
Блиц. Двух-, трех- и четырехлетки
Как отучить ребёнка кусаться, почему мальчик говорит о себе в женском роде, как разговорить скрытного малыша и как отвлечь ребёнка от мультфильмов?
89224 января 2025
Вопрос 1
Мальчик двух лет (психически здоровый) кусает маму до рубцов, ударить головой может, врезаться с разбега, но все ради игры/веселья. С папой мама в разводе давно, он в жизни ребенка не участвует... Все говорят, включая маму, что так играть нельзя (особенно кусаться), на консультации психолог рекомендовал укусить в ответ, но такое кажется неправильным. Из-за чего могут быть подобные игры? Как их прекратить? Мама спокойная и чуткая, но очень много работает... Я няня, меня не кусает, но вижу, что мама не может поставить границу, да и у меня получалось останавливать только переключением внимания и силой (схватить за руку, удержать).
1Ответ 1
Начнем с определения: подобное поведение мы называем физической агрессией.
Из-за чего такое бывает? Причин может быть великое множество: от самых простых типа мал еще и просто иначе не умеет выражать свои эмоции, по-другому приглашать маму в игру до более глубинных, например, злится, что мало внимания ему уделяется. Скорее всего что-то из второго ряда, так как с другими людьми ребенок справляется со своими чувствами. Тем не менее, мы понимаем, что дите может злиться, но есть обстоятельства, которые ни он, ни мы изменить не в силах, а значит ему придется научиться как-то иначе это проявлять.
Как это прекратить? Я не могу рекомендовать ответную агрессию как специалист, хотя как неоднократно укушенная мама очень понимаю. А вот с помощью силы вполне себе вариант. Замечайте, пожалуйста: с помощью силы, а не насилия! Тут большая разница. Прямо перехватываем ручки, удерживаем жестко (не жестоко), и четко говорим короткую фразу: стоп, бить нельзя.
Вопрос 2
Младшему сыну три с половиной. Очень любит играть в «дочки-матери». То лего-человечками, то со мной и братьями. В последний месяц в игре назначает себя мамочкой. Я, говорит, мамочка, ты — бабушка, Илюша — малыш. Наши роли могут меняться, но он всегда мамочка. И говорит (но только в игре) о себе в женском роде: я пошла, я увидела и т.д. В обычной жизни девочкой себя не называет. На что в этой ситуации стоит обратить внимание? В чем может быть причина для игры в маму? Спасибо.
Дополню. Последние полгода муж с нами не живёт, приезжает раз в три месяца. Может ли быть причина в том, что у него перед глазами в основном модель поведения мамы и бабушки?
Ответ 2
На что тут обратить внимание? На то, что малыш трех с половиной лет отлично развивается, осваивает разные социальные роли и языковые структуры. И делает это ровно так, как ему положено — через игру, а когда из игры и из роли выходит, то легко возвращается к осознанию собственного пола.
2В чем причина? Ну во-первых, в том, что дозрел до ролевой игры (это как раз в три года и должно происходить). Ну а во-вторых, в том, реально живет в женском мире, как и многие маленькие дети, когда мужчины постоянно на работах, а основное время с детьми проводят мамы, бабушки, няни и воспитательницы в садах. Тогда довольно логично, что первыми яркими ролями становятся именно женские.
Сразу развею скрытые опасения: нет, это не про латентный гомосексуализм, не про идентификацию себя с женщинами. Тот случай, когда банан — это просто банан, а игра — это просто игра.
Вопрос 3
Здравствуйте! Сыну 4,5 года. Не рассказывает ничего о том, что происходит в садике и на тренировке (ходит в спортивную секцию). То есть ВООБЩЕ ничего. Максимум может ответить на вопросы «да» и «нет», и то не всегда. Иногда не хочет идти в сад/на тренировку, но на вопрос «почему» не отвечает, как бы я ни допытывалась. В саду с трех лет, в целом разговорчивый, обычный ребенок, с другими детьми общается нормально. Как выстраивать с ним диалог, чтобы узнавать о том, как проходит его день?
Ответ 3
Начинать с рассказов о своем дне: представляешь, я сегодня видела вот такую машину, ой, я тут читала новости про футбол и там такое, у меня сегодня на работе две тетеньки так поругались, у меня сегодня в столовой такой суп невкусный принесли… Присоединяться к беседе намного легче, чем ваять каждый вечер сочинение «как я провел среду».
Задавать открытые вопросы. Это такие, на которые нельзя ответить те самые пресловутые «да-нет». Что сегодня было в саду самое смешное? А какое блюдо было самое вкусное? А какое занятие самое скучное?
Приобрести домой игры типа «Вопрос дня ребенку» Вики Дмитриевой. Или просто скачать из интернета список похожих вопросов и каждый день выбирать интересный для беседы за ужином. Да, вы не узнаете, как прошла каждая минута дня ребенка и шапку он сначала надел или штаны, но мы тут говорим о диалоге, а не об отчете. Если реальная цель — контроль, то нежелание ребенка понятно.
Вопрос 4
Ребенку четыре года. Самое большое его желание на каждый день — сидеть дома и смотреть мультики. Мы с мужем наоборот любим гулять, ходить в горы (они у нас рядом с домом, почти каждые выходные куда-то выбираемся). А ребенок НИКОГДА не хочет с нами. Если у него есть возможность остаться дома с одним из родителей, он выберет это. Я стараюсь, чтобы ему было интересно: беру вкусняшки, рассказываю истории, не перебарщиваю с нагрузкой и т.п. В конце он всегда говорит, что ему понравилось, но в следующий раз снова никуда не хочет. Вариантов всегда оставлять его дома нет (бабушки в другом городе), найти сверстников для компании не получается. Если никуда не ходить и сидеть с ним дома, страдать буду уже я. Что можно сделать, чтобы заинтересовать его?
Ответ 4
3Мой опыт походов и активностей с ребенком говорит следующее: зачастую детям такие штуки… не нравятся. Да, вот это ваше преодоление сложнее, чем сидеть и смотреть мультики на планшете, бургер вкуснее каши, чтение скучнее рилзов, а учиться кататься на лыжах или велосипеде — это труды. И четырехлетка поднывает, когда мы предлагаем ему преодоление, кашу и освоение нового навыка.
А наша родительская задача — научить добывать сложный гормон удовольствия. Ну и встроить ребёнка в свою жизнь, а не полностью переформатировать себя под хотелки малыша.
Из хороших новостей: зачастую это проходит. Рано или поздно (у меня через три года) дитя вдруг резво сам начинает собирать рюкзачок и спрашивать, куда мы сегодня. Начинает говорить, что любит лыжи, палатки, велосипеды.
Поэтому я бы на вашем месте отпустила ожидания, что ребёнку будет нравится ваша активная позиция, и набиралась терпения. Шаг за шагом, постепенно, с вкусняшками и изменениями маршрутов под силы ребёнка, как вы уже и делаете. Со сбором позитивного после, когда сложное удовольствие уже им добыто.
Всем удачи!
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 32 человека
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 176 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 9 сентября 2025 года
59708 сентября 2025
Гороскоп на 11 сентября 2025 года
57110 сентября 2025
Гороскоп на 10 сентября 2025 года
49809 сентября 2025
Выбор редакции
1224108 августа 2025
«Я прожила жизнь в своём родном театре…»
145005 августа 2025
«КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС!..» (Очерк судьбы Вацлава Дворжецкого)
1231402 августа 2025
Записи автора
Смерть близкого. Когда бежать к психологу?
19112 сентября 2025
19809 сентября 2025
45503 сентября 2025
46629 августа 2025
Как научить активного ребёнка замедляться?
33923 августа 2025
Дочь влюбилась в мальчика-спортсмена
31715 августа 2025
39611 августа 2025
45706 августа 2025
— Коуч, психолог
— попутчица
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии