За секунду до выстрела
Так определён жанр нового спектакля «Пятого Театра», премьера которого состоится уже через неделю. Это «Гедда Габлер» Генрика Ибсена. О том, какой будет новая постановка, нам рассказали на Культурном завтраке в ресторане «Где же кролик».
110219 мая 2024
Работа с этой пьесой началась в конце прошлого года, во время режиссёрской лаборатории, проходившей в «Пятом театре». Тогда режиссёр Наталья Шурганова показала эскиз по фрагменту этой пьесы, и он вызвал большой интерес зрителей. Куратор лаборатории театровед Нияз Игламов даже пошутил, мол, раз уж зрителям так хочется узнать, чем всё закончится, можно превратить спектакль в сериал.
Не знаю, будет ли выросший из этой лаборатории новый спектакль восприниматься, как сериал, но, похоже, интерес зрителей ему обеспечен. Наталья Шурганова призналась, что на лабораторию приехала без какой-либо концепции, потому что она рождается во взаимодействии с актёрами. «Театр — это актёры», — считает она. Именно поэтому ни кино, ни телевидение, ни интернет не вытеснили театр: зрителю важны живые эмоции «здесь и сейчас».
1Актёры, занятые в спектакле, такой подход поддержали: приходили на репетиции с эскизами и предложениями, из которых постепенно и рождался спектакль. Наталье как режиссёру нравится идти за актёрами: это даёт ощущение студийности, которой свойственен дух эксперимента. Она отметила, что, например, Дмитрий Макаров даже во время законного перерыва оставался на сцене и продолжал работу. Его судья Бракк — персонаж не самый приятный. Он, считает Дмитрий, не способен на чувство. Женщину выбирает, как дорогой предмет, которым надо завладеть. Вот и мимо Гедды Бракк не может пройти: ему генеральская дочка подходит по статусу. И всё же, рассказал актёр, в спектакле будут моменты, когда в его герое прорывается что-то человечное. «По-актёрски это интересно», — говорит он.
А режиссёр утверждает, что Макаров — «тонкач», которому свойственно отрицательное обаяние. Вообще труппу «Пятого», по крайней мере, тех актёров, с которыми ей довелось работать, Наталья оценивает очень высоко; считает, что далеко не в каждом театре есть такие мастера. И все они работают над спектаклем как соавторы. Такой подход нравится Полине Романовой, исполнительнице роли Гедды: «Он даёт воздух: можно пробовать по-разному существовать», — говорит актриса.
В этой совместной работе помогло и обсуждение взаимоотношений персонажей пьесы с психологом. «Там ведь никто по-настоящему любить не умеет; это сплошные «треугольники», в которых люди связаны созависимостями. Мы разбирали, кому какие типы привязанностей свойственны», — рассказала режиссёр. В спектакле даже появится персонаж, которого в пьесе нет: отец Гедды, генерал Габлер, которого уже нет в живых, но Гедда с ним не рассталась. Так режиссёр хочет показать, что Гедда не выросла, потому что был папа-генерал, который решал все проблемы.
Отсюда — и бунт Гедды против мира, не соответствующего её ожиданиям. Режиссёр хочет погрузить зрителей в подсознание главной героини в момент, когда роковое решение расстаться с жизнью уже принято, но смерть ещё не наступила: «Есть мысль, что люди перед смертью видят свою жизнь как киноленту. И зритель увидит ту самую киноленту. Гедда Габлер находится между двумя мирами, а мы – свидетели», — так Наталья Шурганова характеризует свой замысел и определение жанра: «за секунду до выстрела».
Актриса Полина Романова пришла в «Пятый» как раз, когда началась лаборатория. Помнит, что режиссёр спросила, какую роль она хотела бы играть, и Полина ответила: «Анну Каренину». Пьесу Ибсена она тогда ещё не читала, а когда прочла, поняла: Гедда — её персонаж.
Да, тут и с судьбой толстовской Карениной есть перекличка — трагический финал, и очень чеховская по настроению история. Ведь всё самое главное, считает режиссёр, не в событиях, а внутри каждого персонажа, как у Чехова: люди пьют чай, а в это время рушатся их судьбы.
Собственно, и создана пьеса была примерно в то же время, когда писал Чехов. Но для режиссёра это не история конца 19-го века, Наталье Шургановой важно «вытащить» из неё вечное, актуальное всегда, а значит — и сегодня. Поэтому здесь не будет исторических отсылок, наоборот, появятся элементы современности. К примеру, сообщения будут доставлять не бумажными письмами, а современными способами, даже модные видеокружочки появятся. Будут использованы и игровые, и документальные съёмки. Скажем, настроение Гедды будет передавать и видеоряд: шумящий от ветра сосновый лес, в котором заплутала её душа.
Именно внутренняя жизнь героев, а не их бытовое существование, будет в центре внимания, поэтому в спектакле задействована и пластическая группа. Наталья Шурганова, кстати, ещё и хореограф, она, например, ставила танцы в «Человеке из Подольска» «Пятого театра». Судя по эскизному показу «Гедды» пластическая составляющая будет важна в воплощении каждого персонажа.
2Впрочем, ждать повторения того, что мы увидели в эскизе, похоже, не стоит: он был показан на камерной сцене, а спектакль перенесён на большую, что, конечно, потребовало других средств воплощения. Тем интереснее увидеть, что же получилось в итоге. Премьерные показы состоятся 25 и 26 мая.
16+
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 3 человека
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 152 человека
Самое читаемое
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
56316 января 2025
58215 января 2025
63913 января 2025
96203 января 2025
Колдовать нельзя, а любить можно
75924 декабря 2024
Как Кристина Шапкина Красной Шапочкой стала
74514 декабря 2024
Открыть «Малахитовую шкатулку»
148012 декабря 2024
86608 декабря 2024
— директор правового холдинга «Закон»
— директор правового холдинга «Закон»
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии