За секунду до выстрела
Так определён жанр нового спектакля «Пятого Театра», премьера которого состоится уже через неделю. Это «Гедда Габлер» Генрика Ибсена. О том, какой будет новая постановка, нам рассказали на Культурном завтраке в ресторане «Где же кролик».
Работа с этой пьесой началась в конце прошлого года, во время режиссёрской лаборатории, проходившей в «Пятом театре». Тогда режиссёр Наталья Шурганова показала эскиз по фрагменту этой пьесы, и он вызвал большой интерес зрителей. Куратор лаборатории театровед Нияз Игламов даже пошутил, мол, раз уж зрителям так хочется узнать, чем всё закончится, можно превратить спектакль в сериал.
Не знаю, будет ли выросший из этой лаборатории новый спектакль восприниматься, как сериал, но, похоже, интерес зрителей ему обеспечен. Наталья Шурганова призналась, что на лабораторию приехала без какой-либо концепции, потому что она рождается во взаимодействии с актёрами. «Театр — это актёры», — считает она. Именно поэтому ни кино, ни телевидение, ни интернет не вытеснили театр: зрителю важны живые эмоции «здесь и сейчас».
1Актёры, занятые в спектакле, такой подход поддержали: приходили на репетиции с эскизами и предложениями, из которых постепенно и рождался спектакль. Наталье как режиссёру нравится идти за актёрами: это даёт ощущение студийности, которой свойственен дух эксперимента. Она отметила, что, например, Дмитрий Макаров даже во время законного перерыва оставался на сцене и продолжал работу. Его судья Бракк — персонаж не самый приятный. Он, считает Дмитрий, не способен на чувство. Женщину выбирает, как дорогой предмет, которым надо завладеть. Вот и мимо Гедды Бракк не может пройти: ему генеральская дочка подходит по статусу. И всё же, рассказал актёр, в спектакле будут моменты, когда в его герое прорывается что-то человечное. «По-актёрски это интересно», — говорит он.
А режиссёр утверждает, что Макаров — «тонкач», которому свойственно отрицательное обаяние. Вообще труппу «Пятого», по крайней мере, тех актёров, с которыми ей довелось работать, Наталья оценивает очень высоко; считает, что далеко не в каждом театре есть такие мастера. И все они работают над спектаклем как соавторы. Такой подход нравится Полине Романовой, исполнительнице роли Гедды: «Он даёт воздух: можно пробовать по-разному существовать», — говорит актриса.
В этой совместной работе помогло и обсуждение взаимоотношений персонажей пьесы с психологом. «Там ведь никто по-настоящему любить не умеет; это сплошные «треугольники», в которых люди связаны созависимостями. Мы разбирали, кому какие типы привязанностей свойственны», — рассказала режиссёр. В спектакле даже появится персонаж, которого в пьесе нет: отец Гедды, генерал Габлер, которого уже нет в живых, но Гедда с ним не рассталась. Так режиссёр хочет показать, что Гедда не выросла, потому что был папа-генерал, который решал все проблемы.
Отсюда — и бунт Гедды против мира, не соответствующего её ожиданиям. Режиссёр хочет погрузить зрителей в подсознание главной героини в момент, когда роковое решение расстаться с жизнью уже принято, но смерть ещё не наступила: «Есть мысль, что люди перед смертью видят свою жизнь как киноленту. И зритель увидит ту самую киноленту. Гедда Габлер находится между двумя мирами, а мы – свидетели», — так Наталья Шурганова характеризует свой замысел и определение жанра: «за секунду до выстрела».
Актриса Полина Романова пришла в «Пятый» как раз, когда началась лаборатория. Помнит, что режиссёр спросила, какую роль она хотела бы играть, и Полина ответила: «Анну Каренину». Пьесу Ибсена она тогда ещё не читала, а когда прочла, поняла: Гедда — её персонаж.
Да, тут и с судьбой толстовской Карениной есть перекличка — трагический финал, и очень чеховская по настроению история. Ведь всё самое главное, считает режиссёр, не в событиях, а внутри каждого персонажа, как у Чехова: люди пьют чай, а в это время рушатся их судьбы.
Собственно, и создана пьеса была примерно в то же время, когда писал Чехов. Но для режиссёра это не история конца 19-го века, Наталье Шургановой важно «вытащить» из неё вечное, актуальное всегда, а значит — и сегодня. Поэтому здесь не будет исторических отсылок, наоборот, появятся элементы современности. К примеру, сообщения будут доставлять не бумажными письмами, а современными способами, даже модные видеокружочки появятся. Будут использованы и игровые, и документальные съёмки. Скажем, настроение Гедды будет передавать и видеоряд: шумящий от ветра сосновый лес, в котором заплутала её душа.
Именно внутренняя жизнь героев, а не их бытовое существование, будет в центре внимания, поэтому в спектакле задействована и пластическая группа. Наталья Шурганова, кстати, ещё и хореограф, она, например, ставила танцы в «Человеке из Подольска» «Пятого театра». Судя по эскизному показу «Гедды» пластическая составляющая будет важна в воплощении каждого персонажа.
2Впрочем, ждать повторения того, что мы увидели в эскизе, похоже, не стоит: он был показан на камерной сцене, а спектакль перенесён на большую, что, конечно, потребовало других средств воплощения. Тем интереснее увидеть, что же получилось в итоге. Премьерные показы состоятся 25 и 26 мая.
16+
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
На «Багровом острове» нет календаря
«Щелкунчик» в джазе и другие сюрпризы от филармонии
«В самом себе, как змей, таясь...»
Откуда в Сибири испанская страсть?
«Кто любит сказку, тем — сюда!»
— Коуч, психолог
— Психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии