Ждём новых встреч!

В последний приезд в Омск Северного драматического театра имени Михаила Ульянова посмотрели два спектакля: «Тартюф» Мольера и «Саня, Ваня, с ними Римас» Владимира нашего, понимаете ли, Гуркина. Тарчане привозили ещё и «Иркутскую историю», но её мы успели посмотреть в их прошлый приезд. Впрочем, и двух спектаклей хватило, чтобы в очередной раз убедиться в том, насколько сильная и разносторонняя труппа в этом театре.

128523 апреля 2024
Ждём новых встреч!

Жанр «Тартюфа» обозначен как «комедия на фоне натюрмортов». И действительно, именно благодаря натюрмортам, украшающим подвижные ширмы, место действия легко трансформируется. Увеличенные фрагменты картин, напоминающие «малых голландцев» 17-го (мольеровского) века, становятся для героев то укрытием, то фоном для выяснения отношений, то местом свиданий. И это не только передаёт дух 17-го века, но и подчёркивает театральность происходящего, потому что здесь ставится... театральный эксперимент.

1

Когда в самом начале появляется некий Человек театра (Михаил Гладков), чтобы на прекрасном французском ввести зрителей в курс дела, его прерывает другой человек, по-русски объясняя, что смысл мольеровской комедии вовсе не в том, чтобы заклеймить Тартюфа как лицемера, обманщика и стяжателя. А в чём же? Разобраться в этом он и предлагает. Оказывается, он и есть — Тартюф (Алексей Лялин), и готов сам принять участие в спектакле, чтобы показать, как всё было на самом деле. Он даже предлагает «человеку театра» звонить в колокольчик, если что-то будет непонятно: Тартюф объяснит. Вот такую вольность допускает режиссёр Константин Рехтин: добавляет ещё один конфликт — между героем и автором. Кто победил — Мольер или Тартюф? Не скажу. Лучше сходите на этот спектакль Северного театра сами; надеюсь, он гостил в Омске не в последний раз.

Впрочем, Мольер победил уже хотя бы потому, что актёры на радость зрителям с упоением потешались над своими персонажами — домочадцами Оргона. Несгибаемая матушка Оргона (Кристина Смолина), грассирующий на французский манер шурин Клеант (Евгений Хлюм), правдоруб сынок (Александр Черепков), наивные влюблённые Марианна и Валер (Наталья Климова и Иван Шатов) и, конечно, Дорина (Анастасия Хитрова), служанка по статусу, но домоправительница по призванию, — все они были и смешны, и трогательны. Пластический рисунок каждой роли здесь не менее важен, чем слова. А свидание жены Оргона Эльмиры (София Федоровская) с Тартюфом превратилось в акробатический этюд. Но даже тогда Оргон (Василий Кулыгин) до последнего отказывался верить своим глазам, не желая знать ничего, что противоречило бы его картине мира.

Так ханжа ли Тартюф, или он — тот, кто помогает Оргону видеть желаемое, а не действительное? И не за эту ли добродетель наказывает его судьба? Похоже, этому Тартюфу не раз приходилось страдать за такую «добродетель», а иначе почему его французский звучит... как-то «по-блатному»? Это особенно заметно после того, как зритель уже услышал изысканный французский Человека театра.

В общем, спектакль интересен и тем, кто уже видел разных «Тартюфов», и тем, кто знакомится с этой комедией Мольера впервые: игристое вино этой постановки оставляет у публики восторженное опьянение.

И совсем другой спектакль Константина Рехтина тарчане показали на следующий день. «Саня, Ваня, с ними Римас» — драма, разворачивающаяся в уральском селе во время и после войны. Владимир Гуркин написал эту пьесу на основе реальных событий. Он и сам родом из тех уральских мест, и пьесу посвятил своим дедам и бабушкам. Эта история, с одной стороны, по сюжету совсем не похожа на комедийную «Любовь и голуби», с другой — пронизана той же народной языковой стихией. Именно она как воплощение силы духа народа спасает героев даже в самые трудные моменты их жизни, помогает пережить потери, принять повороты судьбы, сделать выбор.

2

Тарским артистам эта стихия абсолютно подвластна. Вчерашняя Дарина — Анастасия Хитрова — проживает судьбу своей Александры так, словно про себя рассказывает. А Михаил Гладков вечер назад поражавший отменным французским, оказывается, на самом деле — Иван, муж Александры, от которого не было весточек не только во время войны, но и несколько лет после. Алексей Лялин в роли милиционера Римаса Патиса, вроде бы, чужака, но и уже принятого местными, воплощает и прибалтийскую сдержанность, и какую-то внутреннюю сердечность.

Иван возвращается в родное село в 49-м году, ровно в тот день, когда его Александра, устав ждать, решает вновь выйти замуж — за Римаса. Одни из самых сильных сцен спектакля — диалог вернувшегося Ивана и Римаса и рассказ Ивана о своей послевоенной жизни.

Но не только главные герои создают цельность этого повествования. Здесь каждый житель деревни проживает свои потри и обретения. Во втором — послевоенном — действии все они меняются внешне. Но в каждом по-прежнему живёт тот народный дух, который помогает и сострадать, и прощать, и с достоинством принимать неизбежное, и даже после потерь находить силы жить дальше. Спасибо тарскому театру за это открытие Гуркина.

И ждём новых встреч!

 16+

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 28 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 172 человека

























Блог-пост

Дмитрий Гусев

— Врач-психотерапевт, аналитический психолог

Нина Жарый

— Путешественница на пенсии

Нина Жарый

— Путешественница на пенсии


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Валаамский распев

Пение на Валааме — повсюду.

19813 августа 2025

Валаам. Упрямство и послушание

Я тоже обрела смирение!

238112 августа 2025

Валаам. Поклонимся…

Удаленное место. Спокойное. Оконечность полуострова, окаймленная водами внутренних ладожских озер. Через пролив хорошо видна ферма. За деревьями виднеются плечи Владимирского скита.

33311 августа 2025

Валаам милосердный

На изломе советской власти было опубликовано много материалов об интернате для инвалидов войны, долгие годы располагавшемся на Валааме. Авторы смаковали подробности, вырвав проблему из конкретных исторических условий.

449206 августа 2025

Валаам: истории побывавших

Зачем люди едут на Валаам? - Причин тому множество…

644204 августа 2025

Стиль жизни

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

61829 июля 2025
Отдыхать, так с музыкой

Светские хроники

Отдыхать, так с музыкой

«Симфопарк» — главное музыкальное событие под открытым небом в Омске с популяризаторской миссией — подаётся как деликатес: раз в году. Зато выдохнуть и насладиться моментом можно два дня подряд.

145307 июля 2025
Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

817104 июля 2025
Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

2427223 июня 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх