«ТОК» прошёл по нервам зрителей

Молодой (ему всего 10 лет) Петербургский камерный Театр «ТОК» привёз на фестиваль «Достоевский. Омск» спектакль «Смердяков» по мотивам романа «Братья Карамазовы».

15818 ноября 2024
«ТОК» прошёл по нервам зрителей

Показ прошёл в камерном пространстве театра «Галёрка», о существовании которого я раньше не знала. И оба этих открытия — нового сценического пространства и петербургского театра — оказались очень интересными.

1

«ТОК» — это Театр Открытого Контакта, создали его выпускники актёрского курса, мастером которого была Екатерина Максимова. Она же — художественный руководитель театра и режиссёр спектакля, который мы увидели на фестивале.

Уже из названия понятно, что спектакль посвящён одной линии большого романа — истории Смердякова; жанр обозначен как «публичный допрос». Ещё рассаживаясь, зрители видят стул на фоне тёмного задника, напротив — ещё один у небольшого столика, на котором стоит стакан чаю. Так, напротив друг друга, будут вести беседу следователь и допрашиваемый. О том, что все присутствующие приглашены на публичный допрос, собравшимся сообщает наша современница, она же — следователь. Это сама Екатерина Максимова.

Но вот появляется и допрашиваемый Павел Фёдорович Смердяков. Конечно, в романе Достоевского он со следователем не встречается, а о том, что убил Фёдора Павловича Карамазова, он говорит Ивану Карамазову, причём, уже ближе к концу романа. Впрочем, вопросы, которые задаёт «следователь», больше похожи на те, что по ходу чтения книги возникают у любого читателя, пытающегося понять, кто же лишил жизни Фёдора Павловича. Отвечает на них Смердяков пространно, часто отклоняясь от темы, захваченный самыми разными эмоциями.

Начинает он как «маленький человек», скромно сутулясь на своём стуле. Но даже изображая того, кто «знает своё место», он всё время выламывается из им же определённых для этой роли границ: скажем, не может не продемонстрировать своё знание изысканной французской кухни, не посетовать, что «французы нас не покорили»: «Совсем даже были бы другие порядки-с».

В какой-то момент он перестаёт замечать и «следователя», и публику, приглашённую на «публичный допрос»: тёмный задник сорван и отброшен, обнажая внутренний ад Смердякова. Допрос превращается в монолог, в моноспектакль. От скромного слуги и следа не остаётся: маска сброшена, сюртук, как душа, вывернут наизнанку. Да и на стуле ему уже не усидеть: тело сотрясает то ли приступ падучей, то ли ритм разрывающей его ненависти ко всему миру. «На кого один я здесь брошен? Нелюбим, неждан, нежелан!», - крик превращается в песню-зонг.

Погружённый в свой ад, Смердяков не желает нести за него ответственность. Он вступает в диалог с тем, кого считает виновным в содеянном им. Конечно, это Иван Карамазов. Но Ивана ведь здесь нет, его сквозь маленькие оконца этой адской стены видит только Смердяков. Да ведь и Ивану являлся невидимый другими чёрт. Для Смердякова таким чёртом-искусителем становится Иван.

Актёр Денис Секирин и тонок, и убедителен в сложных эмоциональных переходах. В том Смердякове, каким он становится к концу «допроса», и в помине нет «маленького человека». Но на протяжении всего спектакля есть большой актёр, заставивший трепетать сердца зрителей.

2

 

Оригинал на странице автора «ВКонтакте»

Автор:Елена Петрова

Фото:Ирина Ковалёва

Теги:театрфестиваль


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

801104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3071114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

3927210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

5901106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1015412 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх