Ребёнок не умеет проигрывать. Что делать?

Дочь, 8 лет, всегда с классом участвует в городских конкурсах, занимают второе-третье место или получают дипломы только «за участие». Каждый раз слёзы (то «мы не в призерах», то «у нас не первое место»). В д/с за ней такого не водилось, с прошлого года в первом классе началось. В каком ключе говорить? Обсуждали это после каждого раза и даже перед, но итог всё тот же. Может, упускаю что-то важное.

 

14220 декабря 2024
Ребёнок не умеет проигрывать. Что делать?

Ответ:

Тема вечная: ребенок «не умеет» проигрывать. Но я в преддверии каникул решила к ней вернуться, ибо пора отчетных концертов и важных соревнований плавно переходит в пору домашних настолок, и родителям сложно выдерживать детские эмоции. 

1

Итак, дано: ребенок лет эдак с четырех и до 11, не принимающий свой проигрыш (чаще всего упоминаются настольные игры или спортивные соревнования). А еще в дано у нас имеется родитель, который не принимает своего ребенка, не принимающего проигрыш. 

Вопрос от родителя: как починить ребенка? 

Вопрос от психолога: а точно ли хотите чинить? Давайте представим: вот отменили вы в ребенке его честолюбие, отменили досаду от проигрыша, он, наконец, успокоился, шашками в вас не швыряется, не рыдает над картами, не убегает в комнату с криком «это нечестно». Красота! А теперь ваш малыш подрос и пошел в школу, кто-то из его одноклассников учится на пятерки, а ваш лишь пожимает плечами — а зачем? Дальше больше: друзья поступают в крутые вузы, вашему достаточно первого попавшегося техникума. Сын маминой подруги делает карьеру, а ваш искренне недоумевает — к чему рвать попу на британский флаг? 

Мы очень часто забываем, что одна и та же черта может быть крайне неудобной сегодня и жутко полезной завтра. Упертость и упорство баюкаются в одной колыбели. Истерика от проигрыша в настолку — начало стремления к более интересной и сложной работе во взрослом возрасте. 

— Ну хорошо, — говорят родители, — мы поняли, пускай будет у него это честолюбие, тогда ничего не делать, что ли? Терпеть? 

Увы, но и ничего не делать — тоже не вариант. Дети, не умеющие соблюдать правила игры, очередность, не признающие своего поражения, вырастают во взрослых со сложностями в социализации, в конфликтных людей без близких отношений, в не самых приятных работников, обвиняющих всех вокруг в собственных неудачах. 

— Аааа, вы психолог или философ? Конкретные рекомендации сегодня будут? Что с этим всем делать?

Будут-будут, не волнуйтесь! Но сначала — что с этим всем НЕ делать:

2

❌Не нужно вообще отказываться от игры с ребенком, раз он такой. Наша задача — научить, а сделать это, ничего не делая, не получится.

❌Не нужно обесценивать чувства: «это всего лишь игра». У меня вчера «всего лишь юбка» порвалась, кому-то ерунда, а я расстроилась.

❌Не нужно сравнивать: вот Катя никогда не куксится. Если ваша цель — заставить свою дочь возненавидеть Катю, то план хороший, в остальных случаях не стоит.

❌Не нужно успокаивать словами «успокойся». Серьезно, ребят, хоть кто-то после этой фразы приходил в себя?

❌Не нужно высмеивать. Я сама юмор люблю, но тут собственные штуки глотаю внутрь, ибо обижают и вызывают еще больший негатив. Упражняйтесь в сатире в другие дни недели.

— Женщинаааа, мы голову пеплом уже посыпали, собственные ошибки учли. Что делать, спрашиваем!

Спокойно! Переходим к главному. Как надо действовать? 

1. Подготовиться. Вот прям морально. Сейчас будем играть (или сейчас едем на соревнования). Сейчас будет скандал. Я заварю себе чай с мятой и буду читать наизусть Пушкина, как только ребенок станет истерить. Или лучше я сяду и начну анализировать: а что со мной происходит, когда мой ребенок плачет? Какие там у меня чувства? Это злость? Страх? Беспомощность? Стыд, что я не мать года? Может, это мне себя чинить надо, а не его? 

2. Назвать чувства ребенка и легализовать их. «Ты сейчас в ярости. Ты собирался выиграть, ты очень хотел, ты так сильно этого хотел, а оно не получилось. И теперь ты расстроился. И даже разозлился». 

Лайфхак вам тут: спросите ребенка, на сколько конкретно он злится по шкале от 0 до 10. Пока сын или дочь будут анализировать себя, их гнев начнет стихать. И в целом это классная техника для изучения собственных реакций и управления ими.

3

3. Остановить неприемлемое поведение: если замахивается на родителя, перехватить руку, если кидается игрой, убрать ее подальше. Можно вывести сына или дочь в ванну умыться, подышать, но это если дается. В целом на этом в ситуации истерики вы больше помочь ничем не можете — просто пережидаем бурю в безопасном месте. Можно каску надеть. 

4. Поговорить о произошедшем — уже после, когда все успокоились и могут мыслить трезво. Вот тут мы можем разбирать причины, признавать эмоции, учить их проявлять иначе. Да, пока ребенок не может держать лицо и продолжать играть, но он, например, может прерваться и выбежать в свою комнату. А мы его не будем останавливать, заставлять продолжать, подначивать, а дадим справиться с горем более экологично, чем в прошлый раз. 

5. Показывать пример. Проигрывать самим и акцентировать внимание на том, как вы справляетесь: блин, обидно, я вот там сделал ошибку и поэтому проиграл, завтра придумаю новую стратегию, в следующий раз буду внимательнее, а сейчас пойду подышу.

6. Делиться своим опытом. Мы, родители, часто с удовольствием рассказываем про свои победы: повышения по службе, завершение сделки, успешная сдача проекта. Но забываем рассказывать дома и о тех сложностях, которые преодолевали, чтобы, не дай бог, не покачнуть собственный авторитет. А ребенку здорово знать и о том, как начальник на нас наорал, и как мы накосячили сегодня, и как провалили задание. О том, что мы чувствовали при этом и как справлялись после с этими чувствами и с собственными провалами. 

7. Тренироваться. Чтобы показать детям, что проигрыш и выигрыш мимолетны, можно использовать быстрые игры со сменой финалов: пресловутые крестики-нолики или камень-ножницы-бумага. Мы семьей в машины играем: загадывает числа от 1 до 10, а потом считаем встречные авто. В этом раунде ребенку досталась ржавая газель, а через минуту уже последняя модель мерседеса. Если речь про соревнования, то чем больше, тем лучше: как нашли соперника, так и начали танцевать до победного. 

8. Создавать разные игровые ситуации. Задача ребенка — пробовать разные модели поведения, разные стратегии, и делает он это довольно долгое время исключительно через игру. Тогда мы можем помочь ему — организовывать возможность поиграть с детьми постарше, помладше, с ровесниками, с девочками, с мальчиками, со смешанной группой, с одним товарищем тет-а-тет или с толпой ребят. Кому-то будет лучше даваться один вид взаимодействия, кому-то другой. Главное — найти свой. 

9. Замечать изменения. Конечно, сразу ребенок не переобуется и не начнет вести себя идеально, но постепенно, шажок за шажком ситуация начнет меняться. Вот здесь важно поддержать первые победы: в этот раз ты справился с чувствами и смог заплакать не сразу, а только через пять минут. Последнее время ты всё чаще сдерживаешься, я это вижу.

 

Я желаю вам успехов на вашем непростом пути и принятия собственных детей, у которых сегодня есть проблемы с принятием собственных неудач.

 

4

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Лёля Тарасевич

Фото:из блога автора

Теги:психологиядети


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

1439104 ноября 2024

19 января

Открыть «Малахитовую шкатулку»

Открыть «Малахитовую шкатулку»

55012 декабря 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 149 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 126 человек



























Блог-пост

Наталья Захарцева (Резная Свирель)

— Поэтесса

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Юный омич стал чемпионом России в самом молодом и зрелищном виде парашютного спорта

Хобби

Юный омич стал чемпионом России в самом молодом и зрелищном виде парашютного спорта

Год спустя после победы на Кубке России восьмилетний Георгий Веселов выиграл и Первенство страны в аэротрубе.

1615110 декабря 2024
Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Story

Елена Юмина: «Омичи просят спеть так, чтоб развернулась душа!»

Солистке омского кавер-бенда «Oh yeah!» Елене Юминой предлагал помощь в раскрутке трехкратный победитель олимпийских игр Александр Карелин. Ее вокалу аплодировали Владислав Третьяк, Костя Цзю и другие именитые спортсмены. Омичка пела сольно и с группами в Москве, Сочи, Таиланде. А сейчас послушать ее можно на концертных площадках родного города. Наш портал расспросил певицу о ее планах. Но сначала мы уточнили, не жалеет ли она об отказе от раскрутки в столице?

22332208 декабря 2024
Такого джазопада давно не помнят здешние места

Светские хроники

Такого джазопада давно не помнят здешние места

Джаз в исполнении Дениса Мацуева недосягаем, а угроза обрушения рояля почти реальна... Чтобы вечером 2 декабря красавец Steinway не свалился под сокрушительным напором импровизаций, народный артист России периодически проверял подпорку для крышки рояля.

228304 декабря 2024
С джазом, драйвом, детьми и друзьями

Светские хроники

С джазом, драйвом, детьми и друзьями

«Вы нескромны», - пожурила Ирина Лапшина Валерия Перминова, который 27 ноября устроил в Концертном зале «Мегаквартирник». Но тут же прибавила: «Дай бог каждому юбиляру Омской филармонии так отмечать свой юбилей!»

2477129 ноября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх