Живём мы что-то без азарта?

Нет, это не про тех, кто принял участие в проекте «На грани Слова».

102324 октября 2024
Живём мы что-то без азарта?

Им больше подойдут другие строки Эльдара Рязанова:

«Пусть в голове мелькает проседь,
Не поздно выбрать новый путь,
Не бойтесь всё на карту бросить
И прожитое зачеркнуть»

1

Вспомнились они после необычного спектакля «8 жизней», который участники проекта в начале октября показали в Доме актёра. Это был уже второй показ, первый, увы, увидеть не довелось, а было бы интересно понять, как и почему изменился спектакль, ведь его участники анонсировали «перезагрузку» и «новую версию». Но и этот просмотр оставил массу неожиданных впечатлений.

Во-первых, необычен сам материал: героинями историй, показанных на сцене, были... сами исполнительницы. И делились они своими болями: тут и воспринятый как предательство уход отца; и отказ от своих увлечений, потому что общественное мнение велит «борщи варить»; и неуверенность в своих способностях; и отсутствие смелости для того, чтобы сбросить навязанную обществом маску...

В современном театре существует такое направление — «вербатим», когда материалом для создания образов становятся не написанные драматургами тексты, а реальные монологи людей. Иногда их исполняют актёры, иногда — сами рассказчики. Но в данном случае назвать увиденное вербатимом сложно, потому что сами героини облекли свои истории... в поэтическую форму. Это, конечно, наполнило спектакль лиризмом и потребовало небытовых выразительных средств: пластических решений мизансцен, символических элементов вроде масок, скрывающих в одной из историй лица, а значит — и эмоции. Были и символические персонажи: Белый и Чёрный ангелы, которые пытались «перетягивать» каждую из героинь на свою сторону.

Ещё одна вызвавшая удивление особенность этого спектакля: большинство его участниц раньше не имели опыта выступления на сцене. При этом зрелище получилось гармоничным и захватывающим. Думаю, дело в том, что отсутствие актёрских навыков с лихвой перекрывала искренность всех исполнительниц. И, конечно, помогала профессиональная режиссёрская работа, за которую отвечали создатели независимого проекта «Твой театр» Владислав Киселёв и Полина Деговцова. Полина исполнила и роль Чёрного ангела, а Белым ангелом был Егор Гаврилов, в обычной жизни, между прочим, клинический психолог. Образы этих ангелов связывают в одну линию очень разные истории: между ними идёт борьба за душу каждой героини, которая ищет себя настоящую.

Получилось, что участницы рассказали со сцены о себе, о своих травмах в своих же стихах. Согласитесь, необычно! Как появилась эта идея? Об этом удалось поговорить с одной из организаторов проекта, участницей литературного клуба «ХитСтиХ» Татьяной Щербань . «С самого начала это была голимая авантюра. Так как проект новый, шли на ощупь, - призналась Татьяна. - Мы с Ларисой Штеле давно хотели придумать интересную форму обучения для поэтов. В процессе обучения было задание: мы «вытаскивали» из них «боль», и они должны были сами писать тексты, облекать это в поэтическую форму. А ещё мне было интересно сделать спектакль, так как я в театральной среде уже давно. Предложила это девочкам, идея нашла отклик, поддержали Лариса Штеле, Ира Горелова, Полина Деговцова. Два месяца велось обучение: стихосложение, основы драматургии, актёрское мастерство, авторская подача поэтического материала, мастерство публичных выступлений».

В ходе этой работы каждая участница не только развивалась как поэт и актриса, но и прорабатывала свои психологические проблемы. «Вы такое сделали! Это ведь мощный тренинг; по сути, такого ещё никто не проводил», - так, по словам Татьяны, оценил итог их работы Егор Гаврилов. Сам он появился в проекте практически случайно и не как психолог. Нужен был исполнитель роли Белого ангела, Лариса Штеле увидела Егора в другом проекте, отметила его артистизм и пригласила. «Нам ведь всё даётся тогда, когда нужно», - считает Татьяна. Так, например, на творческом вечере Полины Деговцовой она услышала вокалиста Егора Пономарёва и поняла, что он должен петь в их спектакле. Так и вышло: именно он завершал спектакль на жизнеутверждающей ноте такой силы, что зрители начали вставать!

2

У меня ещё во время спектакля возник вопрос: почему в проекте участвуют, в основном, женщины? В ходе разговора с Татьяной поняла, что все мужчины — режиссёр, исполнитель одной из ролей и вокалист — приглашённые участники. Выходит, по собственной инициативе менять что-то в своей жизни решились только женщины (это, кроме уже названных, Мария Маслова, Светлана Филипенко, Людмила Грушкина, Елена Бутковская, Виктория Палагичева, Надежда Иванова-Гусева). Стало ещё интереснее узнать, как это объясняет Татьяна, ведь она работает с людьми в разных творческих сферах, например, проводит занятия по правополушарному рисованию. И вот какими наблюдениями она поделилась.

«На занятия живописью тоже ходят, в основном, «девчонки». У «мальчиков», видимо, есть какой-то внутренний сдерживающий фактор: представление, что это «немужественно». Мужчины, которые у меня рисуют — представители самых мужественных профессий: МЧСник, капитан дальнего плавания, человек, занимающий серьёзный пост в МВД. Это люди, которым уже ничего не надо доказывать, их не волнует чужое мнение. Они приходят, чтобы психологически разгрузить себя. А представители менее мужественных профессий, видимо, считают, что это «не должно» для мужчины. И многие просто боятся выразить себя.

Женщины изначально более творческие. Они приходят в мир с более развитым правым полушарием, мужчины — с левым, с логической частью. Мы дополняем друг друга. Поэтому творческие проявления в обычной, непрофессиональной жизни больше свойственны женщинам: поэзия, музыка, живопись, рукоделие и всё остальное. На мастер-классы, в основном, приходят мужчины, которых привели жёны. 90% случаев — так. Но в результате им это нравится, они дают ошеломительные отзывы».

Сейчас идёт набор на следующий поток проекта «На грани слова», и там, рассказала Татьяна, уже есть мужчины: их вдохновили участницы первого потока. И это не удивительно: по реакции зала в конце спектакля было понятно, что зрители восхищаются смелостью участниц проекта. Зал долго рукоплескал, а многих поздравляли с успехом их близкие; думаю, их поддержка — тоже важный результат этой истории.

Долгой жизни проекту и новых открытий!

 

Оригинал на странице автора «ВКонтакте»

Автор:Елена Петрова

Фото:со страниц ВК участников проекта

Теги:театрпсихология


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

19 июня

Верны своим традициям

Верны своим традициям

133728 апреля 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 11 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 162 человека


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Здоровье

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Алексей Рябокляч — чемпион России и Европы по подтягиваниям, а также организатор спортивных мероприятий в «Омской Корпоративной Футбольной Лиге», поделился с «ВОмске» личным «рецептом» от стресса и объяснил, почему важно выделять неделю в году для отдыха от тренировок.

87623 мая 2025
Правила воспитания от Олега Ананьева

Кредо

Правила воспитания от Олега Ананьева

Известный омский предприниматель, глава компании «Энерголидер» не дает своему пятнадцатилетнему сыну Яну «карманные», но платит за работу и делится прибылью от совместных сделок. Видит пользу в уроках финансовой грамотности и в стихах. А лучшим инструментом воспитания считает убеждение.

106221 мая 2025
И Гергиев нам сладок и приятен

Светские хроники

И Гергиев нам сладок и приятен

23 апреля фестиваль-путешественник, придуманный генеральным директором Мариинского и Большого, на один вечер сделал остановку в Омске. 

394525 апреля 2025
Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Story

Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Солистке омского кавер-бенда «Oh yeah!» Елене Юминой предлагал помощь в раскрутке трехкратный победитель олимпийских игр Александр Карелин. Ее вокалу аплодировали Владислав Третьяк, Костя Цзю и другие именитые спортсмены. Омичка пела сольно и с группами в Москве, Сочи, Таиланде. А сейчас послушать ее можно на концертных площадках родного города. Наш портал расспросил певицу о ее планах. Но сначала мы уточнили, не жалеет ли она об отказе от раскрутки в столице?

127182208 декабря 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх