
Немой инженер: еще одно последствие ЕГЭ?
Когда-то поэт Никола Буало-Депрео заметил: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Но возможна и обратная версия: «Кто не может ясно говорить, тот не может ясно мыслить!».
71615 сентября 2024
11 сентября в Томске состоялся круглый, посвященный эксперименту внедрения национально ориентированной системы высшего образования в России. Я принял участие в обсуждении онлайн.
Отмечу выступление ректора ТГУ Эдуарда Галажинского, который предложил те же направления преобразования, что были озвучены и министром науки и высшего образования Валерием Фальковым:
1— фундаментализация;
— практикоориентированность;
— воспитание гражданина.
Большинство выступавших на круглом столе представляли работодателей. При этом многие из них жаловались, что современные молодые инженеры, воспитанные в современной системе образования, не умеют говорить. По их мнению, это отрицательные последствия цифровизации: ребята привыкли к электронному взаимодействию, а не живому общению.
Думаю, что проблема глубже. На мой взгляд, это скорее последствие ЕГЭ, который, как когда-то говорил бывший глава Комитета по науке и образованию Госдумы Вячеслав Никонов, не учит ребят читать и писать, а также всей системы современного образования, которая страдает от формального подхода. Когда-то поэт Никола Буало-Депрео заметил: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Но возможна и обратная версия: «Кто не может ясно говорить, тот не может ясно мыслить!».
Вспоминается встреча с руководителем Союза предпринимателей Омска Ильей Николиным, который ругал ЕГЭ и на мой вопрос, чем он ему мешает, ответил, что нужны люди, которые способны принимать нестандартные решения в нестандартных ситуациях. А ЕГЭ этому не учит.
Жаль, что омские вузы не вошли в эксперимент по внедрению новой системы. Однако отмечу, что при разговоре с ректором ОмГТУ узнал, что вуз готовит гуманитарный стандарт инженера. В отечественной традиции есть практика подготовки инженерных кадров не только как технических специалистов, но и как людей с широким взглядом на мир.
Вопросов об уходе из Болонской системы остается много. Мы предложили создать рабочую группу из представителей Правительства России и депутатов Государственной думы, чтоб разработать совместный законопроект. Думаю, что мой многолетний опыт в образовательном законодательстве пригодится.
Оригинал в Телеграм-канале автора
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 17 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 166 человек
Самое читаемое
65629 июня 2025
59801 июля 2025
52128 июня 2025
Выбор редакции
«Я вижу вас… И я вам улыбаюсь…»
396219 июня 2025
«Сердца сгорели, в нас остался только пепел…»
218806 мая 2025
1211897123
Записи автора
Рейтинг эффективности работы вузов. Кто, куда и сколько?
26920 июня 2025
Некоторые ответы министра здравоохранения меня удивили
48912 июня 2025
В Госдуме отвергли идею школьного курса по нейросетям
42005 июня 2025
82826 мая 2025
Про переход на новую систему высшего образования
59116 мая 2025
Традиционно встречаю День Победы в Омске
56909 мая 2025
— Психолог
— омичка
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии