
Сегодня ровно сто пять лет со дня рождения моей бабушки Полины
Я помню. Бабушкин домик с зелеными деревянными воротами, высоким крыльцом, двумя печками, сенями, погребом и мохнатыми елками под окнами. Разноцветные кружки. Радиола с постоянно заедающими пластинками. И огромная пуховая перина, каждый раз взбивавшаяся, перед тем, как лечь спать.
73017 декабря 2024
Сегодня ровно сто пять лет со дня рождения моей бабушки Полины. Она родилась старшей дочкой в семье. Но счастливого детства ей досталось совсем немного. Отца, ветеринарного врача, приговорили к лагерям за порчу колхозного скота. Усадьбу сожгли, и осталась моя прабабушка Вера без крова над головой и с четырьмя девками на руках. Выжили.
Почти всю жизнь бабушка провела в полях. Сначала – потому что больше некому было – война, потом командовала вернувшимися с фронта мужиками. Агроном. Коммунистка. Депутатка. Вечный борец за справедливость.
1— Она любила тебя больше всех на свете, — вспоминает мама.
Я помню. Бабушкин домик с зелеными деревянными воротами, высоким крыльцом, двумя печками, сенями, погребом и мохнатыми елками под окнами. Разноцветные кружки. Радиола с постоянно заедающими пластинками. И огромная пуховая перина, каждый раз взбивавшаяся, перед тем, как лечь спать.
Бабушка поднималась задолго до первых лучей солнца. Проснешься, а печка уже трещит, и несут тебе теплые валенки, и кутают в шаль, а на столе уже горячие пирожки и чай с земляничным вареньем. Высший сорт. Без жопок.
В детский сад я отказалась идти наотрез и бегала, как хвостик, за бабушкой по всей деревне. Она весь день крутилась, как волчок. В сельсовет, в больницу, с бидоном за молоком, на картоху, на похороны, к сестрам. А вечером я расчесывала ей волосы гребнем, заплетала на ночь тоненькие косички, а она рассказывала мне разные истории. Все байки были из жизни. Про свою рабочую лошадку, которой моя мама в детстве любила расчесывать хвост. Про то, как баба Лиза ушла на фронт шестнадцатилетней девчонкой с поддельными документами. Про то, как она придумала разбить в деревне маленький парк, а дядя Женя посадил там первое дерево в день своей свадьбы. А племянник дядя Гена со своим другом тоже дядей Геной так напились, что забрались прямо на водонапорную башню. И всю ночь пели песни. А утром все думали, как их оттуда снять.
Больше всего я любила перебирать комоды и сундуки, где хранилось мое приданое – шелковые комбинации и простыни с кружевом. И бабушкино «похоронное». Каждый год в нем менялись только тапки, которые вдруг срочно требовались кому-нибудь в больницу. И становилось больше платков.
А потом родители переехали. А когда я пошла в школу, бабушка почти сутки добиралась к нам с четырьмя пересадками и ведром с георгинами, золотыми шарами и гладиолусами, чтобы в первом классе у меня был самый красивый букет.
Я считала дни до летних каникул. Наши с братом игры собирали полдеревни детей. Деревянные ворота ходили ходуном от «вышибал», мы били стекла, топтали грядки, проваливались в погреб, съедали в огороде весь паслен и мучались животами. На Тюкалинском автовокзале мама заставила нас с братом звонить из телефона-автомата и просить у бабушки прощения за свое поведение. Я рыдала в трубку навзрыд, а бабушка плакала в ответ, потому что ей жалко было плачущую меня. И потом еще долго обижалась на маму и больше никогда ей про мои косяки не рассказывала. Последний ее подарок мне был настоящий «взрослый» велосипед «Урал». С рамой. Копила весь год.
Она умерла в ноябре. Легко. Сестра пришла за ней в баню, бабушка домывала пол. Выпрямилась, вскрикнула и тут же упала – сердце. Помню, как я собирала разноцветные кружки и коврики, чтобы не затоптали. А потом тихо плакала в темноте за комодом. И больше никогда туда не возвращалась.
2Последний раз я была в этой деревне несколько лет назад. Мне рассказали, что бабушкин дом продали в очередной раз каким-то алкашам. И он почти развалился, и даже несколько окон в нем просто заколочены досками.
— Давай съездим, посмотрим, — сказал троюродный брат. Я наотрез отказалась. Я хочу, чтобы в моей памяти навсегда остался маленький сосновый домик с высоким крыльцом, зелеными воротами, двумя кирпичными трубами и деревянными ставнями. И мохнатые елки в палисаднике. И скамейка с ватным одеялом на заборе, чтобы не дуло в спину. И пыльная дорога с поворотом у водокачки, по которой я иногда бегаю в своих снах.
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Фото:из блога автора
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 30 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 174 человека
Самое читаемое
Гороскоп на 20 августа 2025 года
62319 августа 2025
Гороскоп на 19 августа 2025 года
61118 августа 2025
Гороскоп на 22 августа 2025 года
51321 августа 2025
Выбор редакции
915108 августа 2025
«Я прожила жизнь в своём родном театре…»
109605 августа 2025
«КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС!..» (Очерк судьбы Вацлава Дворжецкого)
884402 августа 2025
813664947
Записи автора
Суд полностью удовлетворил иск сироты Тимура Сакенова к Минобру и Минстрою региона
21522 августа 2025
43717 августа 2025
25313 августа 2025
Если у вас опускаются руки — вспоминайте про Олю
43506 августа 2025
Саша впервые увидела Фатиму еще в детском доме
391126 июля 2025
33623 июля 2025
— попутчица
— Психолог
— Travel-коуч
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии