
Мерцающий мир и великая Прокоп
Не скрою, не все в нашей компании театралов решились пойти на премьеру спектакля «Похороните меня за плинтусом» Омского академического театра драмы. Одни вспоминали, какое тяжёлое впечатление произвёл на них одноимённый фильм, другие не одобряли поступок автора автобиографической повести-первоисточника Павла Санаева: мол, стоило ли «выносить сор из избы» известного творческого семейства?
115616 июня 2024
Признаюсь, в своё время, посмотрев фильм, я даже не решилась читать повесть. Уж очень страшна показалась в исполнении прекрасной актрисы Светланы Крючковой бабушка, превратившая в ад жизнь своих близких. И вот читаю высказывание режиссёра Романа Габриа, постановщика спектакля: «Эта повесть для меня глубоко лиричная, добрая и совсем не жестокая, какою она кажется на первый взгляд. Она о любви». Именно после этого захотелось посмотреть спектакль.
Эта постановка — воспроизведение не событий из детства героя, а его переживаний, его восприятия прошедшего. В этом много самых разных эмоций — и ностальгия по прекрасным моментам, когда детская фантазия превращала родных в красивых бабочек; и боль от невозможности разорваться между любимыми и любящими, но не находящими общего языка людьми; и радость от того, что есть хоть одно близкое существо, которое не причинит боли — пластмассовый Чебурашка. Егора Уланова мы видим то совершеннейшим ребёнком — тонконогим, в кофте на вырост, вязаном «шлеме», то взрослым человеком, окружённым собственными воспоминаниями.
1
Мерцание этих воспоминаний подчёркивается и сценографией. Верхняя часть сценической коробки превращается в экран, на котором детскими рисунками высвечиваются воспоминания героя. Это мерцание — и в заоконном мраке, словно ограничивающем мир героя; и в том, как единой линией, без стен, выстроены все пространства: даже квартира соседа попадает в эту линию, ведь в своих воспоминаниях мы легко преодолеваем любые стены.
Центр этой вселенной, конечно, бабушка (Валерия Прокоп): своей отчаянной любовью-ненавистью она сделала жизнь близких невыносимой, словно бы мстит им за страшную потерю — смерть сына. Дедушка может хотя бы время от времени сбегать из домашнего ада в свои роли (он — актёр) или к соседу-собутыльнику. Дуэт Валерия Алексеева (дедушка) и Михаила Окунева (сосед) прекрасен!

Страшен в своей безысходности «треугольник» мальчик-бабушка-мать. С одной стороны, мать (Анна Ходюн) виновата тем, что она — «приходящая», с другой, мальчика ей ни за что не отдадут: бабушка, кажется, никак не может простить дочери, что она — любима и счастлива.
Трагически несчастное существо здесь — именно бабушка, которая всех любит (да-да!) и всех ненавидит. Которая осознаёт свою «уродливую любовь», но не может с этим уродством справиться. В последнем монологе Валерия Прокоп, не оправдывая свою героиню, неожиданно для зрителя вызывает к ней сочувствие. Уже ради этого монолога великой актрисы, ради того, чтобы прожить эти противоречивые чувства, стоит смотреть спектакль.

16+
2
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Фото:с сайта omskdrama.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 38 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 183 человека
Самое читаемое
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
«Счастлив ты или несчастлив, выбираешь сам»
28108 декабря 2025
34907 декабря 2025
34005 декабря 2025
28230 ноября 2025
49028 ноября 2025
47626 ноября 2025
41225 ноября 2025
66224 ноября 2025
— психолог
— депутат Государственной Думы
— Коуч, психолог
Яндекс.Директ ВОмске

































Комментарии