«Люди могут быть прекрасны и счастливы»

Фантастический рассказ Достоевского «Сон смешного человека» до сих пор вдохновляет режиссёров, актёров, художников на создание своих «Снов...». Вот и театр «Арлекин» премьерой этого спектакля отмечает 25-летие творческой деятельности Заслуженного артиста России Дмитрия Войдака. Делюсь впечатлениями со сдачи спектакля.

110229 октября 2024
«Люди могут быть прекрасны и счастливы»

«Люди могут быть прекрасны и счастливы». Вот что проповедует тот, кого все считают смешным человеком. А ведь для него это — не красивая абстрактная идея, а то, что он сам познал. Может, всего лишь во сне, а может, вознесясь духом в недоступные обыденному сознанию высоты, «не осквернённые грехопадением». Да, фантастический рассказ Достоевского «Сон смешного человека» до сих пор вдохновляет режиссёров, актёров, художников на создание своих «Снов...». Вот и театр «Арлекин» премьерой этого спектакля отмечает 25-летие творческой деятельности Заслуженного артиста России Дмитрия Войдака. Делюсь впечатлениями со сдачи спектакля.

Казалось бы, как это возможно: сложная философская проза — и кукольный театр? Но режиссёр Никита Петрищев уверен, что Достоевский словно бы для кукольного театра и писал этот рассказ. Действительно, уже то, что автор назвал его фантастическим и создал в нём идеальный, такой чаемый, но далёкий от земного мир, открывает простор для воображения.

1

Впрочем, начинается всё весьма прозаично. Из темноты сценической коробки на авансцену, к микрофону выходит некто в растянутом свитере, со слегка растрепавшимися волосами и громко, с расстановкой, как манифест произносит: «Я. Смешной. Человек». Это признание для него столь болезненно, что он закрывает лицо рукой, и одновременно мы видим этот его болезненный жест на экране. Однако, человек находит в себе силы отвести руку от лица, а на экране этот закрытый жест остаётся. При внешней, даже демонстративной, открытости внутренняя потребность закрыться, увеличенная экранным изображением, остаётся видна зрителю...

Этот приём постоянного изменения масштабов представления героя о себе и своём месте среди других людей и даже в мировом пространстве становится главным в спектакле. Когда «смешной человек» только начинает свой монолог, он представляется самому себе совсем маленьким, каким-то потемневшим деревянным «чурбачком». Но по мере того, как ему становится «всё равно», он, приняв решение остановить бесцельную жизнь, словно бы вырастает в собственных глазах: это уже другая кукла, способная к жесту, к движению.

Меняется и та самая встреченная на тёмной улице девочка, которой он, принявший решение свести счёты с жизнью, отказал в помощи. Но в муках его совести она вновь и вновь является к нему. И пожалуй, острее всего он переживает, когда она уже ни о чём не просит: стоит, немым укором, увеличившаяся, как чувство его вины.

Игра масштабов, конечно, продолжается и в фантастическом сне: когда герой, уже увидевший во сне свою смерть, «был взят каким-то тёмным и неизвестным существом», сам рассказчик оказывается в маске этого существа и возносит ввысь самую маленькую кукольную ипостась «смешного человека». Этот полёт игрушки, нитью соединённой с рассказчиком, становится впечатляющей пластической сценой.

Таким же маленьким предстаёт «смешной человек» и перед «детьми солнца», жителями фантастической планеты, где сохранилась райская благодать: «Никогда я не видывал на нашей земле такой красоты в человеке», - восхищается он. Но «ощущение любви этих невинных и прекрасных людей», которая «изливается», на героя, делает его больше в собственных глазах. Вот «смешной человек» уже и возвышается над жителями этого рая! Тогда-то он и становится «причиною их грехопадения».

2

Не только живые существа меняют масштаб в зависимости от взгляда рассказчика, но и само пространство. Жанр представления обозначен как «спектакль-вертеп», и вначале на сцене действительно появляется «вертепный ящик» — коробка, внутри которой уличные кукольники разыгрывали библейские сюжеты.

Но этот «короб» больше похож на петербургский доходный дом, в каком живёт «смешной человек». А когда дверцы этого «вертепа» открываются, ящик превращается то в комнату загульного капитана — соседа «смешного человека», то в ту самую улицу, где он встречает девочку, то в уходящую из-под ног твердь земную...

Но всё это, вроде бы, мелкое и ненастоящее, обретает вдруг другие масштабы, и действие продолжается уже в пространстве всей сцены. (Осуществлять эти превращения блестяще помогает невидимый участник спектакля — актёр Виктор Капустян).

Все эти метаморфозы не просто иллюстрируют монолог героя, но становятся необходимой составляющей повествования. Дмитрий Войдак, виртуозно меняя ипостаси своего героя, воплощает в них внутреннее многоголосие, спор героя с самим собой, итогом которого становится истина, которую всем «биллион раз повторяли»: «Люби других, как себя, вот что главное, и это всё, больше ровно ничего не надо». Свой путь к этой истине и проживает его «смешной человек».

Да, спектакль необычен и этим особенно интересен. Думаю, он привлечёт внимание не только взрослых любителей Достоевского, но и тех, кто только начинает знакомиться с его творчеством. Театр приглашает на этот спектакль подростков с 14 лет. Конечно, хорошо, если перед этим они ещё и сам рассказ прочтут, тогда более полно смогут оценить возможности театрального языка для воплощения литературного произведения.

На сегодняшнюю премьеру билетов, конечно, нет, но 24 ноября на спектакль, кажется, ещё можно попасть.

Оригинал на странице автора «ВКонтакте»

Автор:Елена Петрова

Фото:Вячеслав Андреев

Теги:театрпремьера«Арлекин»


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

19 июня

Верны своим традициям

Верны своим традициям

133628 апреля 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 11 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 162 человека

























Блог-пост

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Здоровье

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Алексей Рябокляч — чемпион России и Европы по подтягиваниям, а также организатор спортивных мероприятий в «Омской Корпоративной Футбольной Лиге», поделился с «ВОмске» личным «рецептом» от стресса и объяснил, почему важно выделять неделю в году для отдыха от тренировок.

87123 мая 2025
Правила воспитания от Олега Ананьева

Кредо

Правила воспитания от Олега Ананьева

Известный омский предприниматель, глава компании «Энерголидер» не дает своему пятнадцатилетнему сыну Яну «карманные», но платит за работу и делится прибылью от совместных сделок. Видит пользу в уроках финансовой грамотности и в стихах. А лучшим инструментом воспитания считает убеждение.

105721 мая 2025
И Гергиев нам сладок и приятен

Светские хроники

И Гергиев нам сладок и приятен

23 апреля фестиваль-путешественник, придуманный генеральным директором Мариинского и Большого, на один вечер сделал остановку в Омске. 

394125 апреля 2025
Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Story

Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Солистке омского кавер-бенда «Oh yeah!» Елене Юминой предлагал помощь в раскрутке трехкратный победитель олимпийских игр Александр Карелин. Ее вокалу аплодировали Владислав Третьяк, Костя Цзю и другие именитые спортсмены. Омичка пела сольно и с группами в Москве, Сочи, Таиланде. А сейчас послушать ее можно на концертных площадках родного города. Наш портал расспросил певицу о ее планах. Но сначала мы уточнили, не жалеет ли она об отказе от раскрутки в столице?

127132208 декабря 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх