Многогранный и одержимый Владимир Башкин
Вспомним про удивительного и неповторимого омского актёра!.. 17 августа он отмечал бы своё 75-летие…
133316 августа 2024
...Дипломной работой Владимира Башкина, выпускника художественно-графического факультета Омского педагогического института (выпуск 1971-го), были иллюстрации (графика) к фантастическому роману Алексея Толстого «Аэлита». Защита диплома прошла успешно (педагог – легендарный Станислав Кондратьевич Белов; впрочем, омский худграф семидесятых – там сплошь все легендарны!). Но «учителем рисования, черчения, труда», что гарантировала запись в худграфовском дипломе, Башкин не стал. Так же как не стал (а мог бы!) художником, сценографом, проектировщиком. И даже литератором. И даже физиком-теоретиком!..
Он стал актёром. Замечательным и неповторимым. И несколько десятков лет проработал в Омском ТЮЗе. До 30-го мая 2006-го, до самой смерти… Нет, не «проработал», – прослужил! Это я вспомнил сейчас слова, напечатанные в книге воспоминаний «Иначе не могу» близкого друга Володи, актёра и режиссёра Виктора Колодко: «Владимир Башкин прослужил в ТЮЗе больше тридцати лет. Именно прослужил, а не проработал. Ему поступали предложения из многих солидных театров, но он был верен Омскому ТЮЗу… Невозможно найти роль, которую он не воспринимал или не соглашался с распределением. Всё принимал безотказно. Любую делал легко, убедительно и всегда… весело. Это доставляло чародею истинное удовольствие. Частенько друзья подшучивали: «Башкин, ты хорошо устроился: получаешь кайф, а тебе за то ещё и деньги платят»...
…А на худграфе юный Башкин был «Актёр Актёрычем». Блистал на всех студенческих смотрах. Стихов знал – «тьму тьмущую»! Поэзию он любил всегда. И читал стихи – мастерски! Кстати, худграфовцам-ветеранам памятен эпизод, когда на большом вузовском концерте по случаю 50-летия Октября на сцену вышел кто-то из студентов и начал читать Маяковского, кульминационную 6-ю главу из поэмы «Хорошо!». Он прочёл первую строчку: «Дул, как всегда, октябрь ветрами…», сбился, прочёл ещё раз, запутался окончательно и, сконфуженный, ушёл за кулисы. И в ту же минуту на сцену быстрым шагом выходит Володя Башкин, демонстративно бросает негодующий взгляд в ту сторону, где скрылся незадачливый исполнитель, и читает отрывок сам – красиво поставленным голосом, актёрски, профессионально. Была, как принято говорить, буря оваций!..
Стихия актёрская органично примкнула к бушующим в студенте Башкине стихиям художнической и математической. Студенческий театр Бориса Фельдмана, затем – знаменитый и шумный «Романтик» Ларисы Меерсон, в чьём дипломном спектакле «Где твой брат, Авель?» блистательно сыграл молодой Башкин (в то время уже художник-экспозиционер Омского краеведческого музея), вынужденно обритый наголо накануне ухода в армию… Армия промелькнула, как театральный антракт. И вот старший научный сотрудник краеведческого музея Владимир Башкин вновь в «Романтике».
…Лариса Меерсон вспоминала: «У нас была традиция-игра в театре, связанная с понятиями «откровенный вопрос» и «откровенный ответ». И вдруг как-то накануне премьеры спектакля Володя Башкин задаёт такой вопрос: «Лариса, скажи, только честно: вот ты приходишь на репетицию, а тебе вдруг говорят, что артист Башкин попал под машину, причём – насмерть. Какая у тебя будет первая реакция?». И смотрит мне в глаза. И я ему отвечаю: «Первая реакция: завтра премьера; кем заменить актёра? И можно ли его вообще заменить?»...
Могу предположить (и с большой долей уверенности, будучи не один год знакомым с Башкиным), что вопрос незаменимости в профессии был для него всегда важен. Изначально. Разговаривая с сокурсниками Володи по худграфу, неизменно слышал среди главного о нём: остроумный, талантливый, эрудированный, рассудительный, кропотливый, добрый, старательный, иногда слегка «закрытый», во всём пытающийся дойти до сути (между прочим, ставший чуть ли не «хитом» интернета вопрос о Гамлете Башкин любил задавать ещё в 70-е: «Почему Гамлет у Шекспира «тучен и одышлив», а в кино – нет?»). И ещё все худграфовцы говорили о том, что грядущая переориентация в профессии у Башкина явно прослеживалась…
«За плечами» – яркие (незаменимые!) театральные работы во многих спектаклях, среди которых и «Авель», и «Вечно живые», и «Молодая гвардия»!.. Он «пометался» ещё некоторое время между театром и «производством» (в 1974-м - 75-м работал художником-проектировщиком сначала в проектно-конструкторском бюро, потом на заводе металлоизделий) – и 4-го мая 1975-го года пришёл в ТЮЗ, с заявлением: «Прошу принять меня актёром». Главный режиссёр Геннадий Кириллов уже ждал Володю (а вскоре он пригласит на постановки и Ларису Меерсон). Через год – первая творческая характеристика на Башкина: «…творчески интересный… разноплановый… глубокий внутренний анализ в работе над ролями…». С 1982-го он будет тарифицироваться уже как «артист высшей категории». Одержимый в актёрской профессии! Но я хочу вспомнить сейчас не об актёрской грани дарования Владимира Башкина…
…В 1990-х выходил в Омске литературно-художественно-публицистический альманах «Глубинка». И затеял я тогда – в серединке этой «Глубинки» – «альманах в альманахе», литературно-актёрский, под названием «Оазис» (почти 60 страниц «выделили» мне тогда в 200-страничном альманахе). И в первом выпуске «Оазиса», рядышком с литературными творениями Елены Аросевой, Александра Сидорова, Сергея Тимофеева и других, – завораживающий своей сюжетикой рассказ Владимира Башкина «К вопросу о причастности…». Это была первая и последняя публикация Башкина как литератора. Хотя, судя по подзаголовку («Из историй, рассказанных капитаном звездолёта «Голубой ветер» Эженом Пахомовым»), у него был написан (или создавался) цикл. Обратите внимание на монолог героя рассказа – изобретателя Машины Времени Петра Скрыльникова:
«…– Так вот, Даша сказала: «Я выйду за тебя замуж, если буду уверена в том, что ты способен создать такое, на что больше никто не способен». Тогда я ответил: отлично, дорогая, в таком случае я сделаю Машину Времени!.. Ты ведь звездолётчик, Эжен. Надеюсь, не совсем забыл теорию. Помнишь гравитационный радиус? Ну, сферу Шварцшильда? Так вот, у неё внутри Пространство и Время меняются ролями. Считалось, что Время там останавливается, а Пространство сворачивается в сингулярность. Но ведь если Время остановилось, объект должен исчезнуть из континуума; остановилось-то его Собственное Время, значит, в последовавшей за остановкой секунде Нашего Времени объекта не должно быть. Как говорится, раз нет во Времени, значит, нету и в Пространстве, ибо континуум расщепить нельзя. Но ведь это не так! Мы же наблюдаем эти объекты! Больше того, это – вечные объекты во Вселенной, и выглядят они всегда одинаково для наблюдателя из любого Времени. А знаешь, почему? Слушай внимательно. Поменявшись ролями под гравитационным радиусом, Пространство и Время меняются и количеством измерений. Ведь это единственное, что их различает! Время становится трёхмерным, а Пространство – одномерным. А что такое три измерения Времени в единстве? Это Прошлое, Настоящее и Будущее в один и тот же момент в одной точке! Вот почему эти объекты не исчезают из поля нашего зрения. Пребывая в своём Прошлом, они остаются в нашем Настоящем, потому что их Собственное Время стало трёхмерным, и видеть их, в принципе, можно из любого Времени! И не только видеть. Короче говоря, в этом – суть моей теории. И она показывает, что Машина Времени – возможна! Ну, что ты на это скажешь?»...
…Он был одержим физикой и рисунками так же страстно, как театром. И сценографом был не раз – и творческих вечеров, и спектаклей (вспомним тюзовские «Чудесный сплав» 1983-го, «Эксперимент доктора Хоскинса» 1986-го). Рисовал он практически всегда. Рисовал шаржи и портреты друзей, рисовал для «Омска театрального» (тогда это была ещё газета), рисовал для сатирически-иронической стенгазеты ТЮЗа «Мельпомена и Ко», рисовал просто на листочках, которые попадались под руку, рисовал и в Омске, и на гастролях.
А бывало, что по нескольку раз обращался к одному и тому же рисунку. В 1982-м я показал Володе свои стихи из цикла «Монологи знакомого клоуна», попросил сделать иллюстрацию для будущей публикации. И – посы́палось!.. И уже потом, после публикации – чуть ли не каждый год всё новые и новые варианты. В моём архиве сохранились две версии «знакомого клоуна» (а их было много больше). Ну а «самым-самым» стал «клоун» 1988-го года (на белом фоне). Ах, сколько раз появлялся он в разных изданиях (а в 2012-м – в книге «Крылатая судьба театра», посвящённой 75-летию Омского ТЮЗа). И у дочери Володи – Даши Башкиной – и его жены Татьяны он размещён на её страничке «ВКонтакте»… «Знакомый клоун»…
…Маски ещё не сорваны,
мешается «третий лишний»,
Король преуспевший голый
боится прихода зимы…
Мы – весёлые клоуны
на грустном манеже жизни,
А если манеж весёлый, –
то грустные клоуны мы…
Из давнего разговора с актрисой Дарьей Башкиной: «Я родилась в 1986-м, когда отец уже был сформировавшейся личностью. Он уже сделал выбор профессии и никогда не метался и не жалел о нём. Его художественное образование и безусловный талант воспринимались мною как данность, как что-то само собой разумеющееся. Что же касается увлечённости физикой… «Я понимаю доченька, почему тебе не даётся физика. Ваша учительница сама её не любит, и не смогла заинтересовать вас. А вот мне с учительницей физики повезло», – говорил отец, успокаивая меня. Солидная часть шкафа родительской комнаты была отдана под «папины игрушки» (так ласково и шутя мы называли их с мамой). К «папиным игрушкам» относились книги и учебники по механической физике, оптике, астрономии, философии и ещё Бог знает какие умные книжки, не особо меня на тот момент интересующие. Также были там пластилин, гаечки, винтики, отвёртки, колёсики, моторчики и прочие очень важные в хозяйстве «физика-лирика» штуковины. Трогать их запрещалось, а потому привлекали они меня тоже мало. Что могу сказать наверняка и с уверенностью: среди всего этого многообразия он отдыхал. Наверное, это и называется хобби.
Тонкое чувство юмора, чувство такта, деликатность и интеллект отца делали его уникальным и мощным актёром. «Что ты хочешь сказать зрителю, выходя на площадку?» – говорили нам педагоги. Отцу всегда было ЧТО сказать. Так «вкусно» сделать роль, пусть даже эпизод, – это мастерство. Не выпячивать себя, не перетягивать одеяло, не самоутверждаться, а вести диалог со зрителем – вот что ценно. А ещё отец во всём был философом. Размышлять и анализировать разные точки зрения он учил и меня».
…Он любил самоиронично комментировать этимологию своей фамилии: мол, Башкин – это от татарского «баш», что означает «голова, ум, разум». Я очень далёк от физики. Но я ведь тоже верю (и я благодарен тебе за эту веру, Володя!), что Прошлое, Настоящее и Будущее могут быть «в один и тот же момент в одной точке». Вот так же, как во мне сейчас...
Позвонил как-то своему другу – кандидату физико-математических наук Борису Нартову. Попросил его посмотреть тетрадки Башкина, связанные и с Машиной Времени, и с «запредельными» идеями Володи. Потрясение испытал сразу же: оказывается, Володя Башкин встречался с Нартовым и консультировался у него!.. Вот рассказ Бориса Нартова:
«Я встречался с Владимиром Николаевичем Башкиным (далее – ВН) один раз, полжизни тому назад, но разговор с ним помню «отдельно». Он попросил о сущей «безделице»: рассчитать, взлетит ли, ни на что не опираясь, зловещего вида механизм, роскошно прорисованный им на листе 50 на 50 сантиметров. Я помянул про себя Ньютона и его британскую матушку (опять сумасшедший!) – и предложил ВН «рассказать механизм в действии» (на этом сыпется большинство благодетелей человечества: железяка оказывается неряшливой – например, «что-то задевает за что-то», – и радостный автор отправляется «устранять отдельные недостатки»).
Оказалось, однако, что красавец-механизм вполне аккуратен, хотя, разумеется, и не способен к полёту – по причине не знающего кумовства закона сохранения импульса. Оказалось также, что ВН обладает абсолютным и – что встречается ещё реже – подвижным пространственным воображением. Через раз он пояснял или отвечал на вопрос мгновенным рисунком (я флегматик и, помню, даже попросил его рисовать чуть медленнее). Через час я предложил потратить следующий час на полное доказательство принципиальной нереализуемости его добрых намерений, для чего достаточно было: 1) договориться на словах о свойствах Пространства; 2) ознакомиться с определением производной; 3) записать друг под другом три коротеньких уравнения. Клянусь, этот гуманитарий понял бы всё. И он… Он испугался, что поймёт. Передо мной был рыцарь безопорного движения, он не желал обменивать ощущение возможности на листок калябушек. И ВН то ли увёл разговор в сторону, то ли перенёс его… Затем, по логике встречи, мы, вероятно, выпили, точно не помню. Жаль, если не выпили…»
…Он остался в памяти всех, кто его знал, – удивительным. Одержимым. Талантливым. Многогранно талантливым.
_____________________________
Башкин Владимир Николаевич /1949 - 2006/.
Родился в Челябинске. Окончил Омский педагогический институт им. А.М. Горького. Работал научным сотрудником в областном краеведческом музее, художником-проектировщиком. В 1975 - 1979 и в 1982 - 2006 г.г. – актёр Омского театра для детей и молодёжи (ТЮЗ). Наиболее значимые среди множества сыгранных ролей – Фома Коршунов («Сказ о Мишке Коршунове по прозвищу Нахалёнок»), Человек Боя (дилогия «Ящерица» и «Две стрелы»), папа Карло («Приключения Буратино в стране Дураков»), Егорыч («Лейтенант Володька»), Вырин («Пролетарская мельница счастья»), Шкура («Урфин»), Юсов («Доходное место»).
Фото:из архива автора
Самое читаемое
Гороскоп на 15 ноября 2024 года
95614 ноября 2024
Гороскоп на 16 ноября 2024 года
79115 ноября 2024
Выбор редакции
42422194154
Записи автора
«Наверно, прекрасно быть птицей!..»
520014 октября 2024
«Ну а я – перебираю чётки, что хранят энергию веков…»
1578106 октября 2024
65302 октября 2024
60627 сентября 2024
«Подвижниками держится Россия!..» (ПОЗДРАВЛЕНИЕ ДРУГУ-ЮБИЛЯРУ)
986118 сентября 2024
Призванный в небесный оркестр…
1349227 августа 2024
«Вагончик тронется, а ОН – останется…»
1231128 июля 2024
Сергей Поварцов: «Про озон культуры и “кабинетных сидельцев”»
128420 июля 2024
— омичка
— Психолог
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго
После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.
3219114 октября 2024
Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.
4136210 октября 2024
Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».
6068106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»
Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.
1030612 июня 2024
Яндекс.Директ ВОмске
109407 ноября 2024
Что нового на рынке седельных тягачей?
148302 ноября 2024
Brunello Cucinelli: искусство элегантности и гуманизма в моде
451808 сентября 2024
Тимур Турлов: казахстанский феномен в мире финансов
476504 сентября 2024
Комментарии