Блиц. Первоклашки

Как научить вундеркинда соблюдать школьный режим, как пресечь издевательства ребенка над родителями и можно ли бить девочек? 

68906 февраля 2025
Блиц. Первоклашки

Вопрос 1

Мальчик 7 лет 9 месяцев, 1 класс. Развитый мозг, сильно опережает программу, решает трудные нестандартные задачи старшего возраста, в школе ему скучно. Не хочет туда ходить. Опаздывает каждый день на уроки, специально тянет время. Сначала не вылезает из кровати, потом садится на унитаз и не слезает по полчаса. ВСЕГДА опаздывает в школу. Для нас, родителей, утро будней — это ад. У меня дергается глаз уже. Ребенок говорит: «Не переживайте, что я опаздываю, ничего нового я там не пропустил, вообще туда ходить не хочу». Никак до ребенка не достучаться, что он мешает товарищам, учительнице, что нарушает правила. Что можно сделать, чтобы опоздания прекратились?

1

Ответ 1

Первое, что важно взять на заметку самим родителям: ребенок, особенно первоклассник, ходит в школу не только для того, чтобы научиться считать и писать. Самое главное, что должен освоить ребенок в младшей школе, это соблюдение правил и границ, выстраивание социальных связей со сверстниками и учителями. Эти навыки потом пригодятся на работе: можно научить сотрудника сложной программе, но вряд ли кто-то станет объяснять нормы и учить общаться с коллегами и начальством. Именно в связи с этим программа младшей школы не перегружена: пока учиться и не должно быть сложно, здорово, что всё дается припеваючи, получается и выходит. И тогда все свои силы ребенок может бросить на освоение других важных сфер.

И этот пункт пока данный мальчишка не освоил. Я бы предположила психологическую незрелость, неготовность к школе при отлично развитых умственных способностях — такую картинку мы часто наблюдаем у первоклашек, особенно мальчиков, и именно поэтому не рекомендуем отдавать детей в школу до полных 7 лет. Кстати, напомню родителям тех деток, кто собирается в следующем году в первый класс: февраль-март — идеальное время для прохождения тестирования на психологическую готовность к школе. До сентября есть достаточно времени либо пересмотреть решение, либо подтянуть те аспекты, которые проседают.

Еще предположу, что даже если сейчас поменять школу и найти программу посильнее, проблема с опозданиями никуда не денется, а утра не превратятся в райский рассвет на Мальдивах под шум прибоя.

Что делать?

  • наладить режим
  • узнать у учителя о последствиях и дать с ними столкнуться, не спасать ребёнка от них
  • посмотреть, что дома у ребёнка с правилами и последствиями. 

Вопрос 2

Мальчик, 7 лет. Не слушается, не уважает маму, издевается над ней, пукает специально в лицо, громко стучит и орет, когда у мамы болит голова, зовет с чем-то помочь и тут же заставляет ждать его, нарочно растягивая время, грубит, говорит гадости, демонстративно отказывается помочь на людях, например, подержать пакет: «Твой пакет, сама и держи!», противоречит, спорит, хамит, унижает, делает все наоборот, выполнит просьбу с 10 раза или угрозы наказания. При этом с чужими людьми воспитанный и идеальный, знает нормы поведения и что можно, что нельзя. Очень умный. Папа хороший, его тоже не слушается, но не так. Семья полная, один ребенок. Вопрос: как обрести авторитет маме?

Ответ 2

2

В данной ситуации я бы сказала, что это не просто педагогическая запущенность или проблемы с границами, с проявлением агрессии. Скорее ребенок борется с мамой за что-то. Что это конкретно, лучше смотреть на сессии у психолога.

Из техник самопомощи:

  • вести дневник и указывать все триггеры
  • попробовать эти триггеры проанализировать и понять, за что борется
  • подумать, как давно это началось, и найти первопричину. 

По факту дети часто таким образом отстаивают то, что им реально нужно: внимание, самостоятельность, возможность быть собой, а не заменять какой-то другой объект. И своим поведением нередко отыгрывают семейные скелеты: то, что им не сказали, что они приемные, или не от того отца, или был брат/сестра, но умерли до их рождения и теперь эта тема замалчивается. Конечно, я никоим образом не утверждаю, что такие скелеты есть в данной семье, но повторюсь: лучше к психологу разбираться с ситуацией. И совсем идеально — всей семьей.

Вопрос 3

Сын первоклассник сидит за партой с девочкой. Девочка отвлекает сына от занятий, тычет карандашом в брюки, толкает ногами, говорит неприятные слова, в общем делает все, чтобы учеба была в тягость. В воспитании мы не используем методы насилия, стараемся все решать словами. В данном случае сын и просил девочку отстать и просил учителя отсадить его. На данный момент их рассадили. Но вопрос актуальный: можно ли посоветовать ударить девочку, если она не понимает слов и пристает? Или это недопустимо и своими советами «я порождаю насилие»?

Ответ 3

У нас есть все виды кодексов: уголовный, административный, трудовой, налоговой и иже с ними. Но вот свода законов, что делать детям в сложной ситуации, нет. Приходится руководствоваться собственными внутрисемейными настройками: для одних можно отстаивать свои границы, несмотря на гендер, для других — порождаем насилие. Выбирать каждой семье самостоятельно, но (!) и нести ответственность за этот выбор — тоже.

Как мама мальчика я вас очень понимаю: вроде «девочек бить нельзя», а вроде как нынче девочки такие бывают и так себя ведут, что непонятно, что с ними тогда вообще делать, кроме как шваброй по голове. В итоге после неоднократных драк сына, с девочками в том числе, и где был прав, и где виноват, выработала следующую концепцию (она вообще не истина, не великое психологическое знание, просто частное мнение):

На вербальную агрессию отвечаем вербальной.
На физическую агрессию отвечаем физической.
Но если физическую агрессию применил к девочке, помни, сын, что для социума крайним останешься именно ты. Просто вот такие у нашего общества настройки.
И да, они не справедливые.
И да, мир не всегда справедлив.
Привыкай.
Люблю нежно. Целую. Твоя мама.

 

3

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Лёля Тарасевич

Фото:из блога автора

Теги:психологиядети


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек

























Блог-пост

Оксана Клименко

— Коуч, психолог

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

54118 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

85903 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

213027 мая 2025
«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Здоровье

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Алексей Рябокляч — чемпион России и Европы по подтягиваниям, а также организатор спортивных мероприятий в «Омской Корпоративной Футбольной Лиге», поделился с «ВОмске» личным «рецептом» от стресса и объяснил, почему важно выделять неделю в году для отдыха от тренировок.

206023 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх