Театр Ларисы Меерсон

Ученики, коллеги и родные известного омского режиссёра Ларисы Меерсон выпустили книгу с её письмами и воспоминаниями о ней.

176629 марта 2024
Театр Ларисы Меерсон

Лариса Яковлевна Меерсон (1943–2019) – омский режиссёр, театральный педагог. Была руководителем самодеятельных театров «Романтик», «Парабола», «Школа слёз и смеха», режиссёром постановок в театре «Нота Бене» и других.

Лариса Меерсон оказалась в театре, когда училась в педагогическом. Это был студенческий театр в корпусе на Партизанской – знаменитая в то время театральная студия под руководством Бориса Фельдмана. Актёр и режиссёр Борис Фельдман (Мартынов) был отъявленным театральным экспериментатором. Тогда он был местной знаменитостью, а долгие годы после отъезда из Омска – почти легендой. Он заразил театром всех, кто попал в поле его безумной энергетики. Это в его студии познакомились Любовь Полищук и Владимир Макаров, проявили себя на сцене поэты Николай Кузнецов и Сергей Поварцов, оттуда во многом – отточенный артистизм лектора Вадима Физикова. Из фельдмановского театра вышли люди, которые на протяжении десятилетий воспитывали и просвещали омского зрителя: Нина Козорез, Людмила Пушилина, Светлана Нагнибеда, Лариса Меерсон… Наш город держал театральную марку в том числе благодаря им – журналистам, литературоведам, режиссёрам и педагогам.

1

Первую часть книги составили письма Ларисы Яковлевны подруге по Омскому педагогическому институту и фельдмановскому театру – Вере Топчиевой (1945–2020). В этих письмах много такого, что понятно лишь посвящённым: имена, события, воспоминания, намёки. Для близких людей и учеников Ларисы Яковлевны в этих письмах звучит её живой голос, узнаётся её характер, жизненные истории и ситуации, о которых они знали или о чём догадывались, находясь рядом с ней.

Здесь также есть что расследовать местным историкам театрального искусства: кто скрывается за инициалами, что за спектакли упомянуты, на каких омских сценах они шли…

Вторая часть сборника – воспоминания учеников и артистов о режиссёре Ларисе Меерсон.

С одной стороны – безжалостные подробности частной жизни, непрощённые обиды, боль и смех. С другой – благодарные и восторженные воспоминания тех, кому посчастливилось знать лично этот неординарный талант и впервые выйти на сцену под руководством Ларисы Яковлевны.

Она производила впечатление человека с твёрдым характером, жёсткой структурой личности. Я помню и свои подобные ощущения: вокруг Ларисы Яковлевны как бы само собой создавалось электрическое напряжение. Без удовольствия вспоминаю, как зрителей, пришедших на её спектакль, специально организованно прогоняли по коридорам и неосвещённым переходам ДК, прежде чем усадить на стулья в пустынной, слишком просторной для собравшихся аудитории, на одном уровне с артистами, без сцены. Её главный (для меня как зрителя) театр на Тарской, 2 вызывал чувство беспокойства, мучительного несогласия, а то и раздражения. Но – и любви тоже. А ещё – доверия, нежности. И всё, что так странно было смешано в театре Меерсон, ассоциировалось в первую очередь с её личностью.

Несмотря на доминирующую эмоциональность, это важная книга для исследователей омского народного театра. Специалисты найдут в ней огромный материал – ответы на незаданные вопросы и постановку новых, требующих работы историков искусства, краеведов, журналистов, пишущих о театре. Но для любого «театрального» человека здесь всё так понятно на уровне эмоций и переживаний, драматического отражения действительности. Так живо представляются и типажи, и мизансцены.

Составитель книги Лена Берсон с сожалением пишет, что Театра Меерсон не осталось «на театральной карте». Но в этой книге театр Ларисы Меерсон явлен совершенно отчётливо и неотменимо.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 183 человека

Журналист, блогер. Работала в издательской сфере, в корпоративной прессе, пресс-секретарём омских компаний. Соорганизатор и участница крупных городских проектов и пиар-акций («Городской пикник», «Гражданин мэр», «ЛУЧ: Любинский, удобный для человека» и другие). Интересы: книги, филателия, краеведение.

























Блог-пост

Наталья Граф

— журналистка

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Шик

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Репортаж о показе ее коллекции на Петербургском международном экономическом форуме cделал телеканал «Россия».

34414 ноября 2025
Юбилей «культурных гигантов»

Светские хроники

Юбилей «культурных гигантов»

Одни 85 лет плодотворно музицируют, другие 70 лет без устали вещают. В юбилейный для себя год Омская филармония и Омское телевидение «слились в экстазе» на сцене Концертного зала, феерично отметив 155 лет на двоих.

83807 ноября 2025
Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Здоровье

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».

882105 ноября 2025
Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

755203 ноября 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх