«Я, чтобы спасти всех вас, говорю»

Помните, это произносит на приёме у Епанчиных князь Мышкин? На том самом, где он «срезался» и разбил дорогую вазу. А в спектакле Национального драматического театра имени М. Горького из Минска с этими словами на сцене появляется... сам Достоевский.

119213 ноября 2024
«Я, чтобы спасти всех вас, говорю»

Спектаклем «Идиот» в театре «Галёрка» открылся фестиваль «Достоевский. Омск». Минчане стали гостями фестиваля, их постановка не участвует в конкурсной программе, поскольку уже собрала главные театральные награды в родной Беларуси, а в прошлом году получила Гран-при XXI Международного театрального форума «Золотой Витязь». И это при том, что со дня премьеры не прошло и двух лет.

Постановщики спектакля — сербские режиссёры Стево Жигон и Ивана Жигон. Как считает художественный руководитель театра Сергей Ковальчик, темы, поднятые в этом романе Фёдора Достоевского, жителями маленькой Сербии, возможно, переживаются даже острее, чем в огромной России. Да и для беларусов (как и для нас, омичей) Достоевский, в определённом смысле «свой», ведь род Достоевских, напомнил Ковальчик, берёт начало в полесской деревне Достоeво. Поэтому не удивительно, что в спектакле появляется и сам Фёдор Михайлович (Руслан Чернецкий). Нам словно бы напоминают: все эти такие разные персонажи — и есть Достоевский. И главные свои мысли устами Мышкина произносит тоже он.

1

Спектакль густонаселённый, в нём события как бы второстепенны, главное — возможность высказывания героев. Поэтому здесь, например, сохранена сцена, которая, вроде бы, не влияет на сюжет: монолог умирающего от чахотки студента Ипполита (Дэвид Разумов) и реакция окружающих на его обещание застрелиться. Правда, свидетелями его последнего слова здесь становятся не друзья Ипполита, а Лебедев, Фердыщенко, Птицын...

Да, напряжение в этом спектакле создаёт не столько фабула — она ведь всем известна — сколько то, как герои проживают свои, но созданные Достоевским, судьбы. В князе Мышкине Андрея Сенькина главное — его детскость, отказ от взросления как от измены самому себе, своей искренности. Не случайно при первой же встрече с Епанчиными он рассказывает, как в Швейцарии подружился с детьми. Эти его внутренние дети то и дело появляются рядом с князем (кстати, с их ролями прекрасно справились омские ребята). Таким же неповзрослевшим предстаёт Коля Иволгин (Павел Евтушенко). В романе он — подросток, а здесь на вид — вполне взрослый человек, даже с бородкой, но по поведению — чистый ребёнок. Только с ним князю легко общаться.

Настасья Филипповна (Вероника Пляшкевич) и Аглая (Ольга Здярская) соперничают в жертвенности, в готовности отказаться от князя друг для друга. Ганя Иволгин (Кирилл Никитин), похоже, измучен собственным цинизмом, поэтому и не делает последнего шага к камину, в котором горят сто тысяч. Рогожин (Алексей Качан) часто появляется в окружении цыган, как будто ему не хватает собственных сил на беспредельную «удаль молодецкую». Тут и Настасья Филипповна словно по свой воле падает замертво. Да так ведь и есть!

Все роли, даже небольшие (а в спектакле больше двух десятков персонажей), проработаны подробно, психологически достоверно, поэтому три с половиной часа пролетают для зрителя незаметно. Достоевский вновь, по словам режиссёра Иваны Жигон, «даёт нам возможность излечиться Чувствами князя Мышкина».

2

 12+

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Ирина Ковалёва

Теги:театрфестивальпамять


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1447223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

56018 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

87803 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

215227 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх