«Люди могут быть прекрасны и счастливы»

Фантастический рассказ Достоевского «Сон смешного человека» до сих пор вдохновляет режиссёров, актёров, художников на создание своих «Снов...». Вот и театр «Арлекин» премьерой этого спектакля отмечает 25-летие творческой деятельности Заслуженного артиста России Дмитрия Войдака. Делюсь впечатлениями со сдачи спектакля.

73929 октября 2024
«Люди могут быть прекрасны и счастливы»

«Люди могут быть прекрасны и счастливы». Вот что проповедует тот, кого все считают смешным человеком. А ведь для него это — не красивая абстрактная идея, а то, что он сам познал. Может, всего лишь во сне, а может, вознесясь духом в недоступные обыденному сознанию высоты, «не осквернённые грехопадением». Да, фантастический рассказ Достоевского «Сон смешного человека» до сих пор вдохновляет режиссёров, актёров, художников на создание своих «Снов...». Вот и театр «Арлекин» премьерой этого спектакля отмечает 25-летие творческой деятельности Заслуженного артиста России Дмитрия Войдака. Делюсь впечатлениями со сдачи спектакля.

Казалось бы, как это возможно: сложная философская проза — и кукольный театр? Но режиссёр Никита Петрищев уверен, что Достоевский словно бы для кукольного театра и писал этот рассказ. Действительно, уже то, что автор назвал его фантастическим и создал в нём идеальный, такой чаемый, но далёкий от земного мир, открывает простор для воображения.

1

Впрочем, начинается всё весьма прозаично. Из темноты сценической коробки на авансцену, к микрофону выходит некто в растянутом свитере, со слегка растрепавшимися волосами и громко, с расстановкой, как манифест произносит: «Я. Смешной. Человек». Это признание для него столь болезненно, что он закрывает лицо рукой, и одновременно мы видим этот его болезненный жест на экране. Однако, человек находит в себе силы отвести руку от лица, а на экране этот закрытый жест остаётся. При внешней, даже демонстративной, открытости внутренняя потребность закрыться, увеличенная экранным изображением, остаётся видна зрителю...

Этот приём постоянного изменения масштабов представления героя о себе и своём месте среди других людей и даже в мировом пространстве становится главным в спектакле. Когда «смешной человек» только начинает свой монолог, он представляется самому себе совсем маленьким, каким-то потемневшим деревянным «чурбачком». Но по мере того, как ему становится «всё равно», он, приняв решение остановить бесцельную жизнь, словно бы вырастает в собственных глазах: это уже другая кукла, способная к жесту, к движению.

Меняется и та самая встреченная на тёмной улице девочка, которой он, принявший решение свести счёты с жизнью, отказал в помощи. Но в муках его совести она вновь и вновь является к нему. И пожалуй, острее всего он переживает, когда она уже ни о чём не просит: стоит, немым укором, увеличившаяся, как чувство его вины.

Игра масштабов, конечно, продолжается и в фантастическом сне: когда герой, уже увидевший во сне свою смерть, «был взят каким-то тёмным и неизвестным существом», сам рассказчик оказывается в маске этого существа и возносит ввысь самую маленькую кукольную ипостась «смешного человека». Этот полёт игрушки, нитью соединённой с рассказчиком, становится впечатляющей пластической сценой.

Таким же маленьким предстаёт «смешной человек» и перед «детьми солнца», жителями фантастической планеты, где сохранилась райская благодать: «Никогда я не видывал на нашей земле такой красоты в человеке», - восхищается он. Но «ощущение любви этих невинных и прекрасных людей», которая «изливается», на героя, делает его больше в собственных глазах. Вот «смешной человек» уже и возвышается над жителями этого рая! Тогда-то он и становится «причиною их грехопадения».

2

Не только живые существа меняют масштаб в зависимости от взгляда рассказчика, но и само пространство. Жанр представления обозначен как «спектакль-вертеп», и вначале на сцене действительно появляется «вертепный ящик» — коробка, внутри которой уличные кукольники разыгрывали библейские сюжеты.

Но этот «короб» больше похож на петербургский доходный дом, в каком живёт «смешной человек». А когда дверцы этого «вертепа» открываются, ящик превращается то в комнату загульного капитана — соседа «смешного человека», то в ту самую улицу, где он встречает девочку, то в уходящую из-под ног твердь земную...

Но всё это, вроде бы, мелкое и ненастоящее, обретает вдруг другие масштабы, и действие продолжается уже в пространстве всей сцены. (Осуществлять эти превращения блестяще помогает невидимый участник спектакля — актёр Виктор Капустян).

Все эти метаморфозы не просто иллюстрируют монолог героя, но становятся необходимой составляющей повествования. Дмитрий Войдак, виртуозно меняя ипостаси своего героя, воплощает в них внутреннее многоголосие, спор героя с самим собой, итогом которого становится истина, которую всем «биллион раз повторяли»: «Люби других, как себя, вот что главное, и это всё, больше ровно ничего не надо». Свой путь к этой истине и проживает его «смешной человек».

Да, спектакль необычен и этим особенно интересен. Думаю, он привлечёт внимание не только взрослых любителей Достоевского, но и тех, кто только начинает знакомиться с его творчеством. Театр приглашает на этот спектакль подростков с 14 лет. Конечно, хорошо, если перед этим они ещё и сам рассказ прочтут, тогда более полно смогут оценить возможности театрального языка для воплощения литературного произведения.

На сегодняшнюю премьеру билетов, конечно, нет, но 24 ноября на спектакль, кажется, ещё можно попасть.

Оригинал на странице автора «ВКонтакте»

Автор:Елена Петрова

Фото:Вячеслав Андреев

Теги:театрпремьера«Арлекин»


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

878104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3220114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4148210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6070106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1030712 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх