Иркутск далеко? Иркутск рядом!

Иркутский Музыкальный Театр завершил гастроли в Омске детским джаз-мюзиклом «Мэри Поппинс, до свидания!», а в Иркутске последние спектакли сыграли артисты Омского музыкального театра. Этот обмен стал возможен благодаря проекту «Большие гастроли». Мне посчастливилось увидеть в Омске два спектакля иркутян для взрослой аудитории.

44514 октября 2024
Иркутск далеко? Иркутск рядом!

Первым в программе гастролей был мюзикл «Декабристы» по пьесе Карины Шебелян режиссёра Филиппа Разенкова на музыку Евгения Загота. Этот спектакль показали даже два раза, что понятно: для иркутян декабристы, как для нас, омичей, Достоевский: их судьбы навсегда связаны с этим краем.

«Это наша иркутская тема, — признал и главный дирижёр театра Виктор Олин. — Тех, о ком рассказано в спектакле, почитают в Иркутске, ведь они повлияли на развитие культуры, когда поселились после каторги в нашем городе. В Иркутске есть роскошные музейные экспозиции Трубецких и Волконских».

1

Но каково это — воплощать на сцене образы реальных людей, да ещё и связанных с жизнью родного края? Актриса Юлия Пихтина, сыгравшая Екатерину Трубецкую, рассказала, что не только много читала о жизни своей героини, но и побывала в местах, где жёны декабристов, фактически, отбывали наказание вместе с мужьями. «Екатерина — очень мужественная женщина. У неё был выбор, она могла остаться в Петербурге, ведь у неё была прекрасная родословная. Но тем не менее она приняла решение, что без мужа ей не жить, и была готова ехать за ним в полную неизвестность», — говорит о своей героине актриса.

Владимир Яковлев, воплотивший образ Сергея Трубецкого в ссылке, тоже много работал с историческими материалами, с сохранившимися записками Трубецкого. Слова его прощания с женой, звучащие в спектакле, взяты из этих записок. Для него, артиста оперетты, сыгравшего немало комических персонажей, эта роль стала серьёзным вызовом: «Ничего подобного в моей жизни не было. Сыграть человека, который оставил огромный след в Иркутской области — ответственность огромная», — признаётся актёр. К тому же, выяснилось, что он и внешне похож на своего героя, это когда-то признал даже директор Дома-музея Волконских.

Собственно, его взгляд на прожитую жизнь и представлен в спектакле. В Сибири Трубецкой встречает молодого ссыльного Ольшанского (Иван Перевощиков). Юноша упрекает Трубецкого в том, что восстание на Сенатской площади потерпело поражение. Но могут ли чьи-то упрёки быть сильнее чувства собственной вины, с которым не вышедший на Сенатскую площадь Трубецкой прожил жизнь? Спасала его лишь самоотверженная любовь жены.

Как бы в воспоминаниях Трубецкого, уже с расстояния прожитых лет мы видим события его жизни — и исторические, и личные. Вспоминает он и себя молодого (в этой роли — Евгений Алёшин). А любимая Екатерина для него всегда молода и прекрасна.

Конечно, в музыкальном спектакле исторические события лишены доскональности, представлены, скорее, как некий миф, но образы героев ярки. Тут и члены тайного общества с их общими мечтами, но и разногласиями. Тут и царская семья, в жизнь которой отречение Константина вносит смуту. Тут и чиновники-бумагомаратели, и пьяненькие мужики, высмеивающие в частушках «Николашку». И вместе со всеми — плакальщица в трауре, словно сама Россия (Людмила Борисова).

Интересна сценография спектакля: абрисы Александрийского столпа, Медного всадника собраны из потемневших от времени досок, словно из фрагментов памяти героя: они и узнаваемы, и нереальны. Такова и огромная царская корона, словно решётка, заслоняющая от правящих особ реальный мир. А когда на сцену выкатывается пушка, которую должны направить на восставших, но несколько мгновений направляют в зал, становится не по себе и зрителям!

2

Интересно решена и сцена казни декабристов: над каждым из пятерых опускается верёвка, на голову каждому надевают колпак, все — и на сцене, и в зале — на мгновение застывают в страшном предчувствии... Но в последний момент осуждённые разрывают «оковы тяжкие», и ввысь взмывают портреты этих героев Отечества, до сих пор живущих в его истории.

После этого продолжить жить не разделившему судьбу товарищей Трубецкому было непросто. И только взаимная любовь, только самоотверженность его жены примиряли с жизнью. Поэтому самыми пронзительными в спектакле становятся сцены-воспоминания об общей молодости и последняя сцена — прощания с умершей женой. Это даже не прощание, а продолжение общей жизни, пусть, только в памяти, но продолжение!

***

Второй спектакль иркутян — «Пиковая дама». Но Чайковский тут ни при чём, потому что это не опера, а... пластический фарс, да! Саунд-дизайнер Юлия Колченская собрала современную электронную музыку, достаточно жёсткую. Хореограф Ирина Ткаченко, конечно, придерживается сюжета пушкинской истории, но её герои не выглядят пришельцами из «дней минувших». Свита Сен-Жермена, короля игроков, в вечном карнавальном веселье, поэтому и выглядит соответствующе. Конечно, здесь уместен не классический, а современный танец, смешение стилей.

А вот старая графиня, вокруг которой суетятся приживалки — уже давно, скорее, мумия, чем человек, некий памятник самой себе, возвышающийся над окружающими. Такова она и для Лизы (Татьяна Горохова), такова и для Германа (Дмитрий Михеев). Впрочем, рядом с Сен-Жерменом (Юрий Щерботкин) она всегда жива, подвижна, царственна (Мария Стрельченко). Это Герман поймёт, только когда попробует использовать её секрет, которым, как ему кажется, он овладел. Но срывая покровы с её тайны, как юбки с кринолина, он обнаруживает вместо кринолина... клетку, где в заточении — те самые три карты. Желая завладеть ими, Герман и сам попадает в эту клетку.
Возможно, всё это — лишь отражение его безумия.

Вот таково необычное решение режиссёра и художников Любови Мелехиной и Галины Мельник. «А что, так можно было с классикой?», — спросите вы. Посмотрев спектакль, отвечу: «Нужно». Ведь Пушкин современен всегда, потому что ему интересны вечные темы и конфликты, и важно говорить о них сегодняшним языком.

Иркутяне по-хорошему удивили и порадовали.


Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 

3

Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 143 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 121 человек



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Оксана Дубонос

— домохозяйка

Марина Фомина

— Тренер мышления и сильных решений.


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

63814 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

1112110 октября 2024
Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Story

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Год назад омичка взяла Гран-При конкурса красоты, а в 2024-м — победила в номинации «ТОП-Женщина».

2593527 сентября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

3802106 сентября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх