Невеселая, но смешная жизнь советской интеллигенции
«И вот я счастлива. Теперь у меня несчастье», — подобных, казалось бы, абсурдных реплик полно в новом спектакле Драматического Лицейского театра «Игра воображения» по пьесе Эмиля Брагинского. Зрители смеются, а героям не до смеха: им и себя-то понять непросто, а уж друг друга — и подавно.
92813 марта 2024
События пьесы происходят в 1979 году, и режиссёр Владислав Пузырников не стремится перенести действие спектакля в настоящее время. Разговоры под виниловые пластинки; поездки научных сотрудников в совхоз «на картошку»; дефицит (если в магазине «выбросили» меховые шапки, «надо брать» даже для бывшего мужа) и прочие детали советского времени не столько придают происходящему ностальгические нотки, сколько, добавляя абсурда, веселят, особенно молодого зрителя, а ведь для Лицейского театра это — целевая аудитория.
Каким бы ироничным ни был Брагинский, он всё же любит своих героев, да и режиссёр предпочёл работать хоть и в жанре комедии, но лирической, поэтому и зритель начинает сочувствовать героям.
1Актёрам вполне удаётся тонкое существование на грани смешного и грустного, не впадая в гротеск. Вот Антошин (Евгений Точилов) и сбежавшая к молодому любовнику жена Рита (Наталья Виташевская) пытаются помолчать, чтобы не поссориться окончательно, но зритель видит: даже в тишине диалог между ними всё же идёт. Так и есть: «Когда молчал, ты говорил: «Ты меня предала», — уверена Рита. И поскольку муж для неё остаётся родным человеком, она, чтобы он «не кидался на что попало», подбирает себе замену — приятельницу Ларису. Вот такие исходные обстоятельства.
Пожалуй, однозначно смешон здесь лишь Лампасов, причина проблем семьи Антошиных, ведь к нему ушла от мужа Рита. Поэтому зрительского сочувствия ему не достаётся. Таков уж его удел, и актёр Евгений Трубкин, похоже, согласен с тем, что его герой должен быть наказан хотя бы зрительским смехом.
Драматург делает акцент на возрасте героев: Антошин «перешагнул за сорок», Рите сорок исполняется прямо по ходу действия, Лампасову тридцать четыре, Ларисе — чуть больше тридцати. В сущности, они — люди одного поколения, одного интеллигентского круга (работают кто — в НИИ, кто — в редакции, кто — на производстве), но способны ли понять друг друга? Попытки ответа на этот вопрос и становятся содержанием спектакля. Поиски ответа так или иначе меняют каждого.
И хотя у Риты появляется модная причёска «Ветерок», в голове у неё ветрености, похоже, поубавилось, когда она заметила, как преображается её невзрачная подружка. С каждой новой встречей с Антошиным Лариса, почти не меняясь внешне, становится всё привлекательнее: актрисе Наталье Мельниковой удаётся менять свою героиню каким-то внутренним светом.
В отличие от старших молодые герои — двадцатилетняя дочь Антошиных Женя (Евгения Суровая) и её друг Юрий (Маис Керимов) по наивности пока ещё уверены, что прекрасно разбираются в жизни. Женя называет случившееся с матерью «последним приступом молодости» и советует отцу быть повнимательнее к Ларисе. А молодой сотрудник НИИ Юра не только изучает способы «снимать раздражение физическим упражнением», но и сам практикует различные асаны, и Женю этому учит, и её отцу готов помочь освоить медитацию.
Правда, слов таких — асана, медитация — в 79-м году, видно, ещё не знали, но, похоже, уже осваивали способы достичь просветления через созерцание: Юра дарит Антошиным аквариум без рыбок, потому что в таком аквариуме каждый может увидеть любую рыбу и вообще всё, что захочет. Главное — включить игру воображения, и тогда жизнь станет такой, какой ты её представляешь.
Собственно, таким аквариумом становится и пространство жизни героев: и в квартире Антошиных, где, в основном, происходит действие, и в подвале дома Ларисы, где состоялось её свидание с Антошиным, стены собраны... из стеклянных блоков. Этим приёмом художник спектакля Алексей Осипов как бы переместил героев из бытового в фантазийное пространство. Что увидят в этом «аквариуме» зрители? Как они будут интерпретировать жизнь героев? Тут создатели спектакля предоставляют каждому зрителю полную свободу, ведь, как известно, «красота — в глазах смотрящего».
16+
2Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Фото:Владимира Казионова
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
935921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
83118 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
72618 ноября 2024
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
21422 ноября 2024
Чёрная клоунада о юных бандитах
23421 ноября 2024
26620 ноября 2024
«ТОК» прошёл по нервам зрителей
40718 ноября 2024
46215 ноября 2024
47214 ноября 2024
«Я, чтобы спасти всех вас, говорю»
57813 ноября 2024
Достоевский: сейчас или всегда?
43612 ноября 2024
— депутат Государственной Думы
— попутчица
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии