.Симингтон).
2. «Источник активности здорового человека находится в нем самом. Источник активности нарциссического человека находится на его поверхности. Поверхность должна генерировать деятельность, заставляя внутренние и внешние фигуры поглаживать и стимулировать эти фигуры» (Н.Симингтон). Иными словами, человека активизирует не его собственные желания и интересы, а чужие реакции. Поэтому основная деятельность направлена на то, чтобы эти реакции у людей возбуждать. Например, в детстве это может проявляться как «я рисую потому, что это нравится маме, и она меня хвалит, а не потому, что я люблю рисовать» (или рисую то, что нравится маме, а не то, что люблю сам»). Эта имитация может зайти так далеко, что вообще утрачивается понимание того, что я хочу делать сам, без чужих побуждающих реакций. «Я постоянно использую людей в близком окружении, чтобы они дали мне импульс к действию. Я могу проявлять очень сильное беспокойство о них, но на эмоциональном уровне я совершенно холоден, мне все равно» (так как это беспокойство – лишь повод побуждать других людей заботиться обо мне).
3. Постоянный, токсичный стыд – мы все равно чувствуем эту имитацию, эту фальшь в отношениях и испытываем к ней отвращение, пусть и не всегда осознаваемое (по одному из определений, стыд – это отвращение, направленное против самого себя). «Человек в нарциссической ситуации тратит огромное количество энергии, пытаясь показать, что он действует согласованно, когда по факту это не так» (Н.Симингтон). Наше «я» не целостно, оно – в дырах (там, где присутствуют те наши черты, которых мы стыдимся) или в маскировочных сетях, или же в противоречивых желаниях. Иногда к этому стыду добавляется ощущение самозванства – когда человек достигает чего-то не потому, что в этом его подлинное стремление, а потому, что этих достижений хотели другие, то есть налицо имитация, обман других – и себя.
4. Эгоцентрический эротизм. Ты возбуждаешься только от самого себя, и речь идет не столько о сексуальном возбуждении, сколько общем удовольствии. А если точнее – объектом возбуждения становится соответствие меня идеальному образу. Из примеров часто приводятся сразу приходящие на ум собеседники на свиданиях, которые интересуются только собой и рассказывают только о себе, а потом, спохватившись, говорят: «Ой, что это я только о себе да о себе. Давайте о вас. Как я вам?». Но аутоэротизм бывает гораздо тоньше. Вы можете быть очень внимательным собеседником, но наслаждаться не тем, что говорит другой, а как раз тем, что вы – очень внимательный собеседник! Именно на этом – каким вы выглядите в глазах другого – сосредоточено ваше внимание, и поэтому, если спросить на следующий день, о чем шла речь в том разговоре, в котором вы так внимательно и чутко присутствовали, то выяснится – вы можете с трудом его припомнить. Или другой пример аутоэротизма на свидании – вас возбуждает в другом только его возбуждение от вас. То есть он или она явно вами заинтересованы, и только это является для вас привлекательным в собеседнике. Убери это отражение нас в чужих реакциях – и ничего не останется. «Мне важен не ты – а только твой отклик на меня» и «мне важно только, какой я рядом с тобой, а не ты». Центральный вопрос эмпатии в отношениях – «каково это – быть тобой?» не ставится.
5. «Отключение» своих желаний, если они не удовлетворяются немедленно, или же отказ от взаимодействия с человеком, который не откликнулся сразу же. Потому что основа удовольствия – получить желаемое тотчас, как только я хочу, это главное, а не само взаимодействие с человеком. То есть удовольствие – от обладания другим. «Папа, сделай со мной домик!» — «Подожди полчаса, я закончу работать, и мы сделаем домик» - «Нет, тогда не надо».
6. Преждевременное «взросление». Отказ от нужды в другом учит опираться на себя и свои силы. Про таких людей в юности часто говорили «он или она взрослее своих лет», но это происходит не за счет естественного развития, а за счет подавление собственного внутреннего «жизнедателя», той самой спонтанной части. Поэтому, как пишет Н.Симингтон, «одна из доминирующих тем нарциссизма – абсолютная ненависть к тому, чтобы быть маленьким, быть в начале пути, открыться тому, кто может что-то показать». Быть маленьким – значит быть нуждающимся и зависимым, а это унизительно и постыдно для человека, который решил строить отношения только к самим собой. Поэтому и учиться у кого-то – крайне сложно, личность будет нацелена на то, чтобы разоблачать «учителей», показывать, что они на самом-то деле ничего не умеют или знают меньше, чем заявляют.
27. Блокируется способность к самопознанию, так как любой внимательный взгляд внутрь себя тут же сталкивает с тем застарелым страданием от нераспознанности и отчуждения со стороны «жизнедателей», и ненавистью к себе. Все неугодное или вытесняется, или проецируется вовне, поэтому в таком состоянии много и паранойи. Если, например, я свою враждебность и злость не осознаю – буду подозревать ее у других людей, особенно у тех, кто возбуждает во мне сильные переживания. Среди отвергаемых чувств будет и жалость к себе – она таким хитрым образом может проецироваться вовне, что я буду стараться окружать себя людьми, которых буду жалеть сам. А проблема не в самих чувствах – злость, зависть, ревность и т.д. вполне естественны, и утрачивают существенную часть своей силы, если они честно признаются нами – и именно с этим-то проблемы.
С блокировкой самопознания связано и известное явление, когда люди (включая психотерапевтов), изучая разные не самые приятные особенности человеческих характеров, чаще склонны искать их в других, чем в себе. Отсюда столько злобы бывает против «нарцев», «токсиков» и «пограничников».
8. Постоянная враждебность к самому себе, заглушаемая чужими «поглаживаниями». Эмоциональная боль становится невыносимой (и требующей избегания) тогда, когда мы становимся сами себе врагами. Ведь выбрать себя-идеального означает отвергать – постоянно, день за днем – себя-реального. Создать внутренний ад, где тебя терзает стыдом, где каждый промах – катастрофа. Но этот ад спрятан надежно, и осознается только если и во внешнем мире что-то идет сильно не так. «Один из основных способов облегчить переживание своей «плохости» - это принудить людей постоянно твердить индивиду, что у него все отлично» (Н.Симингтон). Если люди перестают это твердить – они быстро сталкиваются с обидой или враждебным отношением.
9. Зависть к чужому творческому потенциалу. Это в целом характерно именно для нарциссической зависти – она в первую очередь вызывается не обладанием чем-то, а чужой способностью творить от души. Иными словами, человек, лишившийся посредством своего выбора (и «защищающего» этот выбор стыда) контакта со своей творческой частью завидует тем, у кого этот контакт сохранился. Два наиболее типичных способа скрыть зависть от самого себя (помним – способность к самопознанию блокируется) – обесценивание или намеренное возбуждение зависти в других (не я завидую – вы завидуете).
Выбор, обратный нарциссическому, состоит из трех шагов. Первый – осознать и как следует рассмотреть, изучить тот ад, в котором живет человек, с его стыдом, ненавистью к себе, проекциями на других людей. Без другого человека это (из-за блокировки самопознания) крайне сложно сделать – нужен какой-то запредельный стресс или кризис. Симингтон пишет про задачу психотерапевта: «Важно увидеть этот способ мышления и попытаться донести его до клиента таким образом, чтобы он тоже мог его увидеть… Было бы ошибкой пытаться вселить в клиента больше надежды. Всё, что нужно – это ясно показать негативистский, не жалеющий себя, мстительный образ мышления, избегая при этом даже тени осуждения». Догадываетесь, что может позволить психотерапевту избежать этого осуждения? Признание нарциссических черт в себе, способность принять свой собственный ад. По-настоящему живые люди очень хорошо знакомы с мертвым в себе.
Второй шаг – осознав и прочувствовав свою боль, рискнуть развернуться в сторону других людей (помните – нарциссический выбор это решение вступать в отношения и любить только себя-идеального) и, одновременно – в сторону себя-подлинного. Но, так как контакта давно не было, в начале ощущается ужасная внутренняя пустота, похожая на абстиненцию, ломку наркомана. Иногда это осознание собственной пустоты называют «нарциссическим коллапсом», и он ощущается буквально как физическая боль в теле. Вся сложная конструкция, имитирующая личность, рушится, и происходит своего рода маленькая смерть. Это критический момент – боль может быть такой сильной, что нарциссический выбор совершается снова. Поэтому так важно присутствие рядом поддерживающего, сострадающего и не осуждающего человека, который при этом не спешит утешать и обнадеживать. Это тоже «жизнедатель» - тот, кто помогает нам ожить после долгого мертвого сна. Утешению будет время – но не сейчас. Жизнь – это и страсть, и боль. И это значит, что, если не будешь имитировать – возрастает вероятность отвержения, прямо пропорционально вероятности подлинной близости. Поэтому соблазн сдаться всегда будет велик.
Третий шаг – начать творить. Учиться говорить то, что думаем, а не то, что должно понравиться. Выбирать то, что хочется, а не то, что «правильно». Учиться сострадать своей боли, если другой человек не дает нам того, чего мы так страстно желаем. Учиться принимать от людей то, что они нам могут и хотят дать, а не имитировать контакт, чтобы вытянуть манипуляциями еще больше. Учиться давать другим ровно столько, сколько можете – не меньше и не больше. Принимать и тот факт, что эмоциональные откаты, особенно при сильных стрессах, скорее всего – неизбежны, но если выбор развернуться к жизни сделан и прочувствован, то ощущение контраста между мертвым и живым позволяет снова вернуться на дорогу, ведущую к себе. И тогда живое прорастет сквозь остатки фальшивого Я.
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
95014 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
78615 ноября 2024
Выбор редакции
849916
Психолог, частная практика. Ранее - Дальневосточный Государственный Гуманитарный Университет.
Записи автора
13020 ноября 2024
Какими глазами ты смотришь сам на себя?
37825 октября 2024
Рай тих, чтобы можно было услышать свой шепот, которым звучит наш внутренний голос
51623 октября 2024
37913 октября 2024
56214 августа 2024
453113 августа 2024
Об экзистенциальном одиночестве
47312 августа 2024
36806 августа 2024
— омичка
— Психолог
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии