Люди, куклы, тени

Первым спектаклем конкурсной программы фестиваля «Достоевский. Омск» в театре «Галёрка» стало «...И наказанiе» Рязанского Театра Кукол.

15314 ноября 2024
Люди, куклы, тени

Необычна его сценография: входя в зал, зрители видят на сцене вполне человекоразмерные декорации, но оттуда прямо до четвёртого ряда перекинут помост, на котором выстроен миниатюрный город кукольных размеров. В нём видится что-то удивительно родное. «Уж не Омск ли это?», — подумала я. А сегодня прочла на сайте театра первые впечатления участников спектакля о нашем городе, когда они только подлетали к Омску: «...в лиловой дымке уже можно рассмотреть дороги и дома, мосты и храмы. Настоящий Омск похож на миниатюрный Петербург, который мы строим для каждого спектакля между сценой и зрительным залом».

1

В названии спектакля осталась только вторая часть заглавия романа «Преступление и наказание», потому что начинается он уже после преступления, когда в душе Раскольникова идёт борьба между совестью и «идеей». И только в своих горячечных воспоминаниях-видениях он вновь встречает тех, кто ведёт искусительный диалог, и вновь поднимает топор. В этих видениях его всё время преследует старуха-процентщица с топором в голове. Кукла, конечно, видение...

Здесь герои представлены и в человеческой, и в кукольной ипостаси, что отражает то их отношение к самим себе, то — к окружающим. Скажем, в полиции, куда Раскольников (Василий Уточкин) приходит в связи с жалобой его квартирной хозяйки на неуплату, он появляется как кукла. «Живые» полицейские рядом с ним — огромны, ведь сейчас сила на их стороне. А вот когда Раскольникову кажется, что он может запутать Порфирия Петровича (Василий Прободяк), то в куклу превращается Порфирий. Но когда Порфирий сам приходит к Раскольникову, с ним беседует кукла-Раскольников, однако последнее: «Вы и убили-с», — Порфирий обращает к Раскольникову-человеку, в этом — его вера в то, что у Раскольникова хватит силы духа для признания.

Для Раскольникова же большинство встречающихся ему людей — куклы, за ними он, в отличие от зрителей, почти не видит живых людей. На равных он, пожалуй, лишь с Соней: они общаются то как куклы, то как люди, но всегда совпадают в этом.

Впрочем, встречаются и персонажи, у которых нет двойников-кукол. Это добросердечная служанка Настасья (Ирина Фролкина) в квартире, где снимает угол Раскольников. Это убиенная Лизавета (Светлана Кострикина): её живая душа вместе с Соней читает Раскольникову о воскрешении Лазаря. И это, конечно, Свидригайлов (Константин Кириллов), такой весь в белом, но слишком хорошо всё про себя знающий.

Есть здесь и элементы теневого театра: именно тени ведут разговор о том, что если убить гадкую старушонку, то много добра можно сделать. А уж когда в абрисах этих существ становятся заметны рога, сомнений не остаётся: Раскольников поддался дьявольскому искушению. Сцена, когда Марфа Петровна, якобы, застаёт за объяснением Свидригайлова и Дуню, описана в письме матушки Раскольникова так, что зритель видит её как в незамысловатой мелодраматической «немой фильме». А петербургская встреча Свидригайлова и Дуни превращается в этом театре теней, скорее, в трагедию: Свидригайлов лишь завершает то, на что не решилась Дуня.

2

Когда в финале Раскольников выходит на многолюдную площадь, где уже нет кукол, и делает своё признание, встречают его... аплодисментами и криками: «Браво!». Это реакция, скорее, современных людей, падких на эпатаж. Но признание его столь страшно, что они умолкают; мрак сгущается над этими людьми, и рушится тот самый «миниатюрный Петербург». Но остаются верстовые столбы: путь, по которому Раскольников пойдёт к покаянию в город «на берегу широкой, пустынной реки», где есть «крепость, в крепости острог».

Кстати, и режиссёр этого спектакля Олег Жюгжда, хоть и из Беларуси, но городу «на берегу широкой, пустынной реки» тоже не чужой: только что стало известно, что театр «Театр-Кукол Арлекин» победил в номинации «Лучший спектакль» на Международном фестивале театров кукол «Золотая магнолия» в Шанхае. Он представил там спектакль «Волшебная лампа Аладдина» в постановке Жюгжды.

Как жюри оценит работу мастера по роману Достоевского? Скоро узнаем! А омские зрители уже оценили спектакль горячими аплодисментами.

 16+

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Ирина Ковалёва

Теги:фестивальтеатрпамять


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

673104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 143 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 121 человек



























Блог-пост

Юлия Купрейкина

— психолог

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

2814114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

3657210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

5666106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

992412 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх