«Ну а я – перебираю чётки, что хранят энергию веков…»

7 октября – девятины со дня его ухода… И я сегодня вспоминаю про легендарного человека – заслуженного мастера народных художественных промыслов Омской области, создателя и руководителя народной студии-мастерской косторезного искусства «Архаика», члена Союза художников РФ, мастера-костореза Николая Перистова. Его не стало 29 сентября, на 67-м году жизни…

2066106 октября 2024
«Ну а я – перебираю чётки, что хранят энергию веков…»

Было лето 1996 года. В стенах Департамента культуры и искусства рождался журнал «Омская муза»… Мой редакторский кабинет был на верхнем этаже Департамента, который располагался тогда неподалёку от СКК «Иртыш», рядышком со знаменитым «Теремком» (Сибирский культурный центр) на бульваре Мартынова. И из моего окна был виден этот «Теремок», и я подходил к окну – и улыбался. Улыбался потому, что в «Теремке» этом есть потрясающий кабинет, в котором творит мастер и в который я могу войти в любую минуту…

А встречались почти каждый день. Разговаривали, курили, смеялись, дела обсуждали. И своего старшего сына Ивана с Николаем познакомил (мой 18-летний Ваня уже много печатался в омской прессе). И было дело, что однажды Коля, посоветовавшись со мной, позвонил моему сыну и пригласил его поехать с ним за… костями мамонтов. Точнее, на поиски этих костей. И они полетели! На «Ан-2». На реки Тобольска и Тевриза. И по возвращении Иван написал для «Омской музы» (это уже 1997-й был) материал «Мамонта надо чувствовать!» с рубрикой «Почти репортаж». С удовольствием несколько коротких фрагментов из него цитирую:

«Когда Николай Васильевич позвонил мне и предложил поехать с ним за костями мамонта, я не раздумывал ни минуты – редкий шанс побывать в настоящей экспедиции, о чём многие только мечтают!.. И нашли мы с Перистовым интересные «фрагменты» скелета мамонта: берцовые кости, позвонки, зубы; нижнюю, расколотую надвое, челюсть шерстистого носорога… Косторезы – героические люди. (Проанализировав первый день поездки, я бы и себя отнёс к этой категории). Первую часть дня мы шли, утопая в иле, под палящим солнцем и укусами различных перепончатокрылых; вторую часть дня мы шли, утопая в иле, под обложным дождём и недоумёнными взглядами домашнего «крупного рогатого»...

...Недавно на витрине одного магазина я увидел разные изделия из кости – бусы, серьги, статуэтки. Я и раньше видел их, но теперь разглядывание приобрело особый интерес, оттенок «профессиональности» (как-никак, я всё-таки прошёл рядом с Николаем Васильевичем путь от первого этапа – поиска, до последнего – непосредственно изготовления). Знают ли люди, покупающие эти изделия, что «материал» (кости) тысячи лет пролежал в иле, песке, земле; что вода «вымыла» кости; что появился однажды на том берегу человек с редкой профессией?.. Скорее всего, нет. Да это, наверное, и хорошо – иначе слово «косторез» звучало бы не так загадочно. А так... Косторезы, говорите? О, это героические люди!»

…И вот журнал «Омская муза» с «Почти репортажем» вышел в свет. «Героический человек» Коля Перистов читал, улыбался. А через пару дней он нарисовался на пороге моего кабинета с ещё большей улыбкой, держа в руках большую (килограмма два) кость мамонта. И положил её мне на стол. А на кости – красота неимоверная: вырезаны два мамонта и надпись «Омская муза». Уже почти три десятилетия этот артефакт от Николая хранится у меня дома на лоджии…

Иногда Коля читал мне свои стихи. Но было понятно, что если фразу «Мамонта надо чувствовать!» художник-косторез Перистов произносит с интонацией, в которой органично сочетаются и трогательные нотки влюблённости в профессию, и мягкая категоричность профессионала, собственной судьбой познавшего, что искреннее (истинное!) чувство – основа основ любого Дела, – то со стихами было сложнее. То, что Слово это тоже Дело, Перистов понимал пока интуитивно. И произнести фразу «Слово надо чувствовать!» он ещё не был готов.

А в 1999 году Николай предложил мне стать редактором его поэтического сборника. И мы начали работать. И вышедшая в свет книжка «Непослушная мелодия» (замечательное и ёмкое название!) – это был первый и очень серьёзный шаг Перистова на пути к Слову, которое надо чувствовать ничуть не меньше, чем мамонта.

Чего греха таить, – редактировать его «непослушные мелодии» было не столь уж простым делом: ритмы, размеры, рифмы порой напоминали необработанный материал, который, тем не менее, крепко «цементировался» душой автора, его поистине детской непосредственностью и искрящимися то тут, то там строчками-«минералами», которые просто завораживали. Вслушайтесь-всмотритесь! «Падают звёзды и яблоки...»; «Твой перст на Перистова пал...»; «...Меркантильных дел своих извозчик…»; «И твоё молчание... похоже на презрение птицы к земле»... И парадокс поэта Перистова: его «белые стихи» выгодно отличаются от строк рифмованных. В них – воздушная ритмика, яркая метафоричность, «единственность» слов и строк. Ну вот, например, одно из лучших, открывающих книгу:

                   ***

В мои давние годы школьные
Незнакомая бабка старая
Подсказала мне заклинание...
И с тех пор, когда сердце ёкает,
И тревожусь я за судьбу свою,
И боюсь за тех, кто мне дороги, —
Говорю всегда тихим шёпотом,
Самому себе будто на ухо:
«А теперь прошу я за женщину,
Да простят мою душу грешную., —
Бог свидетель, – я не хотел ей зла.
Помогите ж ей, птицы У́лики!
Я молюсь за ту, кто мне дорога!..»

…А работая с Колей над книгой, я всё время перебирал пальцами чётки из бивня мамонта, сделанные и подаренные мне на день рождения Николаем. И часто вспоминал то, что уже доказано учёными: «Соприкосновение с древней костью – целительно. Бивни мамонта обладают сильной энергетикой…»

И «отдельной песней» – небольшое вступление к книге (я убедил Перистова написать его). И он написал, озаглавив так: «Хочу сохранить для друзей». С удовольствием перечитываю его. Прочтите и вы, не пожалеете.

«Родился я сразу же через 5 дней после запуска первого искусственного спутника Земли. Так что связь с космосом и антимирами у меня очень прочная. Крестился в том же году в бессознательном состоянии в Николаевской церкви, которую потом с красной строки вписал в свою дипломную работу при окончании нашего омского худграфа.

На протяжении жизненного пути был октябренком, пионером, комсомольцем, членом партии (в то время у нас в стране была одна партия). Был штукатуром-маляром, художником-оформителем, художником-конструктором, инструктором райкома КПСС, начальником цеха, начальником совместного предприятия, зам. директора малого предприятия. В настоящее время переквалифицировался в косторезы.

Имею два воинских звания: рядового и капитана запаса, что подтверждается как минимум наличием соответствующих документов. Имею двух детей от разных браков.

Люблю жизнь, женщин, мамонтов, кактусы и красное сухое вино. Гипертоник. По национальности славянин.

Ну а что касается этой книжки, которую Вы держите в руках... Мне кажется, каждый человек хочет оставить после себя не только добрую память, то есть дом, дерево, какие-то вещи дорогие (или дорогие только ему), а главное – воспоминание о его прожитой жизни. Стихи – это состояние души человека, и тоже – память. И неважно, каким «ямбом» они написаны (во всяком случае, для меня). Сразу же оговорюсь (и это – принципиально!), что поэтом себя не считаю. «Мой дар убог, и голос мой негромок...» (это про меня).

Мои зарифмованные мысли очень «узконаправленные», обращены, как правило, к определённому человеку. Но все они – автобиографичны. Я имею в виду не ту автобиографию, которую мы привыкли излагать во всевозможных анкетах. Я говорю о том, о чём человек размышлял в период своего существования, о его взаимоотношениях с окружающими людьми. И вот именно это и ценно, так как из подобных «мелочей», каких-то поступков и действий и должны по крупицам складываться наши представления, и представления наших потомков о наших прошедших годах.
С большой любовью ко всем, – ваш Николай Перистов».

И вообще 1990-е в судьбе Николая были более чем бурными. Да даже достаточно перечислить его участие в выставках, среди которых – «Сибирский тигр на Западе» (Шотландия), «Сибирь мастеровая» (Швейцария), «Сибирское искусство» (Люксембург), выставки в музеях и галереях Омска.

…Вспоминаю 2007 год. В Сибирском культурном центре грандиозно прошёл юбилейный Вечер, посвящённый 50-летию Николая. Имел честь выступить с большим стихотворным тостом, отрывок из которого хочу сейчас процитировать (и горжусь, что это стихотворение висело в мастерской Перистова на видном месте):

В вихре лет мелькают дни и ночи…
Помню, – Коля впал однажды в транс
и родил прекраснейшие строчки:
«Меркантильных дел своих извозчик,
Поутру сгружу худые мощи
В проходящий мимо дилижанс».

Именно с того стихотворенья
понял он нутром, не впопыхах,
что трагичность мироощущенья –
главное в искусстве и в стихах.

Озарилась мастерская-келья
светом истин! Разомкнулся «круг»!
Даже косторезные изделья
на стихи похожи стали вдруг.

Всё в судьбе отлажено и чётко!
Новый век! И именинник – нов!
…Ну а я – перебираю чётки,
что хранят энергию веков.

И звучат во мне шальные ритмы,
и на белоснежные листы
падают, как будто с неба, рифмы
в честь того, кто с мамонтом «на ты».

…7-го октября – девятины… Открываю наугад сборник «Непослушная мелодия». И попадаю на короткое четверостишие Николая Перистова:

                  ***

Я на распутье. И что же далее?
Завтра уходит мой поезд в путь.
Есть ещё время сдать все регалии –
так, как билеты в кассу сдают…

Автор:Сергей Денисенко

Фото:из архива Сибирского культурного центра и архива автора

Теги:памятьНиколай Перистов

Комментарии


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Все на Мацуева!

Светские хроники

Все на Мацуева!

В первый зимний день на Омск традиционно обрушилось музыкальное цунами. Накрыло всех: от губернатора и председателя Законодательного собрания до бабушек из соседнего подъезда. На ура «заходили» Бах и Масео Пинкард, Бетховен и Чик Кориа, Бородин и Пол Дезмонд, а уж в сочинениях Сергея Васильевича Рахманинова бдительные меломаны моментально отмечали сыгранный без любви ми-бемоль.

99104 декабря 2025
Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Шик

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Репортаж о показе ее коллекции на Петербургском международном экономическом форуме cделал телеканал «Россия».

145914 ноября 2025
Юбилей «культурных гигантов»

Светские хроники

Юбилей «культурных гигантов»

Одни 85 лет плодотворно музицируют, другие 70 лет без устали вещают. В юбилейный для себя год Омская филармония и Омское телевидение «слились в экстазе» на сцене Концертного зала, феерично отметив 155 лет на двоих.

158007 ноября 2025
Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Здоровье

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».

1344105 ноября 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх