Колдовать нельзя, а любить можно
Вот чем отличается земной мир людей от мира Подводного царства. Об этом дочь Морского царя Елена Премудрая узнаёт от нянюшки, которая рассказывает ей о своей земной любви, о том, как её потеряла, и о том, что после гибели любимого сама в омут бросилась. Так и попала во владения Морского царя. Да, спектаклем «Морской царь и Елена Премудрая» в праздничный марафон сказок включился Омский ТЮЗ.
Как сказано в программке, спектакль — «по мотивам русской народной сказки». Авторы инсценировки — Анастасия Старцева и Алексей Осипов, они же — режиссёры постановки. Да, отступления от канона здесь есть: и царевич — не Иван, а Андрей, и Премудрая не Василиса, а Елена (мне приятно))). Но в целом дух этой сказки сохранён, а воплощён он современным театральным языком: тут световые эффекты и видеопроекции, переносящие героев из земного царства в морское и обратно; и, порой, балетной сложности пластический рисунок; и коллективные музыкально-вокальные номера, движущие сюжет (стихи для них, как я поняла, написал актёр Тимофей Греков).
И, конечно, сказочные герои двух миров представлены по-разному. Земные узнаваемы, как родные: царь Еремей (Евгений Сизов) — с бородой по пояс и в высокой короне. Царица Маланья (Анна Сосой-Бодрова) — в кокошнике, с длинной косой: «Волос долог, да ум короток», — сетует царь. Но даже когда они ссорятся, видно, что люди это добрые и любящие друг друга. Таков же и народ в их царстве: умеют здесь радоваться за других. И царевич Андрей Еремеевич (Григорий Волокитин) — с детства в их окружении, ведь и растёт он на глазах у всех, даже у зрителей. Да, здесь придумали для этого специальное театральное волшебство.
1Есть у царя Еремея и своя причуда: хочет всё в своем царстве сосчитать, и в этом ему помогает дьяк Афоня (Тимофей Греков). Из-за этой страсти к учёту он и попадается на уловку Морского царя, поэтому должен отдать ему своего сына.
А вот обитатели Подводного царства — существа фантастические. Таков и сам Морской царь (Кирилл Фриц), который любит, чтобы его называли «Чудо-юдо беззаконное», и наслаждается своим всевластием. Он и на вид существо страшноватое: то ли руки, то ли клешни; то ли чешуя, то ли шерсть... Прислуживают ему морские черти (Ольга Исакова, Иван Павлов, Тимофей Петров). Их чёрные фигуры, светящиеся рыбьи головы, странная пластика кое-кого из самых маленьких зрителей даже пугали, но больше над ними, незадачливыми исполнителями царской воли, смеялись.
Странные существа и женихи (Виталий Сосой, Данил Супрун), которых отвергает Елена Премудрая (Ангелина Лыкова): то ли люди, то ли звери мохнатые. Один даже утверждает, что он «по происхождению тутошний, по образованию — тамошний». Но и это Елену не подкупает. А вот её сёстры (Галина Волокитина, Таисия Галочкина) готовы со всяким жизнь связать, ведь они любви не знают. Но отец «беззаконный» решил первой выдать замуж младшую.
Интересно ещё и то, что юным зрителям предлагают принять сказочную условность как игру, и они с этим запросто справляются: например, три девушки пробегают по залу, накрывшись белыми пуховыми платками и курлыча, и дети понимают, что благодаря этим платкам-крыльям дочки Морского царя могут обращаться в птиц-голубиц. Я это поняла не сразу, но, наблюдая за «целевой аудиторий» (6+), быстро сориентировалась.
2Да, дети спектакль приняли, ведь там есть и приключения, и превращения, и взаимовыручка. А многие герои словно бы уже знакомы. Вот старушка-веселушка (Анастасия Шевелева) подсказывает царевичу Андрею Еремеевичу, как не пропасть в Царстве морском. Образ этот наверняка знаком ребятам и по другим сказкам: согбенная, опирающаяся на палку, но не унывающая старушка помогает героям. Или нянюшка (Лариса Яковлева), от которой Елена Премудрая и узнала о существовании любви: она, сколько может, «прикрывает» свою воспитанницу, когда та вместе с царевичем Андреем сбегает из Морского царства туда, где возможна любовь — к людям.
Но в Морском царстве Елена обладала волшебной силой и помогала Андрею выполнять, казалось бы, невыполнимые задания своего отца, который вовсе не хотел выдавать дочь за земного человека. А как будет теперь, в земном царстве, где, как учила нянюшка, колдовать нельзя? Ведь, оказавшись среди родных и земляков, радующихся его возвращению, царевич, похоже, забыл о своей избраннице. Надежду на то, что царевич Андрей всё же повзрослел, даёт последняя сцена, в которой он вопреки чарам вспоминает о любимой и воссоединяется с ней. И это не спойлер: в сказках по-другому не бывает.
А вот другой секрет раскрою: в предновогодние и новогодние дни после этого спектакля начнётся ещё одно представление: на сцену выйдут Дед Мороз со Снегурочкой и весело пообщаются со зрителями. И, конечно, можно будет отправить зимнему волшебнику своё заветное желание. Как? Способ для этого он знает и сообщит его сам. Так что готовьтесь к утренним и дневным спектаклям: до 3 января они каждый день будут идти на сцене Дома Актёра, а с 4 по 8 января — в ДИ им. А.М. Малунцева. Конечно, после праздников спектакль войдёт в постоянный репертуар театра. Но уже без Деда Мороза...
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Фото:Полины Козловой
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 11 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 162 человека
Самое читаемое
Выбор редакции
Записи автора
«Звездопад»: свет, побеждающий тьму
«Пятый элемент» обнаружен в «Пятом театре»
На «Багровом острове» нет календаря
«Щелкунчик» в джазе и другие сюрпризы от филармонии
— Психолог
— Врач-сексолог
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии