Андерсен — в помощь!
История нескладного, не похожего на остальных утёнка, превратившегося в прекрасного лебедя, известна, практически, всем. А если кто-то ещё не знакомил своих детей со сказкой Андерсена «Гадкий утёнок», но собирается сводить их на новый спектакль омского театра кукол «Арлекин», то стоит сначала прочитать первоисточник, потому что в этой постановке андерсеновской сказки интереснее следить не за сюжетом, а за тем, каким языком он рассказан.
119813 апреля 2024
Никакой традиционной для кукольного театра ширмы здесь нет. Сцена малого зала превращена в заросший камышом водоём — то ли озерцо, то ли болотце. А может, это источник вдохновения? Не случайно здесь появляется человек, начинающий рассказ: «Хорошо было за городом! Стояло лето»... Рассказчик (Эдуард Павлинцев) оживляет этот мир на наших глазах: как дирижёр, взмахами рук он «включает» то пение птиц, то журчание воды. Природа оживает, в зарослях начинается какое-то движение: руки, ноги, головы неких существ появляются и исчезают в камышах. А Рассказчик, оживив это место, отходит в сторону, позволяя событиям развиваться самостоятельно и появляясь лишь время от времени, чтобы мы не забыли: это его сказка.
1Режиссёр спектакля и автор инсценировки Ксения Павлова (Санкт-Петербург) только Рассказчику отдаёт андерсеновский текст, а остальные герои — обитатели птичьего двора, дикие гуси, жители убогой избушки, — все они, в основном, кудахчут, кукарекают да крякают. А из этого клёкота, порой, складывается что-то членораздельное вроде возгласа: «Не такой!», — ставшего для Утёнка приговором.
Но создавая этот шумный птичий мир, режиссёр не прячет актёров где-то в камышах. Нет, они — тут же, с птицами-куклами в руках, тоже становятся создателями истории. Трогательная Александра Батура — и мама-гусыня, и добрая старушка, приютившая изгнанного с птичьего двора Утёнка. Алексей Горбунов и Александр Галахов кого только ни одушевляют: и милых утят, и самодовольного гусака, и курицу, которой никогда не понять желания плавать, и кота, который, как и сказано у Андерсена, «умеет сыпать искрами». А превращаясь в диких гусей, они чуть ли не птичий рэп-баттл устраивают, в котором и Утёнок успешно поучаствовал. Этот герой оживает в руках Андрея Набивачева. И когда Утёнок решает следовать за прекрасными лебедями, именно актёр сбрасывает с себя невзрачное тёмное «оперение», превращаясь в белого лебедя. Так режиссёр напоминает нам и открывает маленьким зрителям, что это — человеческая, а не птичья история.
Наблюдать за дуэтом «кукла-актёр» всегда интересно, ведь это особое мастерство: передавать все эмоции своему персонажу, оставаясь сдержанным, но не пустым. Актёры «Арлекина» это умеют. А ещё в спектакле есть элементы театра теней: задник порой превращается в экран неба, по которому пролетают птичьи стаи. А полёт лебедей решён пластически, и это просто красиво!
Но главное, думаю, в том, что зрители получат не только эстетическое удовольствие, но и повод продолжить с детьми разговор о том, что значит быть «не таким». Андерсен — в помощь!
6+
2Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Фото:Никиты Кудрявцева
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 150 человек
Самое читаемое
Итоги недели с Олегом Ананьевым
6454113 января 2025
Гороскоп на 14 января 2025 года
112613 января 2025
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
22216 января 2025
32215 января 2025
41513 января 2025
78103 января 2025
Колдовать нельзя, а любить можно
65924 декабря 2024
Как Кристина Шапкина Красной Шапочкой стала
66214 декабря 2024
Открыть «Малахитовую шкатулку»
131412 декабря 2024
81008 декабря 2024
— психолог
— депутат Государственной Думы
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии