Слова опоздавшие. Памяти Николая Перистова

Он был приглашён в небесные мастерские на излёте сентября. И  никакие слова о неизбежности финала и удивительной судьбе художника не помогают…

20917 октября 2024
Слова опоздавшие. Памяти Николая Перистова

— Дал кому-то старинную вафельницу с царским орлом и забыл кому! – Перистов всплёскивает руками, — ну всё, теперь ищи-свищи…

Молчим… Жалко вафельницу.

1

— И мандолину любимую тоже вот так увели, — повёл счёт «потеряшкам» собиратель. — Моего года рождения был инструмент — тысяча девятьсот пятьдесят седьмого! Я её на Хитром рынке за «тридцатник» купил. Хитрый рынок для меня — как выход на охоту: иногда такие «раритеты» попадаются! Вроде мандолины. Это же кусочек детства: моя сестра играла на мандолине…

Мужик сначала восемьдесят рублей за инструмент запросил. Я аж закипел: «Такие деньжища за кусочек детства!» Короче, развернулся и пошёл. Через несколько шагов слышу — кричит: «Бери за тридцать!» М-да…

Молчим… Мандолину тоже жалко.

— Понимаешь, есть настоящие коллекционеры, у них всякие редкие произведения искусства, Фаберже там… И трясутся они над своим добром, как Кощей над златом. А я простой собиратель этнографических вещей. У меня в чулане больше полсотни клеймённых кирпичей, есть глиняные изразцы — сам отреставрировал, даже разорвавшаяся пороховая бомба есть. Представляешь, в музее лежит муляж, а у меня — подлинник: со дна Омки достал!

Все предметы, которые я вымениваю, нахожу или покупаю, мне всегда пригождаются. Они меня согревают, воодушевляют на творческие подвиги, подпитывают энергетикой предков. Когда я беру в руки старинную монету или книгу, то ощущаю время, дыхание прошлого. Я вот сейчас книгу пишу, которая так и называется «Между прошлым и будущим». Люблю устраивать выставки из своих сокровищ. Хочу показать ступки — их у меня уже тридцать семь. Причём у каждой свой особенный «голос»: все звенят по-разному. Добавлю к ним самовары, подстаканники... Одним словом, Плюшкин я местный, только со знаком плюс.

Про все свои «рыбные места» Перистов рассказывает не таясь. Возле мостов, говорит, обычно попадаются монеты, штыки, пистолеты, обрезы и прочие криминальные «редкости». А вот, к примеру, на берегу Омки Николай Васильевич наткнулся на утюг обыкновенный пятидесятых годов, рядом с которым валялось ядро времён основания Первой Омской крепости. А в районе старого Омского причала, по его словам, пруд пруди багров, топоров, кованых петлей, цепей, печных дверок, гвоздей и прочих дорогих сердцу настоящего собирателя безделушек.

— Во время одной экспедиции в Тевризском районе мужик царский серебряный рубль предложил. «Откуда?» — интересуюсь. «На Иртыше нашёл!» — говорит. Я равнодушно так: «Ну и чего просишь за него?» — «Два пузыря!» А у меня с собой только один. Но мужик пошёл на сделку. «Я этот рубль, — говорит, — всё равно на блесну хотел перелить!»

Недавно шикарное немецкое пианино приобрёл – обменял у хозяина на самое обычное. Трофейный инструмент. Ему лет сто пятьдесят.

2

Идем осматривать редкость, расположившуюся на первом этаже Сибирского культурного центра.

— Вот, — картинно ворчит Николай Васильевич, высвобождая трофей из-под детских шуб и портфелей — в центре как раз идет экскурсия, — видишь, как у нас тут к культурным ценностям относятся. Я его на собственном горбу тащил, а они тут, понимаешь, гардероб устроили.

Пианино Перистова действительно редкой красоты: с резными ножками, ангелами и витиеватыми золотыми надписями. Нынче таких днём с огнём. Правда, расстроен инструмент тоже весьма изрядно. Но Николай Васильевич с оптимизмом глядит в грядущее:

— Мечтаю отреставрировать. Колки нужно все менять и у нескольких клавиш нет верхних пластинок. Их вообще-то из слоновой кости делают, а я из бивня мамонта смастерю — слон с мамонтом всё-таки близкие родственники.

Бивнями этими у Перистова завалена вся мастерская. Они лежат и в коридоре, и в подсобках Сибирского культурного центра — лежат и дожидаются своего звёздного часа: когда руки мастера превратят их в бусы, гребешки, серьги, мундштуки, шахматные фигурки, чётки и ещё в кучу бог знает каких прелестных вещиц...

— Мне чуть ли каждую неделю бивни предлагают. Правда, иногда цены заламывают такие, что просто смешно становится! У нас в том же Тевризе, куда ни плюнь, эти самые бивни валяются. А в тундре их на пачку сигарет можно выменять. Помню, однажды от кого-то услышал, что в татарской деревне Надцы, близ Тобольска, директор школы не знает, куда девать кости доисторических зверей. Приезжаю туда — а было это в году девяностом — деревня точно вымерла: все «Рабыню Изауру» смотрят. Я к директору. Продайте, говорю, бивни. Он: «Нет!» У меня после этих слов всё внутри оборвалось. Ехал-ехал, думаю, и вот те на! А директор улыбается: «Так забирайте! У меня, — говорит, — как ремонт, так от этих костей головная боль начинается: перетаскиваем их с места на места». Забрал я три громадных бивня, с ними прямо в гостинице и уснул. А чтобы друзья меня нашли, на двери номера повесил плакат, нарисовал на нём бивень и подписал: «Товарищ Перистов живет здесь».

— А вот это знаешь, что такое? — Николай Васильевич протягивает мне увесистую окаменелость, подозрительно напоминающую обломок чьего-то ребра.

Мамонт!

— Ага, щас… Динозавр!

— А вы откуда знаете?

3

Для мамонта времени маловато, чтобы превратиться в камень. А для динозавра — в самый раз.

Одно слово, мамонтовед. Перистов всю имеющуюся литературу про индрик-зверя вдоль и поперёк изучил, так что спорить с ним бесполезно.

— А вот это, – Николай Васильевич, как фокусник, вытаскивает из тёмного угла два увесистых кирпича и весь проясняется в лице, — от Тобольской крепости. Им лет триста будет. На этих замечательных кирпичах запечатлены первые в истории Сибири отпечатки шведских пальцев. Ты же помнишь, что Тобольскую крепость строили пленённые Петром шведы?

У меня тут в гостях недавно шведская делегация была, так все её члены почли своим долгом приложиться к безымянным отпечаткам на камне.

Из другого угла с благоговением был извлечён не менее ценный кирпич от Тарских ворот.

Это мне комендант Омской крепости принёс, — делится своим счастьем Николай Васильевич, — он его на память взял, когда исторические ворота рушили…

У меня и от Успенского кафедрального собора кирпич есть.

Перистов подозрительно долго роется в кирпичной кладке в третьем углу и, не найдя нужный экспонат, очень расстроенный, разводит руками:

— У меня уже раз так было: пришли сантехники трубу менять и прямо под батарею исторический кирпич засунули. Да ещё и пополам его разломали. Тёмные люди!

Чтобы отвлечься от невесёлых мыслей про утерянный кирпич, переключаемся на благодарности, которых у Николая Васильевича воз и маленькая тележка. Тут тебе и стандартное «за участие в выставках», «бережное сохранение фольклорных традиций», «сотрудничество в оформлении фондов музея», и нетривиальное — «за широту души и бороды, а также за беззаветную любовь к мамонтам» за подписью дирекции Кормиловского краеведческого музея. А в марте месяце про искусного мастера и хорошего человека Перистова можно будет прочитать ещё и в третьем томе солидной столичной энциклопедии «Лучшие люди России» — издатели вот-вот его выпустят.

4

Самое анекдотичное, — улыбается Николай Васильевич, — что мне ещё и орден за это полагается. Такой массивный крест, и в нём кружок с тремя буквами «Л.Л.Р.». Только две тысячи за него надо было заплатить. Признаюсь, соблазн купить себе орден на грудь был: думал, оставлю детям и всё такое. А потом посмотрел на отцовские фронтовые медали — они у меня на ковре над кроватью висят — и весь запал прошёл. Награды не покупают…


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 143 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 121 человек

В 1996 окончила филфак ОмГУ, четыре года преподавала русский язык и литературу в гимназии, с 1998-го по 2008 писала для омских СМИ.



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Марина Фомина

— Тренер мышления и сильных решений.


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

63514 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

1110110 октября 2024
Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Story

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Год назад омичка взяла Гран-При конкурса красоты, а в 2024-м — победила в номинации «ТОП-Женщина».

2591527 сентября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

3800106 сентября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх