Нелюбовь

В «Пятом Театре» прошли премьерные показы «Гедды Габлер», спектакля по пьесе Генрика Ибсена. Три часа пролетают незаметно: напряжение, передающееся со сцены в зал, всё время нарастает. Хорошо, что у зрителей есть возможность выдохнуть в антракте, чтобы хватило сил вновь погрузиться в странный мир Гедды. Но и оторваться от него невозможно: он, как натянутая струна, которая, кажется, вот-вот лопнет...

102928 мая 2024
Нелюбовь

В постановке Натальи Шургановой пространство сцены разрезано стеной по диагонали: здесь не место прямым углам. И хотя мебель в новом доме молодожёнов Гедды и Йоргана, конечно, имеет и прямоугольные формы, но столешница как-то легко перекашивается, а диваны Гедда всё время стремится переставлять. То и дело падают вазоны со срезанными, мёртвыми и упакованными в целлофан цветами. Пожалуй, лишь старое пианино с открытой декой и обнажёнными струнами здесь уместно, как камертон больной души Гедды. Хотя... и его Гедда мечтает заменить на новое.

1

Что не так в её жизни? Почему она стремится всё переустроить? Почему то и дело корчится, как от боли? Зачем достаёт футляр, в котором хранится пара пистолетов? С житейской точки зрения, всё у неё в жизни хорошо: молодой муж вот-вот займёт престижное место университетского профессора; есть новый дом, который надо обживать; навещают визитёры, не дающие скучать, но... Ценность ли всё это для неё, генеральской дочки? И как смириться с тем, что для одних она — всего лишь ценный приз, а другие позволяют себе игнорировать её стремление властвовать?

Да, Гедда из тех, кто хочет, чтобы все играли по её правилам. Поэтому терпеть не может тётушку мужа, которая рада, что её племяннику досталась «престижная» жена. Поэтому скучает с увлечённым только наукой мужем. Поэтому держит на прицеле судью Бракка, который рад приносить в её дом сведения об общих знакомых, стремясь завоевать расположение хозяйки. Держит на прицеле — в прямом смысле: коллекцию своих пистолетов она демонстрирует, норовя сбить выстрелом яблоко, которое водружает на макушку Бракка. Это же яблоко, в которое они вместе впиваются зубами, становится и символом искушения.

Да, символов здесь немало: искажённое пространство, обнажённые струны, мёртвые цветы, плод познания добра и зла — всё это, конечно, поднимает историю над бытовым, житейским, помещая в область трагедии. Это требует и особого актёрского существования, с которым занятые в спектакле артисты, безусловно, справились.

Нота звенящего напряжения исходит, прежде всего, от Гедды в исполнении Полины Романовой. Она держит внимание зрителя и странной пластикой, и интонацией, в которой чувствуется бездна, скрытая у неё внутри. Не случайно диагональ стены превращается временами в видеоэкран, где мы видим тонущую Гедду. Выплывет она, или бездна поглотит её? Этот вопрос и висит звенящей струной все три часа. И от каждого пересечения Гедды с другими струна натягивается всё туже. Даже заботу тётушки Йоргана (Олеся Шилякова) она воспринимает как неприемлемое вторжение.

2

Зато бывшая соученица Гедды Теа (Алёна Фёдорова) сама становится объектом вторжения: Гедда предлагает ей общение на «ты» и дружбу, но лишь затем, чтобы подчинить себе и сделать безопасной. И вскоре, кажется, Теа повержена: её так же, как Гедду, «плющит и таращит»; она, похоже, заглянула в ту же бездну.

Почему Гедда пытается её туда столкнуть? Потому что между ними стоит Левборг (Дмитрий Исаенко). Для него, когда-то не подчинившегося Гедде, Теа стала музой, благодаря которой он закончил книгу, ставшую сенсацией, и подготовил ещё одну. Но Гедде видится в их союзе лишь слияние тел. Поэтому Левборгу она желает только красивой смерти: её привлекает мрачная красота трагедии. Но у Левборга и это получится по-своему, не так, как мечтала Гедда.

Вот и собственный муж Йорган, такой по-житейски «правильный», становится ей интересен лишь в момент, когда она убеждается: Йорган завидует Левборгу. Гениальный раздолбай Эйлерт Левборг и способный трудяга Йорган Тесман — как Моцарт и Сальери, а это уже за пределами житейской рутины. Егор Лябакин тонок в переходах от нормы к тому, что его герой считает неприемлемым, и обратно.

Поединок Гедды и судьи Бракка, пожалуй, самый напряжённый, ведь наступает момент, когда они, по сути, меняются местами: теперь от судьи может зависеть благополучие Гедды. Дмитрий Макаров к своему герою беспощаден: его Бракк откровенно циничен и, похоже, считает это своей доблестью. Его бездна не вызывает в нём ни страха, ни мук.

Есть в спектакле и некое коллективное бессознательное этого больного нелюбовью мира: порой как бы «из ниоткуда» появляются некие существа. Сложным пластическим рисунком они воплощают то эмоциональное напряжение, в котором существуют герои. Существуют, видно, в уже угасающем сознании Гедды, «в том смертном сне», где наконец-то можно быть рядом с давно ушедшим в мир иной отцом. Похоже, генерал Габлер (Олег Чичко), который читал ей на ночь «Кодекс самурая» — единственный, с кем она хотела бы остаться. Поэтому и роковой выстрел, как щелчок лопнувшей струны, неизбежен...

В общем, это страшно, очень страшно красивый спектакль.

16+

 

3

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Анны Шестаковой

Теги:«Пятый театр»театрпремьера


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 11 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 162 человека

























Блог-пост

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Здоровье

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Алексей Рябокляч — чемпион России и Европы по подтягиваниям, а также организатор спортивных мероприятий в «Омской Корпоративной Футбольной Лиге», поделился с «ВОмске» личным «рецептом» от стресса и объяснил, почему важно выделять неделю в году для отдыха от тренировок.

85423 мая 2025
Правила воспитания от Олега Ананьева

Кредо

Правила воспитания от Олега Ананьева

Известный омский предприниматель, глава компании «Энерголидер» не дает своему пятнадцатилетнему сыну Яну «карманные», но платит за работу и делится прибылью от совместных сделок. Видит пользу в уроках финансовой грамотности и в стихах. А лучшим инструментом воспитания считает убеждение.

104421 мая 2025
И Гергиев нам сладок и приятен

Светские хроники

И Гергиев нам сладок и приятен

23 апреля фестиваль-путешественник, придуманный генеральным директором Мариинского и Большого, на один вечер сделал остановку в Омске. 

392725 апреля 2025
Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Story

Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Солистке омского кавер-бенда «Oh yeah!» Елене Юминой предлагал помощь в раскрутке трехкратный победитель олимпийских игр Александр Карелин. Ее вокалу аплодировали Владислав Третьяк, Костя Цзю и другие именитые спортсмены. Омичка пела сольно и с группами в Москве, Сочи, Таиланде. А сейчас послушать ее можно на концертных площадках родного города. Наш портал расспросил певицу о ее планах. Но сначала мы уточнили, не жалеет ли она об отказе от раскрутки в столице?

127042208 декабря 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх