Все там будем?

Премьера в «Пятом Театре» — «Яма» по Куприну — состоялась. Режиссёр Людмила Исмайлова создала постановку по своей же инсценировке, и её волнуют не проблемы столетней давности...

135731 марта 2024
Все там будем?

В самом начале в полумраке сцены появляется человек, ведущий за собой каких-то странновато одинаковых полуодетых женщин. Бредут они, словно брейгелевы слепцы, цепочкой, каждая — положив руку на плечо идущей впереди. «Давным-давно, задолго до железных дорог, на самой дальней окраине большого южного города жили из рода в род ямщики...», — начинает рассказ поводырь. Голос рассказчика по очереди подхватывают следующие за ним женщины. Их голоса подобно хору в древнегреческой трагедии продолжают рассказ о том, как здесь, в Ямской слободе, «стали вырастать открытые публичные дома». Насельницы одного из таких домов — заведения Анны Марковны, где и происходят события — ещё не раз будут превращаться в этот коллективный трагический голос. Только вот бога из машины здесь не будет. Да и поводырь окажется слепым музыкантом, тапёром в этом самом заведении.

1

Девицы здесь обсуждают клиентов, попивают вино, порой, дерутся, но если надо, то и заступятся друг за друга, и посочувствуют. Все они — очень разные. Одни уже смирились с ролью чьих-то игрушек, кукол с размалёванными лицами-масками, за которыми, похоже, и от самих себя прячут свои горести. Другие ещё сохраняют в себе личность, но им-то и приходится тяжелее остальных.

Клиенты — сплошь люди «из общества», с социальным статусом: тут и купец, и учитель, и актёр, страдающий от того, что обманывает жену. Заходят и студентики. А вот приват-доцент приходит сюда из антропологического интереса: хочет понять, как дошли эти женщины до жизни такой. Только его интерес для них, возможно, ещё унизительнее: ведь и он, как все остальные, относится к ним как к объекту; и он не видит в них души живые, поэтому не расскажут они ему свои реальные истории.

А зритель эти истории увидит. Вот, например, набожный дворецкий заведения Симеон, презирающий девиц, ведь их можно купить или взять силой, а Бога-то надо любить! Или торгующий девушками красавчик Горизонт, продающий даже невинность собственной жены, наивной Сонечки. Или сердобольный Лихонин: он захочет спасти хотя бы одну из девиц; только ему всё равно, кого именно, поэтому из его благородной затеи ничего не выходит: «спасаемая» Любка вернётся в притон. А искренняя любовь студента Коли толкнёт на последний роковой шаг Женю. Правда, возможно, именно это спасёт чью-то жизнь, ведь Женя, больная «дурной» болезнью, мстила клиентам за собственное бесправие, заражая их. Вот и один из посетителей заведения — Рамзес — застрелился, когда понял, что тоже болен. Теперь обе стороны — и девицы, и их клиенты — встречаются на кладбище...

Рядом со всем этим ужасом, словно бы в параллельном мире, существуют юные гимназистки и гимназисты, все такие в белом, бегают по городу, разучивают французские песенки, задорно танцуют. Среди них — и дочь «бандерши» Анны Марковны, милая Берточка. Интересно, что в разных составах одни и те же актрисы играют то Берточку, то несчастную Любку: похоже, режиссёр уже знает, что ждёт Берточку, хоть Анна Марковна и готова на всё, чтобы дочка избежала страшной участи.

В спектакле занята, практически, вся труппа, поэтому каждый зритель гарантированно увидит кого-то из своих любимых актёров, а кого-то, как я, откроет совсем по-новому. Намеренно не называю исполнителей, ведь каждый из них независимо от масштаба роли вносит свою незаменимую краску в это масштабное полотно (спектакль идёт три часа). Тут многое не требует проговаривания, а обнажается в сложном пластическом рисунке, созданном Игорем Григурко, в световой партитуре Сергея Гаевого, в оформлении Натальи Беловой, наделившей девиц лицами-масками и превратившей их простыни в античные хитоны. В результате мы видим не социальную драму о, так сказать, «язвах общества», о которых когда-то писал Куприн. Нет, здесь рождается высокая трагедия. И не только потому, что умирают герои, а потому, что гибнут души, запертые в клетке своей страшной судьбы. И выхода, похоже, нет...

 18+

 

2

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Анны Шестаковой

Теги:«Пятый театр»премьератеатр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

10 октября

Удастся ли «не сломать маску»?

Удастся ли «не сломать маску»?

51702 октября 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 34 человека

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 178 человек

























Блог-пост

Юлия Купрейкина

— психолог

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Кижи: без гвоздей не обошлось

Обязательная экскурсия для туристов в Петрозаводске – посещение острова Кижи. Местные жители произносят название с ударением на первый слог – КИжи. С речного вокзала Петрозаводска туда организован несколько рейсов судов на подводных крыльях.

1000131 августа 2025

Онежский комар, или Стройбат как символ Великой Победы

Если выйти с железнодорожного вокзала в Петрозаводске, свернуть направо, а потом налево, на улицу Гоголя, это будет прямая дорога к мемориалу воинам Карельского фронта. В этом месте улица Гоголя закончится, но там найдется тропинка, которая выведет к мостику через речку Лососинку. Перейдя мост, внимательный турист найдет несколько необычных арт-объектов. Один из них – памятник онежскому комару.

 

67723 августа 2025

Обходил отец окрестности Онежского озера

Мой отец, Жарый Иван Кузьмич, в возрасте 17,5 лет после полуторагодичного обучения в военном училище был призван на фронт. В декабре 1942 года он убыл из Омска. Войну он закончил близ Дрездена. Туда он дошел в составе воздушно-десантных войск от Пскова – мимо Онежского озера через Петрозаводск, Костомукшу, Мурманск…

85221 августа 2025

Обходя окрестности Онежского озера

Стоимость любой туристической поездки – краеугольный камень. Хочется везде побывать – и при этом сэкономить. Потому – прямо с Валаама едем на Онежское озеро.

100119 августа 2025

Валаамский распев

Пение на Валааме — повсюду.

99913 августа 2025

Стиль жизни

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Кредо

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Тренер по развитию памяти рассказала «ВОмске» об аскезе в воспитании дочери, почему «отбирает» у неё карманные деньги, за что пришлось краснеть перед школьным психологом и почему не берёт детей на свои занятия.

38806 октября 2025
«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

122529 июля 2025
Отдыхать, так с музыкой

Светские хроники

Отдыхать, так с музыкой

«Симфопарк» — главное музыкальное событие под открытым небом в Омске с популяризаторской миссией — подаётся как деликатес: раз в году. Зато выдохнуть и насладиться моментом можно два дня подряд.

199907 июля 2025
Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

1473104 июля 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх