Мировые премьеры, творческие наследники Шебалина и потомок Бухгольца

Чем и как будет удивлять меломанов 7-й Фестиваль Новой музыки, представители Омской Филармонии рассказали на Культурном завтраке в ресторане «Где же кролик». С 14 по 26 марта в Концертном зале филармонии омичей ждут четыре фестивальных концерта. Следуя уже сложившейся традиции (фестиваль проводится с 2008 года), прозвучит только музыка, которая в Омске до этого не исполнялась; будут также российская и две мировые премьеры.

122408 марта 2024
Мировые премьеры, творческие наследники Шебалина и потомок Бухгольца

Этим омичей не удивишь: шесть предыдущих фестивалей Новой музыки сформировали интерес к экспериментальным произведениям, к их, порой, необычному звучанию, которое тем не менее точно воплощало дух времени. Но, как рассказала директор Омской филармонии Ирина Лапшина, у нынешнего фестиваля есть значимое отличие от предыдущих. Если раньше важно было удивить зрителей, показать, что музыкальным инструментом в симфоническом оркестре может стать, например, теннисный мяч и даже автомобиль, добавляющий в музыкальную партитуру шуршание дворников или стук захлопывающейся дверцы, то сейчас будет представлена музыка, отражающая поиск гармонии, красоты, света.

У слушателей потребность именно в такой музыке появилась, считает Ирина Борисовна, ещё в постковидные времена: «Мы тогда боялись, что люди, привыкшие общаться в режиме онлайн, так и будут проводить свой досуг, но сейчас на некоторые наши концерты за два месяца нет билетов. Думаю, люди пошли в наши залы за гармонией, за возможностью осветить свой внутренний мир и найти силы жить дальше». И чем сложнее жизнь, считает она, тем сильнее потребность расслышать красоту, почувствовать свет. Видимо, потребность в созидании гармонии есть и у композиторов, если нашлось более полутора десятков произведений современной академической музыки, соответствующих девизу фестиваля этого года: «В поисках красоты».

В концертах фестиваля будут представлены произведения как уже известных омским слушателям композиторов, так и тех, кто впервые доверил свои партитуры омскому симфоническому оркестру. Скажем, произведения народного артиста России Александра Чайковского уже звучали в Омске, особенно запомнилась его 7-я «Карантинная» симфония: уж очень она тогда резонировала с переживаниями слушателей. В этот раз на открытии фестиваля прозвучит его Симфония №5, а в день закрытия слушателей порадуют «Шесть вариаций на застольную тему».

В концерте (12+), открывающем 14 марта фестиваль, состоится и первая мировая премьера. Это, как указано в программке, «пластические мини-сцены сознания и подсознания» композитора из Луганска Екатерины Карпенко. Воплощать её произведение «Отражение в себе...» будут и симфонический оркестр, и Театр танца «нОга». Хореограф Ольга Горобчук рассказала, что впервые столкнулась с тем, что композитор довольно подробно описала пластические сцены, предложила определённые образы и даже световую партитуру. Но, конечно «нОга», с уважением ориентируясь на видение автора, всё-таки представит свою интерпретацию этого произведения. Согласится ли с ней композитор, скоро узнаем: Екатерина Карпенко должна приехать на фестиваль.

В этот же день прозвучит ещё одно произведение Е. Карпенко: Концерт для тубы с оркестром «Глас гнева и скорби», в котором, конечно, отразился драматизм нынешнего времени. Именно с ним Екатерина стала лауреатом Международного конкурса композиторов, именно он заинтересовал Дмитрия Васильева, художественного руководителя Омского симфонического. Услышим его и мы. А «Отражение в себе..» композитор посвятила нашему оркестру.

Интересен и состав солирующих инструментов фестиваля: туба — огромный духовой инструмент, и вряд ли кто-то ещё кроме Екатерины Карпенко делал его солирующим. А в концерте Ефрема Подгайца «Рандеву» в первый день фестиваля состоится «свидание» джазового контрабаса и «народной» домры. В день закрытия можно будет услышать музыкальную шутку Подгайца, в которой объединятся мелодии песни «Битлз» и романса Варламова; солировать будет кларнет.

Ведущим первого дня фестиваля станет известный музыковед Пётр Татарицкий. Он, лауреат различных премий, согласился принять участие в фестивале не только потому, что у этого проекта уже есть серьёзная репутация в музыкальном мире, но и потому, что у него, прямого потомка Ивана Бухгольца, появится возможность увидеть на омской земле памятник своему предку, основателю Омска.

Пусть опосредованно, но, как рассказал художественный руководитель филармонии Андрей Баранов, с Омском связаны и судьбы некоторых других участников фестиваля. Александр Чайковский и Михаил Броннер, например, учились у Тихона Хренникова, который, в свою очередь, был учеником нашего земляка Виссариона Шебалина, возглавившего впоследствии Московскую консерваторию. Именно Романтическим концертом Броннера для аккордеона с оркестром 26 марта завершится фестиваль.

У другого ученика Шебалина, Сергея Слонимского, учился Антон Танонов. Сейчас этот композитор очень востребован: в Китае особенно популярны его мюзиклы. Но первыми в мире слушателями его нового сочинения — Дивертисмента для симфонического оркестра — 20 марта станут омичи. В этом же концерте прозвучит его симфоническая картина «Следы на песке» по саундтреку к мультфильму «Хомба».

20 марта будет самым насыщенным по количеству авторов и произведений днём фестиваля. Прозвучит Симфонический эскиз Светланы Нестеровой, вдохновлённый полотном Ботичелли «Рождение Венеры», поэтому солировать будет сопрано как символ божественной женской красоты. Слушателям представят Концерт для альта с оркестром Толибхона Шахиди, на который его вдохновила встреча с российским альтистом Максимом Новиковым, он и будет солировать в Омске. Состоится российская премьера произведения Кристофера Роуза, посвящённое его супруге. А концерт Георга Пелециса «Еndorphine Music», видимо, подарит слушателям гормоны счастья (12+).

Не забыты и юные слушатели, и это уже тоже традиция Фестиваля Новой музыки: 17 марта днём состоится детский концерт «Сказки нового времени» (6+). Прозвучит музыка Евгения Петрова и Светланы Нестеровой, которую проиллюстрирует песочная анимация театра «Пески времени». Сами сказки по мотивам произведений Степана Писахова и Даниила Хармса можно будет услышать в исполнении актёра Академического театра драмы Александра Гончарука.

В последний день фестиваля, 26 марта, прозвучат произведения не только Е. Подгайца, М. Броннера и А. Чайковского. Омичи услышат «Путеводитель по оркестру» Кузьмы Бодрова, где знаменитая тема Паганини (Каприс №24) будет исполнена в различных музыкальных стилях и направлениях, разными группами инструментов. «Есть молекулы творчества, которые, я думаю, передаются от одного к другому», — считает худрук филармонии. Похоже, он прав: К. Бодров напитался не только темами Паганини. Он — ученик Александра Чайковского, лауреат различных премий, сам уже преподаёт и в московской Гнесинке, и в Испании, а ведь его творческое становление шло, как рассказала Ирина Лапшина, в том числе, и благодаря участию в фестивалях, где он получал обратную связь. В этот же день прозвучит Концерт для фортепиано с оркестром Ивана Соколова, за роялем будет сам автор, так что и он услышит реакцию зала на свою музыку (16+) .

Омичей ждёт, как сказал Андрей Баранов, «россыпь музыкальных самоцветов». Надеюсь, и в этом Андрей Владимирович окажется прав.

1

 

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Из аккаунта Омской филармонии

Теги:Омская филармонияФестиваль Новой музыки


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 26 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 170 человек


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Отдыхать, так с музыкой

Светские хроники

Отдыхать, так с музыкой

«Симфопарк» — главное музыкальное событие под открытым небом в Омске с популяризаторской миссией — подаётся как деликатес: раз в году. Зато выдохнуть и насладиться моментом можно два дня подряд.

119607 июля 2025
Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

61304 июля 2025
Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

2084223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

110118 июня 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх