
Все там будем?
Премьера в «Пятом Театре» — «Яма» по Куприну — состоялась. Режиссёр Людмила Исмайлова создала постановку по своей же инсценировке, и её волнуют не проблемы столетней давности...
139131 марта 2024
В самом начале в полумраке сцены появляется человек, ведущий за собой каких-то странновато одинаковых полуодетых женщин. Бредут они, словно брейгелевы слепцы, цепочкой, каждая — положив руку на плечо идущей впереди. «Давным-давно, задолго до железных дорог, на самой дальней окраине большого южного города жили из рода в род ямщики...», — начинает рассказ поводырь. Голос рассказчика по очереди подхватывают следующие за ним женщины. Их голоса подобно хору в древнегреческой трагедии продолжают рассказ о том, как здесь, в Ямской слободе, «стали вырастать открытые публичные дома». Насельницы одного из таких домов — заведения Анны Марковны, где и происходят события — ещё не раз будут превращаться в этот коллективный трагический голос. Только вот бога из машины здесь не будет. Да и поводырь окажется слепым музыкантом, тапёром в этом самом заведении.

Девицы здесь обсуждают клиентов, попивают вино, порой, дерутся, но если надо, то и заступятся друг за друга, и посочувствуют. Все они — очень разные. Одни уже смирились с ролью чьих-то игрушек, кукол с размалёванными лицами-масками, за которыми, похоже, и от самих себя прячут свои горести. Другие ещё сохраняют в себе личность, но им-то и приходится тяжелее остальных.
Клиенты — сплошь люди «из общества», с социальным статусом: тут и купец, и учитель, и актёр, страдающий от того, что обманывает жену. Заходят и студентики. А вот приват-доцент приходит сюда из антропологического интереса: хочет понять, как дошли эти женщины до жизни такой. Только его интерес для них, возможно, ещё унизительнее: ведь и он, как все остальные, относится к ним как к объекту; и он не видит в них души живые, поэтому не расскажут они ему свои реальные истории.

А зритель эти истории увидит. Вот, например, набожный дворецкий заведения Симеон, презирающий девиц, ведь их можно купить или взять силой, а Бога-то надо любить! Или торгующий девушками красавчик Горизонт, продающий даже невинность собственной жены, наивной Сонечки. Или сердобольный Лихонин: он захочет спасти хотя бы одну из девиц; только ему всё равно, кого именно, поэтому из его благородной затеи ничего не выходит: «спасаемая» Любка вернётся в притон. А искренняя любовь студента Коли толкнёт на последний роковой шаг Женю. Правда, возможно, именно это спасёт чью-то жизнь, ведь Женя, больная «дурной» болезнью, мстила клиентам за собственное бесправие, заражая их. Вот и один из посетителей заведения — Рамзес — застрелился, когда понял, что тоже болен. Теперь обе стороны — и девицы, и их клиенты — встречаются на кладбище...

Рядом со всем этим ужасом, словно бы в параллельном мире, существуют юные гимназистки и гимназисты, все такие в белом, бегают по городу, разучивают французские песенки, задорно танцуют. Среди них — и дочь «бандерши» Анны Марковны, милая Берточка. Интересно, что в разных составах одни и те же актрисы играют то Берточку, то несчастную Любку: похоже, режиссёр уже знает, что ждёт Берточку, хоть Анна Марковна и готова на всё, чтобы дочка избежала страшной участи.
В спектакле занята, практически, вся труппа, поэтому каждый зритель гарантированно увидит кого-то из своих любимых актёров, а кого-то, как я, откроет совсем по-новому. Намеренно не называю исполнителей, ведь каждый из них независимо от масштаба роли вносит свою незаменимую краску в это масштабное полотно (спектакль идёт три часа). Тут многое не требует проговаривания, а обнажается в сложном пластическом рисунке, созданном Игорем Григурко, в световой партитуре Сергея Гаевого, в оформлении Натальи Беловой, наделившей девиц лицами-масками и превратившей их простыни в античные хитоны. В результате мы видим не социальную драму о, так сказать, «язвах общества», о которых когда-то писал Куприн. Нет, здесь рождается высокая трагедия. И не только потому, что умирают герои, а потому, что гибнут души, запертые в клетке своей страшной судьбы. И выхода, похоже, нет...

18+
2
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Фото:Анны Шестаковой
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 38 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 183 человека
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2025 года
66016 ноября 2025
Гороскоп на 20 ноября 2025 года
58919 ноября 2025
Хотели как лучше, а получилось как всегда...
54017 ноября 2025
Выбор редакции
Записки о встречах с могиканином
381809 ноября 2025
103207 ноября 2025
Кто прошлое помянет, тому на концерт Олега Митяева
201222 октября 2025
31821412224
Записи автора
«Музыкальное путешествие вглубь себя»
18220 ноября 2025
«Молодежный театр» гостит в молодежной столице
35919 ноября 2025
«С омским зрителем мы совпали»
36616 ноября 2025
53413 ноября 2025
106006 ноября 2025
71703 ноября 2025
83429 октября 2025
120820 октября 2025
— попутчица
— психолог
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске






























Комментарии