Люди, куклы, тени

Первым спектаклем конкурсной программы фестиваля «Достоевский. Омск» в театре «Галёрка» стало «...И наказанiе» Рязанского Театра Кукол.

97714 ноября 2024
Люди, куклы, тени

Необычна его сценография: входя в зал, зрители видят на сцене вполне человекоразмерные декорации, но оттуда прямо до четвёртого ряда перекинут помост, на котором выстроен миниатюрный город кукольных размеров. В нём видится что-то удивительно родное. «Уж не Омск ли это?», — подумала я. А сегодня прочла на сайте театра первые впечатления участников спектакля о нашем городе, когда они только подлетали к Омску: «...в лиловой дымке уже можно рассмотреть дороги и дома, мосты и храмы. Настоящий Омск похож на миниатюрный Петербург, который мы строим для каждого спектакля между сценой и зрительным залом».

1

В названии спектакля осталась только вторая часть заглавия романа «Преступление и наказание», потому что начинается он уже после преступления, когда в душе Раскольникова идёт борьба между совестью и «идеей». И только в своих горячечных воспоминаниях-видениях он вновь встречает тех, кто ведёт искусительный диалог, и вновь поднимает топор. В этих видениях его всё время преследует старуха-процентщица с топором в голове. Кукла, конечно, видение...

Здесь герои представлены и в человеческой, и в кукольной ипостаси, что отражает то их отношение к самим себе, то — к окружающим. Скажем, в полиции, куда Раскольников (Василий Уточкин) приходит в связи с жалобой его квартирной хозяйки на неуплату, он появляется как кукла. «Живые» полицейские рядом с ним — огромны, ведь сейчас сила на их стороне. А вот когда Раскольникову кажется, что он может запутать Порфирия Петровича (Василий Прободяк), то в куклу превращается Порфирий. Но когда Порфирий сам приходит к Раскольникову, с ним беседует кукла-Раскольников, однако последнее: «Вы и убили-с», — Порфирий обращает к Раскольникову-человеку, в этом — его вера в то, что у Раскольникова хватит силы духа для признания.

Для Раскольникова же большинство встречающихся ему людей — куклы, за ними он, в отличие от зрителей, почти не видит живых людей. На равных он, пожалуй, лишь с Соней: они общаются то как куклы, то как люди, но всегда совпадают в этом.

Впрочем, встречаются и персонажи, у которых нет двойников-кукол. Это добросердечная служанка Настасья (Ирина Фролкина) в квартире, где снимает угол Раскольников. Это убиенная Лизавета (Светлана Кострикина): её живая душа вместе с Соней читает Раскольникову о воскрешении Лазаря. И это, конечно, Свидригайлов (Константин Кириллов), такой весь в белом, но слишком хорошо всё про себя знающий.

Есть здесь и элементы теневого театра: именно тени ведут разговор о том, что если убить гадкую старушонку, то много добра можно сделать. А уж когда в абрисах этих существ становятся заметны рога, сомнений не остаётся: Раскольников поддался дьявольскому искушению. Сцена, когда Марфа Петровна, якобы, застаёт за объяснением Свидригайлова и Дуню, описана в письме матушки Раскольникова так, что зритель видит её как в незамысловатой мелодраматической «немой фильме». А петербургская встреча Свидригайлова и Дуни превращается в этом театре теней, скорее, в трагедию: Свидригайлов лишь завершает то, на что не решилась Дуня.

2

Когда в финале Раскольников выходит на многолюдную площадь, где уже нет кукол, и делает своё признание, встречают его... аплодисментами и криками: «Браво!». Это реакция, скорее, современных людей, падких на эпатаж. Но признание его столь страшно, что они умолкают; мрак сгущается над этими людьми, и рушится тот самый «миниатюрный Петербург». Но остаются верстовые столбы: путь, по которому Раскольников пойдёт к покаянию в город «на берегу широкой, пустынной реки», где есть «крепость, в крепости острог».

Кстати, и режиссёр этого спектакля Олег Жюгжда, хоть и из Беларуси, но городу «на берегу широкой, пустынной реки» тоже не чужой: только что стало известно, что театр «Театр-Кукол Арлекин» победил в номинации «Лучший спектакль» на Международном фестивале театров кукол «Золотая магнолия» в Шанхае. Он представил там спектакль «Волшебная лампа Аладдина» в постановке Жюгжды.

Как жюри оценит работу мастера по роману Достоевского? Скоро узнаем! А омские зрители уже оценили спектакль горячими аплодисментами.

 16+

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Ирина Ковалёва

Теги:фестивальтеатрпамять


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 23 человека

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 170 человек

























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Дмитрий Гусев

— Врач-психотерапевт, аналитический психолог

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Отдыхать, так с музыкой

Светские хроники

Отдыхать, так с музыкой

«Симфопарк» — главное музыкальное событие под открытым небом в Омске с популяризаторской миссией — подаётся как деликатес: раз в году. Зато выдохнуть и насладиться моментом можно два дня подряд.

92707 июля 2025
Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

48104 июля 2025
Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1912223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

93318 июня 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх