Феномен Аэлиты
Придумать название для своего малого, но любимого бизнеса - задача непростая.
Название по роду занятий (например, "Парикмахерская") повергает клиентов в чёрную меланхолию. Вывеску с претензией на остроумие (скажем, "Шаловливые ручки") могут понять неправильно. А без претензии, но с юмором — не всем дано.
Выдумать с нуля, как это сделал основатель фирмы "Кодак", долго обкатывавший на языке сочетания разных звуков с его любимым "к", тоже дано не каждому.
1Остаются имена. Их много — на все вкусы. Но и тут не обходится без сложностей. Общеупотребительное имя (парикмахерская "Елена", банкетный зал "Анна") в своей римской прямоте напоминает сибирский валенок: просто, но без фантазии.
Имена вымышленные или экзотические решительно не годятся, если они в массовом сознании устойчиво ассоциируются с какой-то культурной традицией или персоной: слыша название, клиент должен вспоминать о бренде, и ни о чём другом; посторонние ассоциации не идут на пользу торговле. Поэтому "О'Брайен" нехорошо нигде, кроме ирландского паба. "Адольф" нехорошо нигде, без всяких "кроме".
К тому же в этой сфере нейминга случаются свои катастрофы — нечастые, но сокрушительные. Так хороши, так ничейны и так удобны были разнообразные имена на "-эль". Но тут пришёл Толкин с Галадриэлями, и все эти изысканные эльобразности до самых кончиков своих заострённых ушей пропитались томными эльфийскими духами и туманами.
Измыслить благозвучное и при том абсолютно нейтральное имя — задача нетривиальная. Когда Алексей Толстой сотворил Аэлиту, он, сам того не ведая, произвёл натуральную революцию в нейминге. Сколько Аэлит перевидал я на своём веку — от прачечных до ресторанов! Да что там говорить, если даже наша университетская база отдыха носит имя марсианской красавицы.
Однако Аэлиты в страшном дефиците: спрос многократно превышает предложение. Вот и приходится снова и снова обращаться к безотказным грекам и латинянам, с брезгливой придирчивостью дешёвой модницы, попавшей в сэконд хэнд, вороша старинные хитоны.
И ведь не всякая Ифигения годится нам для бизнеса, ох, не всякая! Не брать же, в самом деле, на должность Титла Компании какую-нибудь Андромаху, которая с одного боку — вылитая россомаха, а с другого — истинный андроид! Не говоря уже о том, что у неё довольно-таки сомнительное прошлое и к тому же яро-феминистская этимология.
Но самое отвратительное — когда древнегреческая девица или римская матрона, блюдя фонетическую невинность, оказывается порочной по сути. Торгуешь ли ты шаурмой или маникюришь ногти, — одним словом, сколь бы ни был твой бизнес далёк от стратосферных воспарений духа, отыщется и на тебя какой-нибудь зачуханный интеллектуал, перечитавший в детстве "Мифов Древней Греции", который при виде штендера "Парикмахерская 'Пандора'" насмешливо скривит губы и спросит едко-ироничным тоном: "Так в чём же подвох, любезный мой Зевес?".
Кстати, видел я и шаурму "Мона Лиза". Но это уже другая, ренессансная, история :-)
Фото:из аккаунта в Фейсбуке
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
«Мы сами были в чём-то виноваты, Мы сами где-то Проиграли Бой»
«Коты в разгаре яростной борьбы друг друга хлещут лапами по рожам...»
Рабочий дом, или новая жизнь старых слов
Шесть правил хорошего лингвокреатива
— Психолог
— Психолог
— попутчица
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии