Мерцающий мир и великая Прокоп
Не скрою, не все в нашей компании театралов решились пойти на премьеру спектакля «Похороните меня за плинтусом» Омского академического театра драмы. Одни вспоминали, какое тяжёлое впечатление произвёл на них одноимённый фильм, другие не одобряли поступок автора автобиографической повести-первоисточника Павла Санаева: мол, стоило ли «выносить сор из избы» известного творческого семейства?
94816 июня 2024
Признаюсь, в своё время, посмотрев фильм, я даже не решилась читать повесть. Уж очень страшна показалась в исполнении прекрасной актрисы Светланы Крючковой бабушка, превратившая в ад жизнь своих близких. И вот читаю высказывание режиссёра Романа Габриа, постановщика спектакля: «Эта повесть для меня глубоко лиричная, добрая и совсем не жестокая, какою она кажется на первый взгляд. Она о любви». Именно после этого захотелось посмотреть спектакль.
Эта постановка — воспроизведение не событий из детства героя, а его переживаний, его восприятия прошедшего. В этом много самых разных эмоций — и ностальгия по прекрасным моментам, когда детская фантазия превращала родных в красивых бабочек; и боль от невозможности разорваться между любимыми и любящими, но не находящими общего языка людьми; и радость от того, что есть хоть одно близкое существо, которое не причинит боли — пластмассовый Чебурашка. Егора Уланова мы видим то совершеннейшим ребёнком — тонконогим, в кофте на вырост, вязаном «шлеме», то взрослым человеком, окружённым собственными воспоминаниями.
1Мерцание этих воспоминаний подчёркивается и сценографией. Верхняя часть сценической коробки превращается в экран, на котором детскими рисунками высвечиваются воспоминания героя. Это мерцание — и в заоконном мраке, словно ограничивающем мир героя; и в том, как единой линией, без стен, выстроены все пространства: даже квартира соседа попадает в эту линию, ведь в своих воспоминаниях мы легко преодолеваем любые стены.
Центр этой вселенной, конечно, бабушка (Валерия Прокоп): своей отчаянной любовью-ненавистью она сделала жизнь близких невыносимой, словно бы мстит им за страшную потерю — смерть сына. Дедушка может хотя бы время от времени сбегать из домашнего ада в свои роли (он — актёр) или к соседу-собутыльнику. Дуэт Валерия Алексеева (дедушка) и Михаила Окунева (сосед) прекрасен!
Страшен в своей безысходности «треугольник» мальчик-бабушка-мать. С одной стороны, мать (Анна Ходюн) виновата тем, что она — «приходящая», с другой, мальчика ей ни за что не отдадут: бабушка, кажется, никак не может простить дочери, что она — любима и счастлива.
Трагически несчастное существо здесь — именно бабушка, которая всех любит (да-да!) и всех ненавидит. Которая осознаёт свою «уродливую любовь», но не может с этим уродством справиться. В последнем монологе Валерия Прокоп, не оправдывая свою героиню, неожиданно для зрителя вызывает к ней сочувствие. Уже ради этого монолога великой актрисы, ради того, чтобы прожить эти противоречивые чувства, стоит смотреть спектакль.
16+
2
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Фото:с сайта omskdrama.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
98614 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
82315 ноября 2024
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
Чёрная клоунада о юных бандитах
10021 ноября 2024
16420 ноября 2024
«ТОК» прошёл по нервам зрителей
31318 ноября 2024
43115 ноября 2024
44414 ноября 2024
«Я, чтобы спасти всех вас, говорю»
50613 ноября 2024
Достоевский: сейчас или всегда?
37612 ноября 2024
58508 ноября 2024
— омичка
— психолог
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии