Его красиво и возвышенно звали «соколом»…

29-го апреля 2024 года – 100-летие со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР Владимира Дмитриевича Соколова /29.04.1924 – 21.09.1988/, благодаря которому середину 60-х - начало 70-х годов прошлого века называют (по аналогии с «золотым веком русской литературы») «золотым веком Омского ТЮЗа».

1534128 апреля 2024
Его красиво и возвышенно звали «соколом»…

В годы, связанные с художественным руководством театром режиссёра В.Д. Соколова (1964 - 1972 гг.), сам театр буквально гремел по стране под названием: «Театр Соколова». Да плюс ко всему с оглушительным успехом в 1967 году прошли гастроли омичей в Москве, в Кремлёвском Дворце.

В театральном архиве хранится стенограмма заседания худсовета ТЮЗа 1964 года, на котором Соколов, новый «главный», выступил с очень короткой, но «программной» речью, определившей тональность театра на гóды вперёд! И вóт что сказал Владимир Дмитриевич на худсовете:

«На сцене должны создаваться полнокровные характеры; примитив – противопоказан! Главным я считаю разговор с юношеством. Основная направленность репертуара должна быть романтической… И надо обязательно говорить о любви с этим возрастом!.. И ещё: главное – это не зрительский вкус, а воспита́ние в зрителе вкуса к настоящему! В творческой работе необходимы откровенность и заинтересованность в общем деле. Яд равнодушия разъедает театр. Театр и нас самих… Первым у меня будет – требовательность всех работников к себе. В искусстве нельзя останавливаться, надо идти вперёд. Остановился – упал…».

У меня, у юноши в то время, был абсолютный восторг от его спектаклей, в которых каждый актёр был блистателен. И у меня до сих пор в памяти «Девочка и апрель» по пьесе Т.Ян с неповторимой Валентиной Устимович в главной роли…

И у меня до сих пор мороз по коже при воспоминании о пронзительном и поэтичном спектакле Соколова «А зори здесь тихие» с потрясающим актёром Виктором Кульченко в роли старшины Васкова (Омский ТЮЗ первым в стране инсценировал повесть Б. Васильева, и этот спектакль – один из лучших и «знаковых» в истории театра)...

И ещё одна «соколовская» цитата: «У нас одно желание: театр должен быть умным и поэтическим. Будничность, прозаичность нужны лишь для того, чтобы подчеркнуть необычное, то, что обжигает в человеке. Это, если хотите, призыв к героике, но без холодной монументальности».

А ещё в театре была атмосфера «студийности», и она словно создавала магнитное поле, попав в которое, люди становились «рабами» высоких мыслей, чувств, проповедуемых театром. Особой внутренней атмосфере ТЮЗа способствовала, конечно же, работающая при театре Студия, руководимая Соколовым.

И было два выпуска театральной студии – в 1967 и в 1971 годах. Кстати, среди выпускников первого набор студийцев был будущий знаменитый киноактёр Владислав Дворжецкий. А из выпускников второго набора многие годы проработали в Омском ТЮЗе Анна Гордовская, Евгений Иванов, Лариса Полянчикова, заслуженная артистка РСФСР Валентина Киселёва (сегодня она – актриса театра «Галёрка»).

«Сокол мой ясный» – так говорит, вспоминая Соколова, «Легенда омской сцены» Зинаида Костикова, много лет проработавшая в Омском ТЮЗе (ныне она – режиссёр-педагог Лицейского театра). И я предоставляю ей слово. Итак, рассказывает Зинаида Костикова.


Первая постановка Соколова в Омском ТЮЗе – спектакль по пьесе педагога Н. Долининой, даже в названии которого был заложен конфликт: «Они и мы».

Тема борьбы за справедливость затрагивала каждого – и актёров, и зрителей. Проблемы образования тоже волновали всех: школьников, учителей, родителей. За стенами театра бушевали знаменитые годы «хрущёвской оттепели». Романтик Соколов словно перенёс на сцену свободный дух 1960-х. Спектакль «Они и мы» ребром ставил главные вопросы. С кем ты? Кто ты? Каким ты войдешь в эту жизнь? «Какой ты след оставишь?..»

Равнодушных в зале не было. Спектакль был синтезом блестящего актёрского ансамбля и уникального режиссёрского таланта.

Листаю фотографии… «Двадцать лет спустя» по пьесе Михаила Светлова… Немножко «математики»: Соколов был младше Светлова на 20 лет; мы были младше Соколова на 20 лет; в сентябре 1964 года ушёл из жизни М. Светлов; в сентябре 1964-го Соколов становится художественным руководителем Омского ТЮЗа. Через год после смерти Светлова Соколов поставит спектакль «Двадцать лет спустя» в память о поэте. Благодаря Светлову и Соколову мы окунулись в мир эмоций, погрузились в эпоху революционных событий, мы взахлёб играли, пели, чувствовали то время, трудности ребят, беды, волнения, радости, опасности, потери… Мы полюбили своих героев, мы с ними срослись.

Соколов был искренен и честен, он говорил как думал, и мы все ему верили. Мы шли за ним, вместе с ним. Красиво и увлечённо работал Владимир Дмитриевич на репетициях. Внешне спокойный и неторопливый в быту, – Соколов, словно проснувшийся вулкан, всю свою неизрасходованную энергию выплескивал в работе на артистов, монтировщиков, музыкантов (в ту пору в ТЮЗе был настоящий профессиональный оркестр), всех собирал в одно живое, целое, заряжая желанием сотворить что-то общее, большое, трепетное, каждому дорогое и необходимое. Он был хроническим трудоголиком.

Дивный спектакль Соколова «Тристан и Изольда» по пьесе А. Бруштейн. Изольду играла моя любимая подруга Галина Аверьянова. Это была её первая и великолепная работа на омской сцене!..

И не было бы такого сказочно-чудесного спектакля, и не могло бы быть блестящих актёрских работ, если бы не Он – уникально талантливый режиссёр, учитель, человек, наш Соколов Владимир Дмитриевич! Стремясь к нужному результату, он никогда не ломал актёрской индивидуальности, но каким-то чудом добивался непохожести, разноплановости, неповторимости актёрских работ в своих спектаклях, и в случае удачи, победы – весь светился какой-то детской радостью. Я всегда удивлялась, как мастерски он сам проигрывал иногда какие-то моменты в репетициях за актёров, и только много лет позже узнала, что в начале театрального пути он был артистом.

Хочу процитировать фрагмент из статьи народного артиста РФ Юрия Гребня в журнале «Омск театральный»:

«…Целая эпоха в жизни Омского ТЮЗа связана с именем Владимира Дмитриевича Соколова, которого так красиво и возвышенно звали «Соколом». Будучи тогда молодым актёром, я понимал, какого масштаба эта Личность. Наверное, не случайно тогда так популярен был наш театр. Соколову нужны были актёры с безграничным доверием и уважением к театру и к нему. Не к его персоне, а в высоком смысле понимания того, что мы вместе делаем под его руководством. Мы тянулись на светлый огонь его души и были счастливы. И помним это счастье, и что-то «соколовское» даёт нам силы и сегодня».

…«Песня о гитаре»… Пьесу написали Андрей Лядов и режиссёр Соколов. Ниже – две фотографии из этого пронзительно-лиричного спектакля: Альберт Иричев, Галина Аверьянова, Юрий Трошкеев, Валентина Устимович…

Все спектакли Соколова – легендарны. И мне выпало великое счастье – «прикасаться» к этим легендам. Продолжаю листать архивные фотографии «соколовских спектаклей… Вот – «Убийцы и свидетели» (пьеса Я. Волчека), где мне посчастливилось играть…

А это – спектакль по пьесе В. Балашова «Легенда о Паганини» (на снимках – Виктор Кульченко и моя дуэтная сцена с Юрием Гребнем)…

А здесь я с артистом Леонидом Калинушкиным в «соколовско-чеховской» Чайке…

Ах, Сокол мой ясный!..


И я говорю «спасибо» замечательной Зинаиде Николаевне Костиковой за её воспоминание. И тоже листаю фотографии… И тоже вспоминаю Владимира Дмитриевича Соколова и неповторимый золотой век Омского ТЮЗа…

 

Автор: Сергей Денисенко, при участии Зинаиды Костиковой

Автор:Сергей Денисенко

Фото:из архивов Омского ТЮЗа, С. Денисенко и З. Костиковой

Теги:Владимир СоколовТЮЗпамятьтеатр

Комментарии


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Здоровье

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Алексей Рябокляч — чемпион России и Европы по подтягиваниям, а также организатор спортивных мероприятий в «Омской Корпоративной Футбольной Лиге», поделился с «ВОмске» личным «рецептом» от стресса и объяснил, почему важно выделять неделю в году для отдыха от тренировок.

91923 мая 2025
Правила воспитания от Олега Ананьева

Кредо

Правила воспитания от Олега Ананьева

Известный омский предприниматель, глава компании «Энерголидер» не дает своему пятнадцатилетнему сыну Яну «карманные», но платит за работу и делится прибылью от совместных сделок. Видит пользу в уроках финансовой грамотности и в стихах. А лучшим инструментом воспитания считает убеждение.

109821 мая 2025
И Гергиев нам сладок и приятен

Светские хроники

И Гергиев нам сладок и приятен

23 апреля фестиваль-путешественник, придуманный генеральным директором Мариинского и Большого, на один вечер сделал остановку в Омске. 

398325 апреля 2025
Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Story

Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Солистке омского кавер-бенда «Oh yeah!» Елене Юминой предлагал помощь в раскрутке трехкратный победитель олимпийских игр Александр Карелин. Ее вокалу аплодировали Владислав Третьяк, Костя Цзю и другие именитые спортсмены. Омичка пела сольно и с группами в Москве, Сочи, Таиланде. А сейчас послушать ее можно на концертных площадках родного города. Наш портал расспросил певицу о ее планах. Но сначала мы уточнили, не жалеет ли она об отказе от раскрутки в столице?

127462208 декабря 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх