Ждём новых встреч!

В последний приезд в Омск Северного драматического театра имени Михаила Ульянова посмотрели два спектакля: «Тартюф» Мольера и «Саня, Ваня, с ними Римас» Владимира нашего, понимаете ли, Гуркина. Тарчане привозили ещё и «Иркутскую историю», но её мы успели посмотреть в их прошлый приезд. Впрочем, и двух спектаклей хватило, чтобы в очередной раз убедиться в том, насколько сильная и разносторонняя труппа в этом театре.

118423 апреля 2024
Ждём новых встреч!

Жанр «Тартюфа» обозначен как «комедия на фоне натюрмортов». И действительно, именно благодаря натюрмортам, украшающим подвижные ширмы, место действия легко трансформируется. Увеличенные фрагменты картин, напоминающие «малых голландцев» 17-го (мольеровского) века, становятся для героев то укрытием, то фоном для выяснения отношений, то местом свиданий. И это не только передаёт дух 17-го века, но и подчёркивает театральность происходящего, потому что здесь ставится... театральный эксперимент.

1

Когда в самом начале появляется некий Человек театра (Михаил Гладков), чтобы на прекрасном французском ввести зрителей в курс дела, его прерывает другой человек, по-русски объясняя, что смысл мольеровской комедии вовсе не в том, чтобы заклеймить Тартюфа как лицемера, обманщика и стяжателя. А в чём же? Разобраться в этом он и предлагает. Оказывается, он и есть — Тартюф (Алексей Лялин), и готов сам принять участие в спектакле, чтобы показать, как всё было на самом деле. Он даже предлагает «человеку театра» звонить в колокольчик, если что-то будет непонятно: Тартюф объяснит. Вот такую вольность допускает режиссёр Константин Рехтин: добавляет ещё один конфликт — между героем и автором. Кто победил — Мольер или Тартюф? Не скажу. Лучше сходите на этот спектакль Северного театра сами; надеюсь, он гостил в Омске не в последний раз.

Впрочем, Мольер победил уже хотя бы потому, что актёры на радость зрителям с упоением потешались над своими персонажами — домочадцами Оргона. Несгибаемая матушка Оргона (Кристина Смолина), грассирующий на французский манер шурин Клеант (Евгений Хлюм), правдоруб сынок (Александр Черепков), наивные влюблённые Марианна и Валер (Наталья Климова и Иван Шатов) и, конечно, Дорина (Анастасия Хитрова), служанка по статусу, но домоправительница по призванию, — все они были и смешны, и трогательны. Пластический рисунок каждой роли здесь не менее важен, чем слова. А свидание жены Оргона Эльмиры (София Федоровская) с Тартюфом превратилось в акробатический этюд. Но даже тогда Оргон (Василий Кулыгин) до последнего отказывался верить своим глазам, не желая знать ничего, что противоречило бы его картине мира.

Так ханжа ли Тартюф, или он — тот, кто помогает Оргону видеть желаемое, а не действительное? И не за эту ли добродетель наказывает его судьба? Похоже, этому Тартюфу не раз приходилось страдать за такую «добродетель», а иначе почему его французский звучит... как-то «по-блатному»? Это особенно заметно после того, как зритель уже услышал изысканный французский Человека театра.

В общем, спектакль интересен и тем, кто уже видел разных «Тартюфов», и тем, кто знакомится с этой комедией Мольера впервые: игристое вино этой постановки оставляет у публики восторженное опьянение.

И совсем другой спектакль Константина Рехтина тарчане показали на следующий день. «Саня, Ваня, с ними Римас» — драма, разворачивающаяся в уральском селе во время и после войны. Владимир Гуркин написал эту пьесу на основе реальных событий. Он и сам родом из тех уральских мест, и пьесу посвятил своим дедам и бабушкам. Эта история, с одной стороны, по сюжету совсем не похожа на комедийную «Любовь и голуби», с другой — пронизана той же народной языковой стихией. Именно она как воплощение силы духа народа спасает героев даже в самые трудные моменты их жизни, помогает пережить потери, принять повороты судьбы, сделать выбор.

2

Тарским артистам эта стихия абсолютно подвластна. Вчерашняя Дарина — Анастасия Хитрова — проживает судьбу своей Александры так, словно про себя рассказывает. А Михаил Гладков вечер назад поражавший отменным французским, оказывается, на самом деле — Иван, муж Александры, от которого не было весточек не только во время войны, но и несколько лет после. Алексей Лялин в роли милиционера Римаса Патиса, вроде бы, чужака, но и уже принятого местными, воплощает и прибалтийскую сдержанность, и какую-то внутреннюю сердечность.

Иван возвращается в родное село в 49-м году, ровно в тот день, когда его Александра, устав ждать, решает вновь выйти замуж — за Римаса. Одни из самых сильных сцен спектакля — диалог вернувшегося Ивана и Римаса и рассказ Ивана о своей послевоенной жизни.

Но не только главные герои создают цельность этого повествования. Здесь каждый житель деревни проживает свои потри и обретения. Во втором — послевоенном — действии все они меняются внешне. Но в каждом по-прежнему живёт тот народный дух, который помогает и сострадать, и прощать, и с достоинством принимать неизбежное, и даже после потерь находить силы жить дальше. Спасибо тарскому театру за это открытие Гуркина.

И ждём новых встреч!

 16+

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

79221 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

69022 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

1318104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 149 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 126 человек



























Блог-пост

Наталья Захарцева (Резная Свирель)

Нателла Кисилевская

— журналистка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

С джазом, драйвом, детьми и друзьями

Светские хроники

С джазом, драйвом, детьми и друзьями

«Вы нескромны», - пожурила Ирина Лапшина Валерия Перминова, который 27 ноября устроил в Концертном зале «Мегаквартирник». Но тут же прибавила: «Дай бог каждому юбиляру Омской филармонии так отмечать свой юбилей!»

1471129 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»

Кредо

Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»

Как известно, человек — кузнец своего счастья. 31-летний Серик тоже «кует» свою жизнь без устали, только не руками, а ногами. Рук у него нет с рождения, по этой причине от него еще в роддоме отказались родители. Зато ногами он умеет прекрасно писать, рисовать и играть в футбол. Из интернатов в мир обычных людей Серик попал, когда ему было уже за двадцать, образование — ноль классов. Однако сейчас талантливый и целеустремленный самоучка учится в колледже.

24861021 ноября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

5521310 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

7164106 сентября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх