«Я всех любил. Без дураков»

Сегодня, 8 сентября 2024 года, поэту Борису Рыжему могло бы исполниться 50 лет...

228108 сентября 2024
«Я всех любил. Без дураков»

Но в мае 2001-го его не стало. Вернее, он сам завершил свою земную жизнь в возрасте Лермонтова, оставив предсмертную записку: «Я всех любил. Без дураков».

1

Была ли ему близка поэзия Николая Рубцова, погибшего ещё до рождения Бориса?

Прямых свидетельств этому нет, но, как выяснилось, многие мотивы их лирики словно рифмуются. Это очевидно в новом спектакле Омского академического театра драмы «РУБЦОВ/РЫЖИЙ/РИФ-МЫ».

Жанр спектакля обозначен как «поэзоконцерт», но, по-моему, более точно определила его Татьяна Кравец: «хулиганский квартирник». И правда, пространство камерной сцены воспроизводит настроение позднесоветско-перестроечной бесшабашности: в этой «квартире» на полу и советский ковёр расстелен, и бутылки из-под пива валяются. Они, кстати, порой, превращаются в музыкальные инструменты. А гитары, контрабас, баян и даже саксофон используются не cтолько для создания мелодий, а больше для того, чтобы добавить полифонический объём музыке поэтических строк. Это прекрасно удаётся и композитору с псевдонимом ВАНЕЧКА, и исполнителям поэзоконцерта.

Семеро бруталов — Александр Гончарук, Олег Теплоухов , Иван Курамов, Артём Ильин, Леонид Калмыков, Александр Соловьёв и музыкант Александр Вальтер - создают некий собирательный образ «мужского начала». В нём есть лихая бесшабашность, готовность и к совместной выпивке, и к драке. Есть уязвимость любящего сердца, сомневающегося в ответном чувстве. Есть удивлённый ребёнок. Есть нежность ко всему миру — и к придорожному кусту, и к козе-егозе, и к плачущему малышу...

В каждом стихотворении столько тонких переходов чувств и столько образов, что актёры явно кайфуют: здорово же хоть на несколько секунд стать непонятливой коровой, упрямой козой или плачущим мальчиком Лёвой, а то и его испуганной мамой! Да, умение «вчувствоваться» в другого важно и для поэтов, и для актёров: одни создают образы, другие их воплощают.

Не случайно в названии спектакля слово «риф-мы» разложено на слоги: не только потому, что режиссёр Георгий Цхвирава выявляет сопряжение авторов, но и потому, что предлагает преодолеть «рифы» их поэтического языка коллективно. «Мы» — это и «великолепная семёрка» исполнителей, и погружённые в поэтический мир зрители.

Здесь ни одно стихотворение не присвоено исполнителем: даже когда оно полностью прочитано одним актёром, остальные в это время наполняют его музыкально-шумовой полифонией. А большинство стихотворений как бы разложены на всех, и каждый проживает свои строчки по-своему, что тоже подчёркивает многозвучие и возможность многих смыслов даже одного текста.

2

Некоторые стихи актёры пропевают, но от этого они не становятся песнями, оставаясь поэтическими строками. Исключение составляет, пожалуй, финальное стихотворение, наверное, единственное произведение Рубцова, попавшее в пространство поп-культуры: «Я буду долго гнать велосипед». В спектакле это не сладкая эстрадная песенка, а суровый марш в исполнении мужского хора. Но мы уже поняли: эта суровость — лишь броня, под которой спрятаны «три составляющих жизни: смерть, поэзия и звезда».

Оригинал на странице автора «ВКонтакте»


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

5521 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

883104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Илья Латыпов

— психолог

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3232114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4185210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6085106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1031912 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх