«Возвращение» Звягинцева — история о путь, который проходит человек внутри себя

В фильме много культурологических символов и аллюзий, позволяющих раскрыть ключевую идею фильма, вернее, помогающих задать «нужные» вопросы и ответить на них: почему у отца и матери нет имен, в чем предназначение родителя, в какой момент дети перестают нуждаться в матери, а в какой момент и в отце, где проходит грань между «строгим воспитанием» и жестокостью и кто ее устанавливает, из чего складывается детско-родительская привязанность, в чем был истинный смысл похода, наконец.

78707 марта 2024
«Возвращение» Звягинцева — история о путь, который проходит человек внутри себя

Если задать мне вопрос, какое кино я предпочитаю больше — зарубежное или отечественное, то можно застать меня врасплох. Количественно я чаще обращаюсь к фильмам иностранным, вероятно, потому что их совокупный объем больше, да и скорость производства выше — есть из чего выбрать, так сказать. Но отечественный (современный) кинематограф для меня уникален другим, он тяготеет к крайностям, категорично предлагая своему зрителю то «проходное» часто пошловатое изложение незамысловатых историй, то шедевры фестивального уровня. Допускаю, что в этом случае я мыслю несколько стереотипно, устанавливая контрольную планку и требуя от нашей киноиндустрии следовать высоким стандартам, которые должны быть обусловлены богатым наследием родной культуры. И все же меня приятно радуют открытия в области кино, снятого российскими режиссерами о российской действительности, но в контексте универсального исследования человека и его природы.

На днях таким открытием для меня стал дебютный фильм Андрея Звягинцева «Возвращение» (2003). Посмотрев его на одном дыхании, задалась лишь одним вопросом: как этот фильм прошел мимо меня? Пересказ сюжета легко уместится в паре предложений. В семью, где подрастают два сына, после двенадцатилетнего отсутствия возвращается Отец. Он берет мальчишек с собою «в поход», события которого навсегда изменят всех. Углубляться в пересказ деталей нецелесообразно — картину нужно смотреть, благо изображения на экране чаруют своей атмосферностью (оператор Михаил Кричман — мастер в своем деле). Вместе с тем хочется предостеречь будущих зрителей от «зависания» на внешне-бытовом уровне фильма. Зритель не получает буквальных, прямых ответов на вопросы: «где был отец все это время?», «с кем и о чем он говорит по телефону?», «что лежит в том самом ящике?» — потому что это неважно. Можно играть в догадки, но куда ценнее направить свое внимание на уровень внутренних преобразований героев: какие они в начале, какие у них взаимоотношения, почему они так себя ведут, что меняется в них к финалу, за счёт чего происходит рост.

В фильме много культурологических символов и аллюзий, позволяющих раскрыть ключевую идею фильма, вернее, помогающих задать «нужные» вопросы и ответить на них: почему у отца и матери нет имен, в чем предназначение родителя, в какой момент дети перестают нуждаться в матери, а в какой момент и в отце, где проходит грань между «строгим воспитанием» и жестокостью и кто ее устанавливает, из чего складывается детско-родительская привязанность, в чем был истинный смысл похода, наконец.

Ещё раз подчеркну: для того, чтобы полноценно насладиться фильмом «Возвращение», нужно воспринимать его как одну сплошную метафору, при этом не стоит пугаться обнаружения там непонятных фантастических сцен — внешний план картины весьма реалистичен. Но это история о пути, который проходит человек внутри себя — пути взросления.

Финал фильма оставляет удивительное послевкусие: что-то очень нежное, трогательное и вместе с тем будто бы безвозвратно утерянное, но оттого лишь более ценное.

Это хорошее кино, которое я искренне рекомендую к просмотру!

 

1

 

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1509223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

60218 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

91303 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

220927 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх