Живём мы что-то без азарта?

Нет, это не про тех, кто принял участие в проекте «На грани Слова».

103524 октября 2024
Живём мы что-то без азарта?

Им больше подойдут другие строки Эльдара Рязанова:

«Пусть в голове мелькает проседь,
Не поздно выбрать новый путь,
Не бойтесь всё на карту бросить
И прожитое зачеркнуть»

1

Вспомнились они после необычного спектакля «8 жизней», который участники проекта в начале октября показали в Доме актёра. Это был уже второй показ, первый, увы, увидеть не довелось, а было бы интересно понять, как и почему изменился спектакль, ведь его участники анонсировали «перезагрузку» и «новую версию». Но и этот просмотр оставил массу неожиданных впечатлений.

Во-первых, необычен сам материал: героинями историй, показанных на сцене, были... сами исполнительницы. И делились они своими болями: тут и воспринятый как предательство уход отца; и отказ от своих увлечений, потому что общественное мнение велит «борщи варить»; и неуверенность в своих способностях; и отсутствие смелости для того, чтобы сбросить навязанную обществом маску...

В современном театре существует такое направление — «вербатим», когда материалом для создания образов становятся не написанные драматургами тексты, а реальные монологи людей. Иногда их исполняют актёры, иногда — сами рассказчики. Но в данном случае назвать увиденное вербатимом сложно, потому что сами героини облекли свои истории... в поэтическую форму. Это, конечно, наполнило спектакль лиризмом и потребовало небытовых выразительных средств: пластических решений мизансцен, символических элементов вроде масок, скрывающих в одной из историй лица, а значит — и эмоции. Были и символические персонажи: Белый и Чёрный ангелы, которые пытались «перетягивать» каждую из героинь на свою сторону.

Ещё одна вызвавшая удивление особенность этого спектакля: большинство его участниц раньше не имели опыта выступления на сцене. При этом зрелище получилось гармоничным и захватывающим. Думаю, дело в том, что отсутствие актёрских навыков с лихвой перекрывала искренность всех исполнительниц. И, конечно, помогала профессиональная режиссёрская работа, за которую отвечали создатели независимого проекта «Твой театр» Владислав Киселёв и Полина Деговцова. Полина исполнила и роль Чёрного ангела, а Белым ангелом был Егор Гаврилов, в обычной жизни, между прочим, клинический психолог. Образы этих ангелов связывают в одну линию очень разные истории: между ними идёт борьба за душу каждой героини, которая ищет себя настоящую.

Получилось, что участницы рассказали со сцены о себе, о своих травмах в своих же стихах. Согласитесь, необычно! Как появилась эта идея? Об этом удалось поговорить с одной из организаторов проекта, участницей литературного клуба «ХитСтиХ» Татьяной Щербань . «С самого начала это была голимая авантюра. Так как проект новый, шли на ощупь, - призналась Татьяна. - Мы с Ларисой Штеле давно хотели придумать интересную форму обучения для поэтов. В процессе обучения было задание: мы «вытаскивали» из них «боль», и они должны были сами писать тексты, облекать это в поэтическую форму. А ещё мне было интересно сделать спектакль, так как я в театральной среде уже давно. Предложила это девочкам, идея нашла отклик, поддержали Лариса Штеле, Ира Горелова, Полина Деговцова. Два месяца велось обучение: стихосложение, основы драматургии, актёрское мастерство, авторская подача поэтического материала, мастерство публичных выступлений».

В ходе этой работы каждая участница не только развивалась как поэт и актриса, но и прорабатывала свои психологические проблемы. «Вы такое сделали! Это ведь мощный тренинг; по сути, такого ещё никто не проводил», - так, по словам Татьяны, оценил итог их работы Егор Гаврилов. Сам он появился в проекте практически случайно и не как психолог. Нужен был исполнитель роли Белого ангела, Лариса Штеле увидела Егора в другом проекте, отметила его артистизм и пригласила. «Нам ведь всё даётся тогда, когда нужно», - считает Татьяна. Так, например, на творческом вечере Полины Деговцовой она услышала вокалиста Егора Пономарёва и поняла, что он должен петь в их спектакле. Так и вышло: именно он завершал спектакль на жизнеутверждающей ноте такой силы, что зрители начали вставать!

2

У меня ещё во время спектакля возник вопрос: почему в проекте участвуют, в основном, женщины? В ходе разговора с Татьяной поняла, что все мужчины — режиссёр, исполнитель одной из ролей и вокалист — приглашённые участники. Выходит, по собственной инициативе менять что-то в своей жизни решились только женщины (это, кроме уже названных, Мария Маслова, Светлана Филипенко, Людмила Грушкина, Елена Бутковская, Виктория Палагичева, Надежда Иванова-Гусева). Стало ещё интереснее узнать, как это объясняет Татьяна, ведь она работает с людьми в разных творческих сферах, например, проводит занятия по правополушарному рисованию. И вот какими наблюдениями она поделилась.

«На занятия живописью тоже ходят, в основном, «девчонки». У «мальчиков», видимо, есть какой-то внутренний сдерживающий фактор: представление, что это «немужественно». Мужчины, которые у меня рисуют — представители самых мужественных профессий: МЧСник, капитан дальнего плавания, человек, занимающий серьёзный пост в МВД. Это люди, которым уже ничего не надо доказывать, их не волнует чужое мнение. Они приходят, чтобы психологически разгрузить себя. А представители менее мужественных профессий, видимо, считают, что это «не должно» для мужчины. И многие просто боятся выразить себя.

Женщины изначально более творческие. Они приходят в мир с более развитым правым полушарием, мужчины — с левым, с логической частью. Мы дополняем друг друга. Поэтому творческие проявления в обычной, непрофессиональной жизни больше свойственны женщинам: поэзия, музыка, живопись, рукоделие и всё остальное. На мастер-классы, в основном, приходят мужчины, которых привели жёны. 90% случаев — так. Но в результате им это нравится, они дают ошеломительные отзывы».

Сейчас идёт набор на следующий поток проекта «На грани слова», и там, рассказала Татьяна, уже есть мужчины: их вдохновили участницы первого потока. И это не удивительно: по реакции зала в конце спектакля было понятно, что зрители восхищаются смелостью участниц проекта. Зал долго рукоплескал, а многих поздравляли с успехом их близкие; думаю, их поддержка — тоже важный результат этой истории.

Долгой жизни проекту и новых открытий!

 

Оригинал на странице автора «ВКонтакте»

Автор:Елена Петрова

Фото:со страниц ВК участников проекта

Теги:театрпсихология


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек

























Блог-пост

Дмитрий Гусев

— Врач-психотерапевт, аналитический психолог

Юлия Купрейкина

«Кто Я?»


22222.06.25

Юлия Купрейкина

— психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

40118 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

75003 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

194427 мая 2025
«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Здоровье

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Алексей Рябокляч — чемпион России и Европы по подтягиваниям, а также организатор спортивных мероприятий в «Омской Корпоративной Футбольной Лиге», поделился с «ВОмске» личным «рецептом» от стресса и объяснил, почему важно выделять неделю в году для отдыха от тренировок.

184023 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх