«Я всех любил. Без дураков»

Сегодня, 8 сентября 2024 года, поэту Борису Рыжему могло бы исполниться 50 лет...

183808 сентября 2024
«Я всех любил. Без дураков»

Но в мае 2001-го его не стало. Вернее, он сам завершил свою земную жизнь в возрасте Лермонтова, оставив предсмертную записку: «Я всех любил. Без дураков».

1

Была ли ему близка поэзия Николая Рубцова, погибшего ещё до рождения Бориса?

Прямых свидетельств этому нет, но, как выяснилось, многие мотивы их лирики словно рифмуются. Это очевидно в новом спектакле Омского академического театра драмы «РУБЦОВ/РЫЖИЙ/РИФ-МЫ».

Жанр спектакля обозначен как «поэзоконцерт», но, по-моему, более точно определила его Татьяна Кравец: «хулиганский квартирник». И правда, пространство камерной сцены воспроизводит настроение позднесоветско-перестроечной бесшабашности: в этой «квартире» на полу и советский ковёр расстелен, и бутылки из-под пива валяются. Они, кстати, порой, превращаются в музыкальные инструменты. А гитары, контрабас, баян и даже саксофон используются не cтолько для создания мелодий, а больше для того, чтобы добавить полифонический объём музыке поэтических строк. Это прекрасно удаётся и композитору с псевдонимом ВАНЕЧКА, и исполнителям поэзоконцерта.

Семеро бруталов — Александр Гончарук, Олег Теплоухов , Иван Курамов, Артём Ильин, Леонид Калмыков, Александр Соловьёв и музыкант Александр Вальтер - создают некий собирательный образ «мужского начала». В нём есть лихая бесшабашность, готовность и к совместной выпивке, и к драке. Есть уязвимость любящего сердца, сомневающегося в ответном чувстве. Есть удивлённый ребёнок. Есть нежность ко всему миру — и к придорожному кусту, и к козе-егозе, и к плачущему малышу...

В каждом стихотворении столько тонких переходов чувств и столько образов, что актёры явно кайфуют: здорово же хоть на несколько секунд стать непонятливой коровой, упрямой козой или плачущим мальчиком Лёвой, а то и его испуганной мамой! Да, умение «вчувствоваться» в другого важно и для поэтов, и для актёров: одни создают образы, другие их воплощают.

Не случайно в названии спектакля слово «риф-мы» разложено на слоги: не только потому, что режиссёр Георгий Цхвирава выявляет сопряжение авторов, но и потому, что предлагает преодолеть «рифы» их поэтического языка коллективно. «Мы» — это и «великолепная семёрка» исполнителей, и погружённые в поэтический мир зрители.

Здесь ни одно стихотворение не присвоено исполнителем: даже когда оно полностью прочитано одним актёром, остальные в это время наполняют его музыкально-шумовой полифонией. А большинство стихотворений как бы разложены на всех, и каждый проживает свои строчки по-своему, что тоже подчёркивает многозвучие и возможность многих смыслов даже одного текста.

2

Некоторые стихи актёры пропевают, но от этого они не становятся песнями, оставаясь поэтическими строками. Исключение составляет, пожалуй, финальное стихотворение, наверное, единственное произведение Рубцова, попавшее в пространство поп-культуры: «Я буду долго гнать велосипед». В спектакле это не сладкая эстрадная песенка, а суровый марш в исполнении мужского хора. Но мы уже поняли: эта суровость — лишь броня, под которой спрятаны «три составляющих жизни: смерть, поэзия и звезда».

Оригинал на странице автора «ВКонтакте»


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 133 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 112 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

1395106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

765412 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

763111 июня 2024
«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Story

«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Мария Бахтина – о пути от студентки после курсов маникюра до совладельца сети барбершопов DABRO, «МЕТРО» и салонов красоты Love me, обслуживающих по 16 000 человек в месяц уже не только в Омске, о тесте на «бизнес-совместимость» в детском лагере, свиданиях в замужестве и традициях в семье.

745606 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх