Всё смешалось в доме Звездинцевых
В Омском академическом театре драмы премьера: «Плоды просвещения» Льва Толстого. Как известно, Лев Николаевич театр не особо жаловал и только по просьбе собственных детей на основе заброшенной когда-то рукописи писал «Плоды просвещения» для домашнего спектакля. Говорят, работал над текстом чуть ли не до самой премьеры, внося коррективы «под исполнителей».
86327 февраля 2024
Пьесу для домашнего театра оценили профессионалы: вскоре спектакли по ней появилась в Александринском театре и в основанном Станиславским Обществе искусств и литературы. А знаменитый критик Стасов считал, что это произведение «так велико и так глубоко, так правдиво и так беспредельно талантливо», что сравнивал его автора с ненавидимым Толстым Шекспиром. Вот и до омского театра добрались «Плоды просвещения». И неожиданно оказались весьма актуальны.
Толстой, конечно, саркастически издевается над богатым семейством Звездинцевых, глава которого верит в спиритизм. У Льва Николаевича горничная Таня оказывается умнее своих господ и, пользуясь увлечением Звездинцева, управляет барином не хуже, чем слуги в комедиях Мольера и Гольдони. Она заставляет хозяина принять решение в пользу мужиков, таких для него далёких, непонятных (в отличие от мистицизма, под который он с помощью профессора Кругосветлова подводит «научную» базу).
1В спектакле Георгия Цхвиравы словно заплутали разные времена: парики с буклями и рокерские косухи, платья с кринолинами и мини-юбки, шаманский бубен и современный стетоскоп, — всё смешалось в доме Звездинцевых. А почему бы и нет? Разве в дом, где практикуется спиритизм, не могут залететь духи будущего? У Толстого сын Звездинцева (Егор Уланов) — приверженец модных увлечений: «член общества велосипедистов, общества конских ристалищ, общества поощрения борзых собак». Здесь он, судя по «прикиду», ещё и рокер. Дочка (Ольга Беликова), как и брат, носит кожаную косуху и, как её учительница музыки (Мария Макушева) — супермини-юбку. И играют они в четыре руки вовсе не вальсы Шуберта, а «заколачивают» явно раздражающие мамашу залихватски-хулиганские аккорды. Да и хитроумная горничная Таня (Мария Токарева) совсем не толстовских времён девушка, а словно появившаяся из фильма «Стиляги».
Чопорная супруга Звездинцева (Екатерина Потапова) живёт в особом мире, в котором нет и не может быть никаких простолюдинов: она их на дух не переносит, опасаясь... дифтерии. Поэтому в доме без конца проводится дезинфекция: люди, облачённые в современные спецкомбинезоны опрыскивают всё и всех, как в наши недавние ковидные времена. При себе эта барыня постоянно держит доктора (Руслан Шапорин); судя по его одежде и оснащению, богатая мадам может себе позволить арендовать целую «скорую помощь».
Толстовский «артельщик из магазина», привезший в дом Звездинцевых заказанное у Бурдье платье и слоняющийся в бесконечном ожидании расчёта, здесь превращается в сегодняшнего курьера (Степан Дворянкин), и благодаря этому персонажу становится ещё очевиднее, как много современного в героях Толстого.
Пока Звездинцев (Александр Гончарук) налаживает связь с потусторонним миром, а профессор Кругосветлов (Олег Теплоухов) «компетентно» объясняет сверхъестественные явления, происходит их разрыв с реальностью. Сильные мира сего на словах увлекаются «современными идеями» вроде теории спиритизма, на деле же — страшно далеки они и от реального мира, и от народа. Мужики в их представлении — всё такие же, как в толстовские времена: бородачи в тулупах да валенках; дальше прихожей и кухни их не пускают. Зато «порешать проблемы» им помогает камердинер (Михаил Окунев); за некоторую мзду, конечно. Может быть, следующие поколения преодолеют социальный разрыв? Не случайно ведь дочка Звездинцева Бетси помогает Тане выпутаться из щекотливой ситуации. Впрочем, надолго ли хватит её «народности»? Братцу-то уже борзые собаки дороже людей: они практически выселили смердов из кучерской. Но кто за них заступится? Разве что камердинер. Но ясно, что не просто так...
Всё это было бы грустно, если бы не было так смешно. Не случайно Олег Теплоухов в одном из интервью определил произведение Толстого как «капустник для домашнего театра». В этой стилистике насмешки над всем и всеми и сделан спектакль. Даже над великими создатели спектакля потешаются: Звездинцев — обладатель окладистой толстовской бороды, а профессор Кругосветлов косматой шевелюрой подозрительно напоминает одного нобелевского лауреата. А уж когда на поклонах Теплоухов показывает публике язык, становится окончательно ясно: это Эйнштейн. Переселение душ состоялось!
16+
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
2Фото:omskdrama.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 149 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Изменяют все: и мужчины, и женщины. А причина тому...
134613 декабря 2024
Анатолий Скоромец: «Новый комплекс ГИДП словно симфонический оркестр»
102111 декабря 2024
1011111 декабря 2024
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
Как Кристина Шапкина Красной Шапочкой стала
27914 декабря 2024
Открыть «Малахитовую шкатулку»
42812 декабря 2024
48308 декабря 2024
Премьеры, новогодний репертуар и новая сцена
39206 декабря 2024
58003 декабря 2024
62526 ноября 2024
88022 ноября 2024
Чёрная клоунада о юных бандитах
97621 ноября 2024
— психолог
— Коуч, психолог
— Врач-сексолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии