Образ будущего. Как будет выглядеть адекватная система образования детей второй четверти 21 века

Какими способностями и возможностями будут обладать люди, способные для работы с новыми производителями силами?

45431 июля 2024

Итак, как будет выглядеть адекватная система образования детей в период с 2025 по 2050 год? Чтобы это понять, надо начать сначала. Человечество последовательно сменило несколько систем образования, и они кардинально отличались друг от друга. Сразу разделим два понятия: образование и псевдо-образование. Образование = это деятельность, которая достигает своей цели, а псевдо-образование = это какая-то деятельность зачем-то, симулякр, бессмыслица. Система образования социума в целом = это деятельность, которая позволяет воспитывать людей, обладающих нужными соцуму в целом способностями и возможностями. Социуму в целом нужны люди, которые способны эффективно работать с накопленными материальными, информационными и духовными благами, сохранять и развивать их. Если брать материальный, экономический аспект жизни социума, то для разного этапа развития производительных сил требуются люди, обладающие различными способностями и возможностями. Для первобытного натурального хозяйства, в первую очередь, нужны сила, ловкость и агрессия. В индивидуальном мастерстве нужно уметь полностью производить продукт и выгодно обменивать его на продукты чужого труда. В фабричном производстве нужна усидчивость и владение своей частью технологии. В индустриальном производстве нужно уметь управлять механизмом, выполняющим свою часть работы на заводе. И вот теперь мы подходим к вопросу: а что нужно уметь делать сейчас, в мире роботизированного информационного производства? Тогда мы поймем, какая система образования должна быть у социума, который желает освоить современный уровень развития производительных сил, использовать и развивать накопленные материальные и интеллектуальные блага человечества.

Итак, какая основная движущая сила сейчас? В предыдущую, индустриальную, фазу развития, в основе богатства стоял эффект масштаба, или эффект экономии на издержках при производстве единицы продукции. То есть чем более массово вы выпускаете продукцию, тем дешевле стоит ее единица. Все знали и делали примерно одно и то же, и выигрывал тот, кто мог обеспечить больший масштаб производства и сбыт = в результате благополучие социума увеличивалось, так как много людей могли удовлетворять свои потребности с минимальными издержками ресурсов. Все это благополучно заканчивается на наших глазах: единая глобальная экономика, торжество транснациональных корпораций. Но развитие социума невозможно остановить, и что же дальше?

1

Что дальше?

А дальше на сцену выходит такая интересная вещь, как инновации. Что это такое? Это когда конкуренция перемещается не в сферу глобализации и масштаба производства, а в сферу «новых решений», которые оказываются более эффективными в использовании ресурсов для удовлетворения потребностей социума.

Примеры мы можем видеть в сфере удовлетворения информационных потребностей социума, потому что здесь самый короткий цикл от создания до внедрения инноваций: мессенджер «Телеграм» делает команда в 15 человек, а пользуется им миллиард человек. Сервис «Ютуб» делают сотни людей, а пользуются им миллиарды = причем пользуются не только как потребители, но и и как творческие люди, авторы, имеющие возможности творческой самореализации.

Но от информационных потребностей эта схема перейдет и в сферу производства материальных продуктов и услуг. 3Д-принтеры, станки с ЦПУ, автоматические линии производства в совокупности с возможностями Интернета позволят производить товары дешевле/быстрее, чем при глобальной логистике, или более индивидуально удовлетворять запросы конкретного потребителя. Это повысит эффективность использования ресурсов и повысит уровень благосостояния социума в целом.

Какими способностями и возможностями будут обладать люди, способные для работы с новыми производителями силами?

Вот базовый перечень:

1. Адекватность представлений о мире, способность фильтровать информацию, способность отличать факты и реальность в Интернете и в жизни от лжи и манипуляций (большой опыт лично прожитого взаимодействия с предметами, эффектами и законами реального мира);

2. Адекватность мышления, способность из правильных представлений о мире выстраивать верные суждения и выводы (практическое логическое мышление);

3. Способность понимать другого человека, его желания и чувства, что здесь и сейчас нужно человеку (как сейчас говорят = клиенту, потребителю = не люблю этих слов, они опошляют процесс создания и пользования благ в жизни человека) (эмоциональный интеллект);

2

4. Способность доводить дело до конца, до завершенного результата (привычка доводить дело до конца, привычка работать с проектами и доводить проекты до конца);

5. Способность кооперироваться с другими людьми в микрогруппы для взаимной помощи и достижения общего результата (опыт командных игр, командного взаимодействия);

6. Способность договариваться и защищать свои интересы в одноранговых структурах микрогрупп (где нет начальника, который все разрулит, а есть механизмы фиксации и исполнения договоренностей = скорее всего, это будут механизмы блокчейна и криптовалют) (опыт понимания, фиксации и реализации своих интересов);

Вот базовый перечень. Эти люди на существующем этапе развития производительных сил будут обеспечивать прирост благополучия социума, и соответственно, их распределять, то есть находиться на вершине социальной пирамиды. Насколько существующая система образования соответствует воспитанию людей с такими качествами? Конечно, по законам диалектики она им противодействует, так как «заточена» на воспитание человека предыдущей формации, индустриальной: человека послушного, человека-винтика. Ее нельзя в этом винить = она была создана именно в начале индустриальной эпохи и именно для ее задач. Но человека настоящего и будущего она не воспитывает.

Сама физическая среда существующей школы = это же «завод» в миниатюре: классы = отделы, парралели = подразделения, директор, звонки = смены и т.п. Учитель = начальник бригады). Даже название с заводов – первая смена, вторая смена… Какая должна быть физическая среда современной школы? Небольшие пространства с упором на индивидуальные рабочие места и сетевое взаимодействие, общий коворкинг, кафешка, небольшой фитнес-зал. Кто придет на смену «учителю-бригадиру»? Учитель-тренер, который работает с тобой, чтобы ты сам собой и своими ресурсами учился достигать результата. В Древней Греции «педагог» — это раб, который водил господских детей на прогулку. Обучением занимались в Академии. Поэтому на смену «педагогу» придет «учитель-тренер».

Вот так будет выглядеть современное образование, да так оно уже и начинает выглядеть в различных «продвинутых» точках земного шара. Такого образования достойны наши дети, и такую систему нам предстоит построить.

 

Оригинал — на канале «Дзен» автора. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

22921 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

21022 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

950104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек

Исполнительный директор «Международного института стратегического проектирования», кандидат политических наук, разработчик авторского метода «Система Оптимум»



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Ольга Савельева

— попутчица

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3390114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4453210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6250106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1046012 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх