«ТОК» прошёл по нервам зрителей

Молодой (ему всего 10 лет) Петербургский камерный Театр «ТОК» привёз на фестиваль «Достоевский. Омск» спектакль «Смердяков» по мотивам романа «Братья Карамазовы».

119418 ноября 2024
«ТОК» прошёл по нервам зрителей

Показ прошёл в камерном пространстве театра «Галёрка», о существовании которого я раньше не знала. И оба этих открытия — нового сценического пространства и петербургского театра — оказались очень интересными.

1

«ТОК» — это Театр Открытого Контакта, создали его выпускники актёрского курса, мастером которого была Екатерина Максимова. Она же — художественный руководитель театра и режиссёр спектакля, который мы увидели на фестивале.

Уже из названия понятно, что спектакль посвящён одной линии большого романа — истории Смердякова; жанр обозначен как «публичный допрос». Ещё рассаживаясь, зрители видят стул на фоне тёмного задника, напротив — ещё один у небольшого столика, на котором стоит стакан чаю. Так, напротив друг друга, будут вести беседу следователь и допрашиваемый. О том, что все присутствующие приглашены на публичный допрос, собравшимся сообщает наша современница, она же — следователь. Это сама Екатерина Максимова.

Но вот появляется и допрашиваемый Павел Фёдорович Смердяков. Конечно, в романе Достоевского он со следователем не встречается, а о том, что убил Фёдора Павловича Карамазова, он говорит Ивану Карамазову, причём, уже ближе к концу романа. Впрочем, вопросы, которые задаёт «следователь», больше похожи на те, что по ходу чтения книги возникают у любого читателя, пытающегося понять, кто же лишил жизни Фёдора Павловича. Отвечает на них Смердяков пространно, часто отклоняясь от темы, захваченный самыми разными эмоциями.

Начинает он как «маленький человек», скромно сутулясь на своём стуле. Но даже изображая того, кто «знает своё место», он всё время выламывается из им же определённых для этой роли границ: скажем, не может не продемонстрировать своё знание изысканной французской кухни, не посетовать, что «французы нас не покорили»: «Совсем даже были бы другие порядки-с».

В какой-то момент он перестаёт замечать и «следователя», и публику, приглашённую на «публичный допрос»: тёмный задник сорван и отброшен, обнажая внутренний ад Смердякова. Допрос превращается в монолог, в моноспектакль. От скромного слуги и следа не остаётся: маска сброшена, сюртук, как душа, вывернут наизнанку. Да и на стуле ему уже не усидеть: тело сотрясает то ли приступ падучей, то ли ритм разрывающей его ненависти ко всему миру. «На кого один я здесь брошен? Нелюбим, неждан, нежелан!», - крик превращается в песню-зонг.

Погружённый в свой ад, Смердяков не желает нести за него ответственность. Он вступает в диалог с тем, кого считает виновным в содеянном им. Конечно, это Иван Карамазов. Но Ивана ведь здесь нет, его сквозь маленькие оконца этой адской стены видит только Смердяков. Да ведь и Ивану являлся невидимый другими чёрт. Для Смердякова таким чёртом-искусителем становится Иван.

Актёр Денис Секирин и тонок, и убедителен в сложных эмоциональных переходах. В том Смердякове, каким он становится к концу «допроса», и в помине нет «маленького человека». Но на протяжении всего спектакля есть большой актёр, заставивший трепетать сердца зрителей.

2

 

Оригинал на странице автора «ВКонтакте»

Автор:Елена Петрова

Фото:Ирина Ковалёва

Теги:театрфестиваль


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 183 человека

























Блог-пост

Наталья Граф

— журналистка

Елена Петрова

— омичка

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Шик

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Репортаж о показе ее коллекции на Петербургском международном экономическом форуме cделал телеканал «Россия».

28814 ноября 2025
Юбилей «культурных гигантов»

Светские хроники

Юбилей «культурных гигантов»

Одни 85 лет плодотворно музицируют, другие 70 лет без устали вещают. В юбилейный для себя год Омская филармония и Омское телевидение «слились в экстазе» на сцене Концертного зала, феерично отметив 155 лет на двоих.

79607 ноября 2025
Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Здоровье

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».

861105 ноября 2025
Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

716203 ноября 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх