
Нелюбовь
В «Пятом Театре» прошли премьерные показы «Гедды Габлер», спектакля по пьесе Генрика Ибсена. Три часа пролетают незаметно: напряжение, передающееся со сцены в зал, всё время нарастает. Хорошо, что у зрителей есть возможность выдохнуть в антракте, чтобы хватило сил вновь погрузиться в странный мир Гедды. Но и оторваться от него невозможно: он, как натянутая струна, которая, кажется, вот-вот лопнет...
112128 мая 2024
В постановке Натальи Шургановой пространство сцены разрезано стеной по диагонали: здесь не место прямым углам. И хотя мебель в новом доме молодожёнов Гедды и Йоргана, конечно, имеет и прямоугольные формы, но столешница как-то легко перекашивается, а диваны Гедда всё время стремится переставлять. То и дело падают вазоны со срезанными, мёртвыми и упакованными в целлофан цветами. Пожалуй, лишь старое пианино с открытой декой и обнажёнными струнами здесь уместно, как камертон больной души Гедды. Хотя... и его Гедда мечтает заменить на новое.

Что не так в её жизни? Почему она стремится всё переустроить? Почему то и дело корчится, как от боли? Зачем достаёт футляр, в котором хранится пара пистолетов? С житейской точки зрения, всё у неё в жизни хорошо: молодой муж вот-вот займёт престижное место университетского профессора; есть новый дом, который надо обживать; навещают визитёры, не дающие скучать, но... Ценность ли всё это для неё, генеральской дочки? И как смириться с тем, что для одних она — всего лишь ценный приз, а другие позволяют себе игнорировать её стремление властвовать?
Да, Гедда из тех, кто хочет, чтобы все играли по её правилам. Поэтому терпеть не может тётушку мужа, которая рада, что её племяннику досталась «престижная» жена. Поэтому скучает с увлечённым только наукой мужем. Поэтому держит на прицеле судью Бракка, который рад приносить в её дом сведения об общих знакомых, стремясь завоевать расположение хозяйки. Держит на прицеле — в прямом смысле: коллекцию своих пистолетов она демонстрирует, норовя сбить выстрелом яблоко, которое водружает на макушку Бракка. Это же яблоко, в которое они вместе впиваются зубами, становится и символом искушения.


Да, символов здесь немало: искажённое пространство, обнажённые струны, мёртвые цветы, плод познания добра и зла — всё это, конечно, поднимает историю над бытовым, житейским, помещая в область трагедии. Это требует и особого актёрского существования, с которым занятые в спектакле артисты, безусловно, справились.
Нота звенящего напряжения исходит, прежде всего, от Гедды в исполнении Полины Романовой. Она держит внимание зрителя и странной пластикой, и интонацией, в которой чувствуется бездна, скрытая у неё внутри. Не случайно диагональ стены превращается временами в видеоэкран, где мы видим тонущую Гедду. Выплывет она, или бездна поглотит её? Этот вопрос и висит звенящей струной все три часа. И от каждого пересечения Гедды с другими струна натягивается всё туже. Даже заботу тётушки Йоргана (Олеся Шилякова) она воспринимает как неприемлемое вторжение.


Зато бывшая соученица Гедды Теа (Алёна Фёдорова) сама становится объектом вторжения: Гедда предлагает ей общение на «ты» и дружбу, но лишь затем, чтобы подчинить себе и сделать безопасной. И вскоре, кажется, Теа повержена: её так же, как Гедду, «плющит и таращит»; она, похоже, заглянула в ту же бездну.
Почему Гедда пытается её туда столкнуть? Потому что между ними стоит Левборг (Дмитрий Исаенко). Для него, когда-то не подчинившегося Гедде, Теа стала музой, благодаря которой он закончил книгу, ставшую сенсацией, и подготовил ещё одну. Но Гедде видится в их союзе лишь слияние тел. Поэтому Левборгу она желает только красивой смерти: её привлекает мрачная красота трагедии. Но у Левборга и это получится по-своему, не так, как мечтала Гедда.
Вот и собственный муж Йорган, такой по-житейски «правильный», становится ей интересен лишь в момент, когда она убеждается: Йорган завидует Левборгу. Гениальный раздолбай Эйлерт Левборг и способный трудяга Йорган Тесман — как Моцарт и Сальери, а это уже за пределами житейской рутины. Егор Лябакин тонок в переходах от нормы к тому, что его герой считает неприемлемым, и обратно.


Поединок Гедды и судьи Бракка, пожалуй, самый напряжённый, ведь наступает момент, когда они, по сути, меняются местами: теперь от судьи может зависеть благополучие Гедды. Дмитрий Макаров к своему герою беспощаден: его Бракк откровенно циничен и, похоже, считает это своей доблестью. Его бездна не вызывает в нём ни страха, ни мук.
Есть в спектакле и некое коллективное бессознательное этого больного нелюбовью мира: порой как бы «из ниоткуда» появляются некие существа. Сложным пластическим рисунком они воплощают то эмоциональное напряжение, в котором существуют герои. Существуют, видно, в уже угасающем сознании Гедды, «в том смертном сне», где наконец-то можно быть рядом с давно ушедшим в мир иной отцом. Похоже, генерал Габлер (Олег Чичко), который читал ей на ночь «Кодекс самурая» — единственный, с кем она хотела бы остаться. Поэтому и роковой выстрел, как щелчок лопнувшей струны, неизбежен...
В общем, это страшно, очень страшно красивый спектакль.
16+


Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Фото:Анны Шестаковой
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 38 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 183 человека
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2025 года
65716 ноября 2025
Гороскоп на 20 ноября 2025 года
58819 ноября 2025
Хотели как лучше, а получилось как всегда...
53917 ноября 2025
Выбор редакции
Записки о встречах с могиканином
381809 ноября 2025
103107 ноября 2025
Кто прошлое помянет, тому на концерт Олега Митяева
201222 октября 2025
31821412224
Записи автора
«Музыкальное путешествие вглубь себя»
18220 ноября 2025
«Молодежный театр» гостит в молодежной столице
35819 ноября 2025
«С омским зрителем мы совпали»
36616 ноября 2025
53413 ноября 2025
105906 ноября 2025
71703 ноября 2025
83429 октября 2025
120820 октября 2025
— попутчица
— Психолог
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске






























Комментарии