
«Я всех любил. Без дураков»
Сегодня, 8 сентября 2024 года, поэту Борису Рыжему могло бы исполниться 50 лет...
239408 сентября 2024
Но в мае 2001-го его не стало. Вернее, он сам завершил свою земную жизнь в возрасте Лермонтова, оставив предсмертную записку: «Я всех любил. Без дураков».
Была ли ему близка поэзия Николая Рубцова, погибшего ещё до рождения Бориса?
Прямых свидетельств этому нет, но, как выяснилось, многие мотивы их лирики словно рифмуются. Это очевидно в новом спектакле Омского академического театра драмы «РУБЦОВ/РЫЖИЙ/РИФ-МЫ».
Жанр спектакля обозначен как «поэзоконцерт», но, по-моему, более точно определила его Татьяна Кравец: «хулиганский квартирник». И правда, пространство камерной сцены воспроизводит настроение позднесоветско-перестроечной бесшабашности: в этой «квартире» на полу и советский ковёр расстелен, и бутылки из-под пива валяются. Они, кстати, порой, превращаются в музыкальные инструменты. А гитары, контрабас, баян и даже саксофон используются не cтолько для создания мелодий, а больше для того, чтобы добавить полифонический объём музыке поэтических строк. Это прекрасно удаётся и композитору с псевдонимом ВАНЕЧКА, и исполнителям поэзоконцерта.
Семеро бруталов — Александр Гончарук, Олег Теплоухов , Иван Курамов, Артём Ильин, Леонид Калмыков, Александр Соловьёв и музыкант Александр Вальтер - создают некий собирательный образ «мужского начала». В нём есть лихая бесшабашность, готовность и к совместной выпивке, и к драке. Есть уязвимость любящего сердца, сомневающегося в ответном чувстве. Есть удивлённый ребёнок. Есть нежность ко всему миру — и к придорожному кусту, и к козе-егозе, и к плачущему малышу...
В каждом стихотворении столько тонких переходов чувств и столько образов, что актёры явно кайфуют: здорово же хоть на несколько секунд стать непонятливой коровой, упрямой козой или плачущим мальчиком Лёвой, а то и его испуганной мамой! Да, умение «вчувствоваться» в другого важно и для поэтов, и для актёров: одни создают образы, другие их воплощают.
Не случайно в названии спектакля слово «риф-мы» разложено на слоги: не только потому, что режиссёр Георгий Цхвирава выявляет сопряжение авторов, но и потому, что предлагает преодолеть «рифы» их поэтического языка коллективно. «Мы» — это и «великолепная семёрка» исполнителей, и погружённые в поэтический мир зрители.
Здесь ни одно стихотворение не присвоено исполнителем: даже когда оно полностью прочитано одним актёром, остальные в это время наполняют его музыкально-шумовой полифонией. А большинство стихотворений как бы разложены на всех, и каждый проживает свои строчки по-своему, что тоже подчёркивает многозвучие и возможность многих смыслов даже одного текста.
2Некоторые стихи актёры пропевают, но от этого они не становятся песнями, оставаясь поэтическими строками. Исключение составляет, пожалуй, финальное стихотворение, наверное, единственное произведение Рубцова, попавшее в пространство поп-культуры: «Я буду долго гнать велосипед». В спектакле это не сладкая эстрадная песенка, а суровый марш в исполнении мужского хора. Но мы уже поняли: эта суровость — лишь броня, под которой спрятаны «три составляющих жизни: смерть, поэзия и звезда».
Оригинал на странице автора «ВКонтакте»
Фото:с сайта omskdrama.ru и из Wiki
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 17 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 166 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
«Я вижу вас… И я вам улыбаюсь…»
393819 июня 2025
«Сердца сгорели, в нас остался только пепел…»
214706 мая 2025
31821412224
Записи автора
12302 июля 2025
21401 июля 2025
«Несёт меня лиса за тёмные леса!»
46725 июня 2025
62215 июня 2025
«Да, я, злодей. А кто здесь не злодей?»
72513 июня 2025
56011 июня 2025
68803 июня 2025
76202 июня 2025
— омичка
— психолог
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии