Образ будущего. Как будет выглядеть адекватная система образования детей второй четверти 21 века

Какими способностями и возможностями будут обладать люди, способные для работы с новыми производителями силами?

39531 июля 2024

Итак, как будет выглядеть адекватная система образования детей в период с 2025 по 2050 год? Чтобы это понять, надо начать сначала. Человечество последовательно сменило несколько систем образования, и они кардинально отличались друг от друга. Сразу разделим два понятия: образование и псевдо-образование. Образование = это деятельность, которая достигает своей цели, а псевдо-образование = это какая-то деятельность зачем-то, симулякр, бессмыслица. Система образования социума в целом = это деятельность, которая позволяет воспитывать людей, обладающих нужными соцуму в целом способностями и возможностями. Социуму в целом нужны люди, которые способны эффективно работать с накопленными материальными, информационными и духовными благами, сохранять и развивать их. Если брать материальный, экономический аспект жизни социума, то для разного этапа развития производительных сил требуются люди, обладающие различными способностями и возможностями. Для первобытного натурального хозяйства, в первую очередь, нужны сила, ловкость и агрессия. В индивидуальном мастерстве нужно уметь полностью производить продукт и выгодно обменивать его на продукты чужого труда. В фабричном производстве нужна усидчивость и владение своей частью технологии. В индустриальном производстве нужно уметь управлять механизмом, выполняющим свою часть работы на заводе. И вот теперь мы подходим к вопросу: а что нужно уметь делать сейчас, в мире роботизированного информационного производства? Тогда мы поймем, какая система образования должна быть у социума, который желает освоить современный уровень развития производительных сил, использовать и развивать накопленные материальные и интеллектуальные блага человечества.

Итак, какая основная движущая сила сейчас? В предыдущую, индустриальную, фазу развития, в основе богатства стоял эффект масштаба, или эффект экономии на издержках при производстве единицы продукции. То есть чем более массово вы выпускаете продукцию, тем дешевле стоит ее единица. Все знали и делали примерно одно и то же, и выигрывал тот, кто мог обеспечить больший масштаб производства и сбыт = в результате благополучие социума увеличивалось, так как много людей могли удовлетворять свои потребности с минимальными издержками ресурсов. Все это благополучно заканчивается на наших глазах: единая глобальная экономика, торжество транснациональных корпораций. Но развитие социума невозможно остановить, и что же дальше?

1

Что дальше?

А дальше на сцену выходит такая интересная вещь, как инновации. Что это такое? Это когда конкуренция перемещается не в сферу глобализации и масштаба производства, а в сферу «новых решений», которые оказываются более эффективными в использовании ресурсов для удовлетворения потребностей социума.

Примеры мы можем видеть в сфере удовлетворения информационных потребностей социума, потому что здесь самый короткий цикл от создания до внедрения инноваций: мессенджер «Телеграм» делает команда в 15 человек, а пользуется им миллиард человек. Сервис «Ютуб» делают сотни людей, а пользуются им миллиарды = причем пользуются не только как потребители, но и и как творческие люди, авторы, имеющие возможности творческой самореализации.

Но от информационных потребностей эта схема перейдет и в сферу производства материальных продуктов и услуг. 3Д-принтеры, станки с ЦПУ, автоматические линии производства в совокупности с возможностями Интернета позволят производить товары дешевле/быстрее, чем при глобальной логистике, или более индивидуально удовлетворять запросы конкретного потребителя. Это повысит эффективность использования ресурсов и повысит уровень благосостояния социума в целом.

Какими способностями и возможностями будут обладать люди, способные для работы с новыми производителями силами?

Вот базовый перечень:

1. Адекватность представлений о мире, способность фильтровать информацию, способность отличать факты и реальность в Интернете и в жизни от лжи и манипуляций (большой опыт лично прожитого взаимодействия с предметами, эффектами и законами реального мира);

2. Адекватность мышления, способность из правильных представлений о мире выстраивать верные суждения и выводы (практическое логическое мышление);

3. Способность понимать другого человека, его желания и чувства, что здесь и сейчас нужно человеку (как сейчас говорят = клиенту, потребителю = не люблю этих слов, они опошляют процесс создания и пользования благ в жизни человека) (эмоциональный интеллект);

2

4. Способность доводить дело до конца, до завершенного результата (привычка доводить дело до конца, привычка работать с проектами и доводить проекты до конца);

5. Способность кооперироваться с другими людьми в микрогруппы для взаимной помощи и достижения общего результата (опыт командных игр, командного взаимодействия);

6. Способность договариваться и защищать свои интересы в одноранговых структурах микрогрупп (где нет начальника, который все разрулит, а есть механизмы фиксации и исполнения договоренностей = скорее всего, это будут механизмы блокчейна и криптовалют) (опыт понимания, фиксации и реализации своих интересов);

Вот базовый перечень. Эти люди на существующем этапе развития производительных сил будут обеспечивать прирост благополучия социума, и соответственно, их распределять, то есть находиться на вершине социальной пирамиды. Насколько существующая система образования соответствует воспитанию людей с такими качествами? Конечно, по законам диалектики она им противодействует, так как «заточена» на воспитание человека предыдущей формации, индустриальной: человека послушного, человека-винтика. Ее нельзя в этом винить = она была создана именно в начале индустриальной эпохи и именно для ее задач. Но человека настоящего и будущего она не воспитывает.

Сама физическая среда существующей школы = это же «завод» в миниатюре: классы = отделы, парралели = подразделения, директор, звонки = смены и т.п. Учитель = начальник бригады). Даже название с заводов – первая смена, вторая смена… Какая должна быть физическая среда современной школы? Небольшие пространства с упором на индивидуальные рабочие места и сетевое взаимодействие, общий коворкинг, кафешка, небольшой фитнес-зал. Кто придет на смену «учителю-бригадиру»? Учитель-тренер, который работает с тобой, чтобы ты сам собой и своими ресурсами учился достигать результата. В Древней Греции «педагог» — это раб, который водил господских детей на прогулку. Обучением занимались в Академии. Поэтому на смену «педагогу» придет «учитель-тренер».

Вот так будет выглядеть современное образование, да так оно уже и начинает выглядеть в различных «продвинутых» точках земного шара. Такого образования достойны наши дети, и такую систему нам предстоит построить.

 

Оригинал — на канале «Дзен» автора. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 133 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 112 человек

Исполнительный директор «Международного института стратегического проектирования», кандидат политических наук, разработчик авторского метода «Система Оптимум»



























Блог-пост

Марина Фомина

— Тренер мышления и сильных решений.

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

1473106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

771112 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

768711 июня 2024
«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Story

«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Мария Бахтина – о пути от студентки после курсов маникюра до совладельца сети барбершопов DABRO, «МЕТРО» и салонов красоты Love me, обслуживающих по 16 000 человек в месяц уже не только в Омске, о тесте на «бизнес-совместимость» в детском лагере, свиданиях в замужестве и традициях в семье.

750806 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх