
Ждём новых встреч!
В последний приезд в Омск Северного драматического театра имени Михаила Ульянова посмотрели два спектакля: «Тартюф» Мольера и «Саня, Ваня, с ними Римас» Владимира нашего, понимаете ли, Гуркина. Тарчане привозили ещё и «Иркутскую историю», но её мы успели посмотреть в их прошлый приезд. Впрочем, и двух спектаклей хватило, чтобы в очередной раз убедиться в том, насколько сильная и разносторонняя труппа в этом театре.
127623 апреля 2024
Жанр «Тартюфа» обозначен как «комедия на фоне натюрмортов». И действительно, именно благодаря натюрмортам, украшающим подвижные ширмы, место действия легко трансформируется. Увеличенные фрагменты картин, напоминающие «малых голландцев» 17-го (мольеровского) века, становятся для героев то укрытием, то фоном для выяснения отношений, то местом свиданий. И это не только передаёт дух 17-го века, но и подчёркивает театральность происходящего, потому что здесь ставится... театральный эксперимент.
Когда в самом начале появляется некий Человек театра (Михаил Гладков), чтобы на прекрасном французском ввести зрителей в курс дела, его прерывает другой человек, по-русски объясняя, что смысл мольеровской комедии вовсе не в том, чтобы заклеймить Тартюфа как лицемера, обманщика и стяжателя. А в чём же? Разобраться в этом он и предлагает. Оказывается, он и есть — Тартюф (Алексей Лялин), и готов сам принять участие в спектакле, чтобы показать, как всё было на самом деле. Он даже предлагает «человеку театра» звонить в колокольчик, если что-то будет непонятно: Тартюф объяснит. Вот такую вольность допускает режиссёр Константин Рехтин: добавляет ещё один конфликт — между героем и автором. Кто победил — Мольер или Тартюф? Не скажу. Лучше сходите на этот спектакль Северного театра сами; надеюсь, он гостил в Омске не в последний раз.
Впрочем, Мольер победил уже хотя бы потому, что актёры на радость зрителям с упоением потешались над своими персонажами — домочадцами Оргона. Несгибаемая матушка Оргона (Кристина Смолина), грассирующий на французский манер шурин Клеант (Евгений Хлюм), правдоруб сынок (Александр Черепков), наивные влюблённые Марианна и Валер (Наталья Климова и Иван Шатов) и, конечно, Дорина (Анастасия Хитрова), служанка по статусу, но домоправительница по призванию, — все они были и смешны, и трогательны. Пластический рисунок каждой роли здесь не менее важен, чем слова. А свидание жены Оргона Эльмиры (София Федоровская) с Тартюфом превратилось в акробатический этюд. Но даже тогда Оргон (Василий Кулыгин) до последнего отказывался верить своим глазам, не желая знать ничего, что противоречило бы его картине мира.
Так ханжа ли Тартюф, или он — тот, кто помогает Оргону видеть желаемое, а не действительное? И не за эту ли добродетель наказывает его судьба? Похоже, этому Тартюфу не раз приходилось страдать за такую «добродетель», а иначе почему его французский звучит... как-то «по-блатному»? Это особенно заметно после того, как зритель уже услышал изысканный французский Человека театра.
В общем, спектакль интересен и тем, кто уже видел разных «Тартюфов», и тем, кто знакомится с этой комедией Мольера впервые: игристое вино этой постановки оставляет у публики восторженное опьянение.
И совсем другой спектакль Константина Рехтина тарчане показали на следующий день. «Саня, Ваня, с ними Римас» — драма, разворачивающаяся в уральском селе во время и после войны. Владимир Гуркин написал эту пьесу на основе реальных событий. Он и сам родом из тех уральских мест, и пьесу посвятил своим дедам и бабушкам. Эта история, с одной стороны, по сюжету совсем не похожа на комедийную «Любовь и голуби», с другой — пронизана той же народной языковой стихией. Именно она как воплощение силы духа народа спасает героев даже в самые трудные моменты их жизни, помогает пережить потери, принять повороты судьбы, сделать выбор.
Тарским артистам эта стихия абсолютно подвластна. Вчерашняя Дарина — Анастасия Хитрова — проживает судьбу своей Александры так, словно про себя рассказывает. А Михаил Гладков вечер назад поражавший отменным французским, оказывается, на самом деле — Иван, муж Александры, от которого не было весточек не только во время войны, но и несколько лет после. Алексей Лялин в роли милиционера Римаса Патиса, вроде бы, чужака, но и уже принятого местными, воплощает и прибалтийскую сдержанность, и какую-то внутреннюю сердечность.
Иван возвращается в родное село в 49-м году, ровно в тот день, когда его Александра, устав ждать, решает вновь выйти замуж — за Римаса. Одни из самых сильных сцен спектакля — диалог вернувшегося Ивана и Римаса и рассказ Ивана о своей послевоенной жизни.
Но не только главные герои создают цельность этого повествования. Здесь каждый житель деревни проживает свои потри и обретения. Во втором — послевоенном — действии все они меняются внешне. Но в каждом по-прежнему живёт тот народный дух, который помогает и сострадать, и прощать, и с достоинством принимать неизбежное, и даже после потерь находить силы жить дальше. Спасибо тарскому театру за это открытие Гуркина.
И ждём новых встреч!
16+
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Фото:с сайта taratheatre.ru
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 26 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 170 человек
Самое читаемое
Станислав Мацелевич: «Есть Бог, и есть хорошие люди в этом мире»
699122 июля 2025
Как интересно провести выходные в Омске. 26-27 июля 2025 года
661126 июля 2025
56021 июля 2025
Выбор редакции
1677125 июня 2025
«Я вижу вас… И я вам улыбаюсь…»
416019 июня 2025
«Сердца сгорели, в нас остался только пепел…»
256806 мая 2025
31821412224
Записи автора
27624 июля 2025
45719 июля 2025
61511 июля 2025
«Все настолько серьёзно, что смешно»
76310 июля 2025
«А он, мятежный, просит бури!»
66609 июля 2025
52108 июля 2025
«Только Шекспир! И никаких колпаков». Смешно!
76804 июля 2025
59302 июля 2025
— Психолог
— психолог
— Коуч, психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии