Вокруг Чехова

«Драма о театре» — так обозначен жанр нового спектакля театра «Галёрка» по чеховской «Чайке», хотя сам автор называл это сочинение комедией. Впрочем, похоже, что режиссёр Егор Витько вступает тут в некую игру со зрителем: если драма о театре, то настоящая ли она или разыграна лукавыми комедиантами?

39108 декабря 2024
Вокруг Чехова

И намёком на эту игру становится афиша спектакля, на которой «косплеят» знаменитую фотографию, где Чехов читает свою пьесу актёрам МХАТа. Антон Павлович здесь сохранён в неприкосновенности, а вокруг него в тех же позах, похожих костюмах, с соответствующими выражениями лиц собрались... актёры «Галёрки».

И театр здесь начинается раньше, чем Костя Треплев объявляет о начале спектакля. Уже в самом начале на вопрос Медведенко: «Отчего вы всегда ходите в чёрном?», - Маша (Анастасия Смычек) с драматическим пафосом и грассируя на французский манер отвечает: «Это траур по моей жизни». При этом картинно отводит руку с зажатой меж пальцами длинной сигаретой в мундштуке, а затем — поправляет шикарную широкополую шляпу. Пожалуй, её total black look элегантнее нарядов знаменитой актрисы Аркадиной.

1

Но Аркадина (Екатерина Цепкина) в отличие от придумавшей себе трагическую роль Маши умеет играть так естественно, что любой — и Тригорин (Евгений Власов), и сын Костя (Василий Анохин), и родной брат Сорин (Сергей Дряхлов) принимают её слова за чистую монету. Даже когда она говорит: «Нет у меня денег! Нет!», - Сорин отвечает: «Верю!», - с интонацией режиссёра, довольного игрой актрисы. И это — после того, как Костя рассказал ему, что у матери есть приличный счёт в банке.

Думаю, вы уже поняли, что спектакль сделан на грани комедии и драмы, где в каждой сцене через комическое просвечивает трагическое и наоборот. Конечно, для актёров существование в таких обстоятельствах стало испытанием, и они с ним справились. Особенно удачно, на мой взгляд, это удалось Максиму Лутохину в роли Медведенко: при минимуме реплик он сумел всем своим существом передать, какие одинаково сильные эмоции переживает его герой и во время спектакля на «колдовском озере», и от безответной любви к Маше, и от своей бедности. Да, его персонаж комичен, но и трогателен.

В отличие от Аркадиной мне понравился спектакль Константина: хороша была Нина (Наталья Сухоносова) в роли Мировой Души, окрылённой тем, что помнит всё, всё, всё и каждую жизнь переживает в себе самой! Её монолог сопровождал красивый вокализ. Новые формы, предложенные молодым драматургом и режиссёром Треплевым, вполне соответствовали поставленной им задаче перенести зрителей в неземные выси. Более того, в сцене последней встречи Константина и Нины она говорит с теми же интонациями, что и в роли Мировой Души, а фоном звучит тот же вокализ. И это — когда она поняла, что «уже настоящая актриса»: «Я играю с наслаждением, с восторгом, пьянею на сцене и чувствую себя прекрасной!». Похоже, актёрская школа Треплева стала для неё главной.

Только вот сам Константин в возможность успеха не верит. Может, поэтому во втором акте, когда, вроде бы, жизнь налаживается — его уже публикуют — он, погружённый в работу, становится равнодушен к окружающим, практически, не замечая их? Может, отсюда его трагедия: он видит полноту жизни Нины, которая, думая о своём призвании, не боится жизни? Она и своей несчастной любви не боится, признаваясь: «Я люблю его даже сильнее, чем прежде», - при этом понимая, что для Треплева она всего лишь «сюжет для небольшого рассказа». Но Константин не находит в себе сил «нести свой крест и верить»: «Я не верую и не знаю, в чём моё призвание». Конечно, для молодого актёра Василия Анохина (исполнения Антона Уилера пока не видела) эта роль, как сказал режиссёр, «на вырост»: он пока ещё на пути к необходимому в этом спектакле балансированию на грани комедии и драмы (а для его героя — и трагедии). Но, похоже, что движется в правильном направлении.

А вот Евгению Власову в роли Тригорина, раба собственного таланта и заложника мягкой силы Аркадиной, это балансирование вполне удаётся. В его комическом существовании есть даже нотки романтизма. Но как только его, вроде бы, по-человечески заинтересует кто-то другой, этот другой тут же превращается в материал, в сюжет: жизнь моментально переносится в записную книжку. Но это и для самого Тригорина мучительно!

2

Хорош в своём вальяжном равнодушии доктор Дорн Дениса Артеева: он естественен и в комических, и в драматических обстоятельствах, потому что отстранён от них своим равнодушием. Поэтому особое сочувствие вызывает всё про него понимающая, но любящая Полина Андреевна (Ольга Лаврентьева). Впрочем, именно у доктора, одного из немногих, пьеса Константина вызывает интерес: даже его равнодушие сумел поколебать молодой автор.

А вот Сорин (Сергей Дряхлов) и Шамраев (Михаил Гладков) — откровенно комические персонажи, как бы уравновешивающие трагические линии спектакля. Сложный грим (все эти усы, бороды), подчёркнуто неестественная пластика делают актёров почти неузнаваемыми: Дряхлова лишь по голосу узнала. Но этот налёт эксцентрики, как ни странно, делает их трогательнее, человечнее.

Да, столько разных эмоций в этом спектакле, что неудивительным кажется даже звучание... танго как основной музыкальной темы. Впрочем, когда в первом акте герои соединяются в коллективном танце, где каждый — одинок, это кажется странноватым: вряд ли во времена Чехова аргентинский танец был известен в России.

Но ведь не случайно во втором акте доктор Дорн рассказывает о своём путешествии в жаркую Геную: Италия, конечно, не Аргентина, как и имение Сорина, но страсти-то роковые есть везде. А доктору там понравилась «превосходная уличная толпа»: «Сливаешься с ней психически и начинаешь верить, что в самом деле возможна одна мировая душа». Прав Константин?

Заканчивается спектакль, покидают сцену герои, остаётся лишь чучело чайки как символ превращения живого в неживое и обратно. Ведь так и бывает в театре: придуманные автором «чучела» людей становятся для нас, зрителей, благодаря актёрам живыми. Или остаются чучелами. Тут уж каждый зритель сам решает — верить или не верить. Я — поверила.

Оригинал на странице автора «ВКонтакте»

Автор:Елена Петрова

Фото:Ирина Ковалёва

Теги:театрпремьера«Галёрка»


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

1345104 ноября 2024

19 января

Открыть «Малахитовую шкатулку»

Открыть «Малахитовую шкатулку»

13512 декабря 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 149 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 126 человек



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

С джазом, драйвом, детьми и друзьями

Светские хроники

С джазом, драйвом, детьми и друзьями

«Вы нескромны», - пожурила Ирина Лапшина Валерия Перминова, который 27 ноября устроил в Концертном зале «Мегаквартирник». Но тут же прибавила: «Дай бог каждому юбиляру Омской филармонии так отмечать свой юбилей!»

1717129 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»

Кредо

Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»

Как известно, человек — кузнец своего счастья. 31-летний Серик тоже «кует» свою жизнь без устали, только не руками, а ногами. Рук у него нет с рождения, по этой причине от него еще в роддоме отказались родители. Зато ногами он умеет прекрасно писать, рисовать и играть в футбол. Из интернатов в мир обычных людей Серик попал, когда ему было уже за двадцать, образование — ноль классов. Однако сейчас талантливый и целеустремленный самоучка учится в колледже.

27421021 ноября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

5738310 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

7344106 сентября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх