Мировые премьеры, творческие наследники Шебалина и потомок Бухгольца

Чем и как будет удивлять меломанов 7-й Фестиваль Новой музыки, представители Омской Филармонии рассказали на Культурном завтраке в ресторане «Где же кролик». С 14 по 26 марта в Концертном зале филармонии омичей ждут четыре фестивальных концерта. Следуя уже сложившейся традиции (фестиваль проводится с 2008 года), прозвучит только музыка, которая в Омске до этого не исполнялась; будут также российская и две мировые премьеры.

110208 марта 2024
Мировые премьеры, творческие наследники Шебалина и потомок Бухгольца

Этим омичей не удивишь: шесть предыдущих фестивалей Новой музыки сформировали интерес к экспериментальным произведениям, к их, порой, необычному звучанию, которое тем не менее точно воплощало дух времени. Но, как рассказала директор Омской филармонии Ирина Лапшина, у нынешнего фестиваля есть значимое отличие от предыдущих. Если раньше важно было удивить зрителей, показать, что музыкальным инструментом в симфоническом оркестре может стать, например, теннисный мяч и даже автомобиль, добавляющий в музыкальную партитуру шуршание дворников или стук захлопывающейся дверцы, то сейчас будет представлена музыка, отражающая поиск гармонии, красоты, света.

У слушателей потребность именно в такой музыке появилась, считает Ирина Борисовна, ещё в постковидные времена: «Мы тогда боялись, что люди, привыкшие общаться в режиме онлайн, так и будут проводить свой досуг, но сейчас на некоторые наши концерты за два месяца нет билетов. Думаю, люди пошли в наши залы за гармонией, за возможностью осветить свой внутренний мир и найти силы жить дальше». И чем сложнее жизнь, считает она, тем сильнее потребность расслышать красоту, почувствовать свет. Видимо, потребность в созидании гармонии есть и у композиторов, если нашлось более полутора десятков произведений современной академической музыки, соответствующих девизу фестиваля этого года: «В поисках красоты».

В концертах фестиваля будут представлены произведения как уже известных омским слушателям композиторов, так и тех, кто впервые доверил свои партитуры омскому симфоническому оркестру. Скажем, произведения народного артиста России Александра Чайковского уже звучали в Омске, особенно запомнилась его 7-я «Карантинная» симфония: уж очень она тогда резонировала с переживаниями слушателей. В этот раз на открытии фестиваля прозвучит его Симфония №5, а в день закрытия слушателей порадуют «Шесть вариаций на застольную тему».

В концерте (12+), открывающем 14 марта фестиваль, состоится и первая мировая премьера. Это, как указано в программке, «пластические мини-сцены сознания и подсознания» композитора из Луганска Екатерины Карпенко. Воплощать её произведение «Отражение в себе...» будут и симфонический оркестр, и Театр танца «нОга». Хореограф Ольга Горобчук рассказала, что впервые столкнулась с тем, что композитор довольно подробно описала пластические сцены, предложила определённые образы и даже световую партитуру. Но, конечно «нОга», с уважением ориентируясь на видение автора, всё-таки представит свою интерпретацию этого произведения. Согласится ли с ней композитор, скоро узнаем: Екатерина Карпенко должна приехать на фестиваль.

В этот же день прозвучит ещё одно произведение Е. Карпенко: Концерт для тубы с оркестром «Глас гнева и скорби», в котором, конечно, отразился драматизм нынешнего времени. Именно с ним Екатерина стала лауреатом Международного конкурса композиторов, именно он заинтересовал Дмитрия Васильева, художественного руководителя Омского симфонического. Услышим его и мы. А «Отражение в себе..» композитор посвятила нашему оркестру.

Интересен и состав солирующих инструментов фестиваля: туба — огромный духовой инструмент, и вряд ли кто-то ещё кроме Екатерины Карпенко делал его солирующим. А в концерте Ефрема Подгайца «Рандеву» в первый день фестиваля состоится «свидание» джазового контрабаса и «народной» домры. В день закрытия можно будет услышать музыкальную шутку Подгайца, в которой объединятся мелодии песни «Битлз» и романса Варламова; солировать будет кларнет.

Ведущим первого дня фестиваля станет известный музыковед Пётр Татарицкий. Он, лауреат различных премий, согласился принять участие в фестивале не только потому, что у этого проекта уже есть серьёзная репутация в музыкальном мире, но и потому, что у него, прямого потомка Ивана Бухгольца, появится возможность увидеть на омской земле памятник своему предку, основателю Омска.

Пусть опосредованно, но, как рассказал художественный руководитель филармонии Андрей Баранов, с Омском связаны и судьбы некоторых других участников фестиваля. Александр Чайковский и Михаил Броннер, например, учились у Тихона Хренникова, который, в свою очередь, был учеником нашего земляка Виссариона Шебалина, возглавившего впоследствии Московскую консерваторию. Именно Романтическим концертом Броннера для аккордеона с оркестром 26 марта завершится фестиваль.

У другого ученика Шебалина, Сергея Слонимского, учился Антон Танонов. Сейчас этот композитор очень востребован: в Китае особенно популярны его мюзиклы. Но первыми в мире слушателями его нового сочинения — Дивертисмента для симфонического оркестра — 20 марта станут омичи. В этом же концерте прозвучит его симфоническая картина «Следы на песке» по саундтреку к мультфильму «Хомба».

20 марта будет самым насыщенным по количеству авторов и произведений днём фестиваля. Прозвучит Симфонический эскиз Светланы Нестеровой, вдохновлённый полотном Ботичелли «Рождение Венеры», поэтому солировать будет сопрано как символ божественной женской красоты. Слушателям представят Концерт для альта с оркестром Толибхона Шахиди, на который его вдохновила встреча с российским альтистом Максимом Новиковым, он и будет солировать в Омске. Состоится российская премьера произведения Кристофера Роуза, посвящённое его супруге. А концерт Георга Пелециса «Еndorphine Music», видимо, подарит слушателям гормоны счастья (12+).

Не забыты и юные слушатели, и это уже тоже традиция Фестиваля Новой музыки: 17 марта днём состоится детский концерт «Сказки нового времени» (6+). Прозвучит музыка Евгения Петрова и Светланы Нестеровой, которую проиллюстрирует песочная анимация театра «Пески времени». Сами сказки по мотивам произведений Степана Писахова и Даниила Хармса можно будет услышать в исполнении актёра Академического театра драмы Александра Гончарука.

В последний день фестиваля, 26 марта, прозвучат произведения не только Е. Подгайца, М. Броннера и А. Чайковского. Омичи услышат «Путеводитель по оркестру» Кузьмы Бодрова, где знаменитая тема Паганини (Каприс №24) будет исполнена в различных музыкальных стилях и направлениях, разными группами инструментов. «Есть молекулы творчества, которые, я думаю, передаются от одного к другому», — считает худрук филармонии. Похоже, он прав: К. Бодров напитался не только темами Паганини. Он — ученик Александра Чайковского, лауреат различных премий, сам уже преподаёт и в московской Гнесинке, и в Испании, а ведь его творческое становление шло, как рассказала Ирина Лапшина, в том числе, и благодаря участию в фестивалях, где он получал обратную связь. В этот же день прозвучит Концерт для фортепиано с оркестром Ивана Соколова, за роялем будет сам автор, так что и он услышит реакцию зала на свою музыку (16+) .

Омичей ждёт, как сказал Андрей Баранов, «россыпь музыкальных самоцветов». Надеюсь, и в этом Андрей Владимирович окажется прав.

1

 

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Из аккаунта Омской филармонии

Теги:Омская филармонияФестиваль Новой музыки


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

1403104 ноября 2024

19 января

Открыть «Малахитовую шкатулку»

Открыть «Малахитовую шкатулку»

42812 декабря 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 149 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 126 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Story

Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Солистке омского кавер-бенда «Oh yeah!» Елене Юминой предлагал помощь в раскрутке трехкратный победитель олимпийских игр Александр Карелин. Ее вокалу аплодировали Владислав Третьяк, Костя Цзю и другие именитые спортсмены. Омичка пела сольно и с группами в Москве, Сочи, Таиланде. А сейчас послушать ее можно на концертных площадках родного города. Наш портал расспросил певицу о ее планах. Но сначала мы уточнили, не жалеет ли она об отказе от раскрутки в столице?

19182208 декабря 2024
Такого джазопада давно не помнят здешние места

Светские хроники

Такого джазопада давно не помнят здешние места

Джаз в исполнении Дениса Мацуева недосягаем, а угроза обрушения рояля почти реальна... Чтобы вечером 2 декабря красавец Steinway не свалился под сокрушительным напором импровизаций, народный артист России периодически проверял подпорку для крышки рояля.

198504 декабря 2024
С джазом, драйвом, детьми и друзьями

Светские хроники

С джазом, драйвом, детьми и друзьями

«Вы нескромны», - пожурила Ирина Лапшина Валерия Перминова, который 27 ноября устроил в Концертном зале «Мегаквартирник». Но тут же прибавила: «Дай бог каждому юбиляру Омской филармонии так отмечать свой юбилей!»

2199129 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»

Кредо

Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»

Как известно, человек — кузнец своего счастья. 31-летний Серик тоже «кует» свою жизнь без устали, только не руками, а ногами. Рук у него нет с рождения, по этой причине от него еще в роддоме отказались родители. Зато ногами он умеет прекрасно писать, рисовать и играть в футбол. Из интернатов в мир обычных людей Серик попал, когда ему было уже за двадцать, образование — ноль классов. Однако сейчас талантливый и целеустремленный самоучка учится в колледже.

31991021 ноября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх