«Я выбираю жить...»

Давно хотела посмотреть спектакль Ольги Постоноговой «Жизнь после». Премьера состоялась ещё в конце 2022 года, но как-то «не срасталось», ведь спектакль идёт нечасто: примерно раз в месяц. И вот на днях побывала, наконец, в «Арт-центре на Любинском», где можно увидеть постановки созданного Ольгой Театра «БЕЗ ТЕАТРА».

122825 марта 2024
«Я выбираю жить...»

Это моноспектакль. Но вначале зрители попадают на... киносеанс: входя в зал, они видят начало фильма о Гарри Поттере и смотрят его вместе с парнем, сидящим, хоть и на сцене, но к ним спиной, как и положено зрителю. К моменту, когда в семью Гарри приходит письмо из Хогвартса, зрители уже рассаживаются, и сеанс прерывается. Парень выходит на авансцену и начинает рассказ: «Когда я в детстве хотел стать Гарри Поттером, я не думал, что сначала надо стать сиротой», — говорит он. И дальше следует рассказ о самом трагическом периоде его жизни: о смерти мамы и всех связанных с этим несчастьем событиях — от момента, когда узнал о её неизлечимой болезни до организации похоронных и поминальных ритуалов.

Молодой драматург Фёдор Жельне написал о своей потере, а режиссёр Ольга Постононогова, когда прочла пьесу, почувствовала, насколько описываемое автором совпадает с её ощущениями, поскольку тоже недавно пережила потерю близкого человека. «У нас не принято говорить об этом, тема табуирована, а ведь рано или поздно любой человек сталкивается с потерей, и знать, как с этим жить дальше, надо каждому. Считаю, что особенно важно знакомить с этой историей подростков, ведь они, как правило, совсем не готовы к такой ситуации», — рассказывала Ольга на обсуждении спектакля. Премьера пришлась как раз на постковидное время, когда переживающих потерю близких было больше обычного, и разговор об этом стал особенно актуален. Как, впрочем, и сейчас.

Режиссёрское решение спектакля опирается на принцип «разомкнутости», когда действие не замыкается в коробке сцены, и нет «четвёртой стены», а идёт активное общение героя со зрителями. Вот персонаж актёра Тимура Муллина запускает в зал бумажный самолётик, и он «летит», передаваемый зрителями из рук в руки, всё выше и выше. Вот рассказчик приглашает зрителя подыграть ему, когда надо восстановить его телефонный разговор с родственником, в котором он должен сообщить о смерти мамы. Причём, партнёру приходится импровизировать. А вот одна из зрительниц вызывается отбивать ритм на ударной установке, как это бывает в стендап-выступлениях после особенно удачной шутки.

Какие шутки, если он рассказывает о трагическом событии? В том-то и дело, что в форме стендапа герой говорит о формальных вещах, с которыми придётся столкнуться в такой ситуации каждому: оформление документов, общение с работниками морга, заказ мест для отпевания и поминок... Рассказ об этом звучит буквально как лайфхак, и эмоциональная отстранённость от собственного горя в этой «деловой» ситуации кажется оправданной. А какую боль переживал парень на самом деле, пока пошучивал о том, как чуть не забыл, что должен первым бросить землю в могилу, мы увидели, когда после этого рассказа он сорвался в дикий танец под вопль Макса Коржа «Я выбираю жить!... В кайиииф!!!».

И когда рассказчик говорит, что мечтал бы, чтобы прощание прошло, как в волшебном мире, а на экране возникают кадры из Хогвартса, где все стоят со свечами, зрители отвечают на это огоньками фонариков своих смартфонов. Так спектакль говорит не только об опыте высказывания, но и об опыте слушания, опыте поддержки и участия. Этот опыт и проживает зритель.

Сегодня все мы переживаем страшную потерю. Всем нам надо искать силы жить после. И, возможно, мне чуть легче справляться с эмоциями, поскольку я, так уж совпало, накануне страшной трагедии в подмосковном Крокусе увидела этот спектакль. Спасибо его создателям! И сил всем нам...

1

 16+

 

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек

























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1425223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

54918 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

86703 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

214027 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх