«Возвращение» Звягинцева — история о путь, который проходит человек внутри себя

В фильме много культурологических символов и аллюзий, позволяющих раскрыть ключевую идею фильма, вернее, помогающих задать «нужные» вопросы и ответить на них: почему у отца и матери нет имен, в чем предназначение родителя, в какой момент дети перестают нуждаться в матери, а в какой момент и в отце, где проходит грань между «строгим воспитанием» и жестокостью и кто ее устанавливает, из чего складывается детско-родительская привязанность, в чем был истинный смысл похода, наконец.

37907 марта 2024
«Возвращение» Звягинцева — история о путь, который проходит человек внутри себя

Если задать мне вопрос, какое кино я предпочитаю больше — зарубежное или отечественное, то можно застать меня врасплох. Количественно я чаще обращаюсь к фильмам иностранным, вероятно, потому что их совокупный объем больше, да и скорость производства выше — есть из чего выбрать, так сказать. Но отечественный (современный) кинематограф для меня уникален другим, он тяготеет к крайностям, категорично предлагая своему зрителю то «проходное» часто пошловатое изложение незамысловатых историй, то шедевры фестивального уровня. Допускаю, что в этом случае я мыслю несколько стереотипно, устанавливая контрольную планку и требуя от нашей киноиндустрии следовать высоким стандартам, которые должны быть обусловлены богатым наследием родной культуры. И все же меня приятно радуют открытия в области кино, снятого российскими режиссерами о российской действительности, но в контексте универсального исследования человека и его природы.

На днях таким открытием для меня стал дебютный фильм Андрея Звягинцева «Возвращение» (2003). Посмотрев его на одном дыхании, задалась лишь одним вопросом: как этот фильм прошел мимо меня? Пересказ сюжета легко уместится в паре предложений. В семью, где подрастают два сына, после двенадцатилетнего отсутствия возвращается Отец. Он берет мальчишек с собою «в поход», события которого навсегда изменят всех. Углубляться в пересказ деталей нецелесообразно — картину нужно смотреть, благо изображения на экране чаруют своей атмосферностью (оператор Михаил Кричман — мастер в своем деле). Вместе с тем хочется предостеречь будущих зрителей от «зависания» на внешне-бытовом уровне фильма. Зритель не получает буквальных, прямых ответов на вопросы: «где был отец все это время?», «с кем и о чем он говорит по телефону?», «что лежит в том самом ящике?» — потому что это неважно. Можно играть в догадки, но куда ценнее направить свое внимание на уровень внутренних преобразований героев: какие они в начале, какие у них взаимоотношения, почему они так себя ведут, что меняется в них к финалу, за счёт чего происходит рост.

В фильме много культурологических символов и аллюзий, позволяющих раскрыть ключевую идею фильма, вернее, помогающих задать «нужные» вопросы и ответить на них: почему у отца и матери нет имен, в чем предназначение родителя, в какой момент дети перестают нуждаться в матери, а в какой момент и в отце, где проходит грань между «строгим воспитанием» и жестокостью и кто ее устанавливает, из чего складывается детско-родительская привязанность, в чем был истинный смысл похода, наконец.

Ещё раз подчеркну: для того, чтобы полноценно насладиться фильмом «Возвращение», нужно воспринимать его как одну сплошную метафору, при этом не стоит пугаться обнаружения там непонятных фантастических сцен — внешний план картины весьма реалистичен. Но это история о пути, который проходит человек внутри себя — пути взросления.

Финал фильма оставляет удивительное послевкусие: что-то очень нежное, трогательное и вместе с тем будто бы безвозвратно утерянное, но оттого лишь более ценное.

Это хорошее кино, которое я искренне рекомендую к просмотру!

 

1

 

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 142 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 120 человек



























Блог-пост

Сергей Денисенко

— Писатель, журналист

Ольга Савельева

— попутчица

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

17714 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

727110 октября 2024
Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Story

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Год назад омичка взяла Гран-При конкурса красоты, а в 2024-м — победила в номинации «ТОП-Женщина».

2278527 сентября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

3545106 сентября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх