Главная Блог-пост Дмитрий Поминов Образ будущего. Как будет выглядеть адекватная система образования детей второй четверти 21 века
Образ будущего. Как будет выглядеть адекватная система образования детей второй четверти 21 века
Какими способностями и возможностями будут обладать люди, способные для работы с новыми производителями силами?
45431 июля 2024
Итак, как будет выглядеть адекватная система образования детей в период с 2025 по 2050 год? Чтобы это понять, надо начать сначала. Человечество последовательно сменило несколько систем образования, и они кардинально отличались друг от друга. Сразу разделим два понятия: образование и псевдо-образование. Образование = это деятельность, которая достигает своей цели, а псевдо-образование = это какая-то деятельность зачем-то, симулякр, бессмыслица. Система образования социума в целом = это деятельность, которая позволяет воспитывать людей, обладающих нужными соцуму в целом способностями и возможностями. Социуму в целом нужны люди, которые способны эффективно работать с накопленными материальными, информационными и духовными благами, сохранять и развивать их. Если брать материальный, экономический аспект жизни социума, то для разного этапа развития производительных сил требуются люди, обладающие различными способностями и возможностями. Для первобытного натурального хозяйства, в первую очередь, нужны сила, ловкость и агрессия. В индивидуальном мастерстве нужно уметь полностью производить продукт и выгодно обменивать его на продукты чужого труда. В фабричном производстве нужна усидчивость и владение своей частью технологии. В индустриальном производстве нужно уметь управлять механизмом, выполняющим свою часть работы на заводе. И вот теперь мы подходим к вопросу: а что нужно уметь делать сейчас, в мире роботизированного информационного производства? Тогда мы поймем, какая система образования должна быть у социума, который желает освоить современный уровень развития производительных сил, использовать и развивать накопленные материальные и интеллектуальные блага человечества.
Итак, какая основная движущая сила сейчас? В предыдущую, индустриальную, фазу развития, в основе богатства стоял эффект масштаба, или эффект экономии на издержках при производстве единицы продукции. То есть чем более массово вы выпускаете продукцию, тем дешевле стоит ее единица. Все знали и делали примерно одно и то же, и выигрывал тот, кто мог обеспечить больший масштаб производства и сбыт = в результате благополучие социума увеличивалось, так как много людей могли удовлетворять свои потребности с минимальными издержками ресурсов. Все это благополучно заканчивается на наших глазах: единая глобальная экономика, торжество транснациональных корпораций. Но развитие социума невозможно остановить, и что же дальше?
1Что дальше?
А дальше на сцену выходит такая интересная вещь, как инновации. Что это такое? Это когда конкуренция перемещается не в сферу глобализации и масштаба производства, а в сферу «новых решений», которые оказываются более эффективными в использовании ресурсов для удовлетворения потребностей социума.
Примеры мы можем видеть в сфере удовлетворения информационных потребностей социума, потому что здесь самый короткий цикл от создания до внедрения инноваций: мессенджер «Телеграм» делает команда в 15 человек, а пользуется им миллиард человек. Сервис «Ютуб» делают сотни людей, а пользуются им миллиарды = причем пользуются не только как потребители, но и и как творческие люди, авторы, имеющие возможности творческой самореализации.
Но от информационных потребностей эта схема перейдет и в сферу производства материальных продуктов и услуг. 3Д-принтеры, станки с ЦПУ, автоматические линии производства в совокупности с возможностями Интернета позволят производить товары дешевле/быстрее, чем при глобальной логистике, или более индивидуально удовлетворять запросы конкретного потребителя. Это повысит эффективность использования ресурсов и повысит уровень благосостояния социума в целом.
Какими способностями и возможностями будут обладать люди, способные для работы с новыми производителями силами?
Вот базовый перечень:
1. Адекватность представлений о мире, способность фильтровать информацию, способность отличать факты и реальность в Интернете и в жизни от лжи и манипуляций (большой опыт лично прожитого взаимодействия с предметами, эффектами и законами реального мира);
2. Адекватность мышления, способность из правильных представлений о мире выстраивать верные суждения и выводы (практическое логическое мышление);
3. Способность понимать другого человека, его желания и чувства, что здесь и сейчас нужно человеку (как сейчас говорят = клиенту, потребителю = не люблю этих слов, они опошляют процесс создания и пользования благ в жизни человека) (эмоциональный интеллект);
24. Способность доводить дело до конца, до завершенного результата (привычка доводить дело до конца, привычка работать с проектами и доводить проекты до конца);
5. Способность кооперироваться с другими людьми в микрогруппы для взаимной помощи и достижения общего результата (опыт командных игр, командного взаимодействия);
6. Способность договариваться и защищать свои интересы в одноранговых структурах микрогрупп (где нет начальника, который все разрулит, а есть механизмы фиксации и исполнения договоренностей = скорее всего, это будут механизмы блокчейна и криптовалют) (опыт понимания, фиксации и реализации своих интересов);
Вот базовый перечень. Эти люди на существующем этапе развития производительных сил будут обеспечивать прирост благополучия социума, и соответственно, их распределять, то есть находиться на вершине социальной пирамиды. Насколько существующая система образования соответствует воспитанию людей с такими качествами? Конечно, по законам диалектики она им противодействует, так как «заточена» на воспитание человека предыдущей формации, индустриальной: человека послушного, человека-винтика. Ее нельзя в этом винить = она была создана именно в начале индустриальной эпохи и именно для ее задач. Но человека настоящего и будущего она не воспитывает.
Сама физическая среда существующей школы = это же «завод» в миниатюре: классы = отделы, парралели = подразделения, директор, звонки = смены и т.п. Учитель = начальник бригады). Даже название с заводов – первая смена, вторая смена… Какая должна быть физическая среда современной школы? Небольшие пространства с упором на индивидуальные рабочие места и сетевое взаимодействие, общий коворкинг, кафешка, небольшой фитнес-зал. Кто придет на смену «учителю-бригадиру»? Учитель-тренер, который работает с тобой, чтобы ты сам собой и своими ресурсами учился достигать результата. В Древней Греции «педагог» — это раб, который водил господских детей на прогулку. Обучением занимались в Академии. Поэтому на смену «педагогу» придет «учитель-тренер».
Вот так будет выглядеть современное образование, да так оно уже и начинает выглядеть в различных «продвинутых» точках земного шара. Такого образования достойны наши дети, и такую систему нам предстоит построить.
Оригинал — на канале «Дзен» автора.
Фото:из блога автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
921921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
82418 ноября 2024
Гороскоп на 19 ноября 2024 года
72118 ноября 2024
Выбор редакции
559261422
Исполнительный директор «Международного института стратегического проектирования», кандидат политических наук, разработчик авторского метода «Система Оптимум»
Записи автора
Что такое «воспитание» в идеале?
35022 августа 2024
Модель постиндустриальной школы
139315 февраля 2022
Форсайт «Новые технологии образования и обучения»
141207 февраля 2022
Форсайт «Источники ресурсов для обучения ребенка и подготовки его к современному рынку труда»
120304 февраля 2022
Результаты первой встречи Форсайта «Новая schola»
120004 февраля 2022
Как учат робототехнике в Омске
174911 апреля 2018
О качестве детских развивающих клубов и робототехнике
174623 марта 2018
— депутат Государственной Думы
— попутчица
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии