
Люди — не зеркало для чужого самолюбования
Однажды подруга попросила меня выступить перед старшеклассниками. В обычной школе. Рассказать о том, как написать и издать книгу или как вести блог...
66702 марта 2025
Подруга работает в школе психологом, хорошо ладит с подростками. И ей хочется дать им больше, чем задумано школой, хочется, чтобы дети знакомились с разными интересными людьми и через них тоже познавали мир. И вот она уже приглашала туда, в школу свою, и бизнесменов, и учёных, чтобы они выступали перед детьми.
Но есть проблемка: старшеклассники не очень-то балуют спикеров своей вовлечённостью. Чаще наоборот — демонстрируют индифферентность, плохо слушают.
1— Вот ты точно сможешь их очаровать, — сказала подруга.
Я самонадеянно решила: «Ну да, смогу, конечно».
Опыт у меня большой, рассказчик я интересный, плюс у меня сын — почти старшеклассник, и мне, в целом, знакомы дети этого возраста не понаслышке. В общем, я согласилась. И выступила.
И пришли старшеклассники — полный актовый зал. И сели на задние ряды (передние — как наказание для них), и хихикали там, и шептались, и прятали глаза за чёлками, и торчали в телефонах. А я же избалована теплыми аудиториями. Тёплые — это когда люди меня слушают увлечённо, и уважительно соблюдают тишину, и смеются, когда смешно, и аплодируют, и вообще...
А тут — я признаю — тут так не было. Я очень старалась, шутила, рассказывала интересное (как мне казалось), я всячески боролась за их внимание, но сказать, что я в этой борьбе победила, не могу. В какой-то момент у меня включился режим «кролик на минном поле», заметались мысли: может, вот про это рассказать? — пуффф! — нет, ладно, может про это зайдёт? — пуфффф! — нет, а может тогда шутку ввернуть? — пуффффф! — а что же тогда...
Ради справедливости скажу, что большая часть зала слушала с интересом, но удержать внимание всего зала не удалось. И я что-то так расстроилась...
На следующий день у меня занятие было по ораторскому искусству с тренером Сашей моей. И я ей наябедничала. Говорю:
— Саш, я тут выступила на холодную аудиторию и вместо того, чтобы их согреть, сама замёрзла.
2И она говорит:
— Так ты им дай то, чем хочешь поделиться. Достань, озвучь свои мысли, разложи красиво, как яблочки. Мол, вот, ребятки, берите, угощайтесь. И что они возьмут, то возьмут. Это их выбор и их потребность. Ты не должна впихивать. Может они в тот момент не хотят яблочки...
— Я вынуждена признать, Саш: когда меня не слушают, я воспринимаю это как отвержение, как шар в корзину моей неценности.
— Слушай, ну они же дети. Неусидчивые, все в эмоциях своих и переживаниях. Гормоны сюда же. Они же только учатся управлять своим вниманием, замечать жизнь и разбираться, что им в ней интересно. Они имеют полное право не слушать, если им кажется, что это их не касается. Для них писатель — это кто-то скучный, из учебника.
— Это да. Я спросила, хочет ли кто-то стать писателем, и только один мальчик сказал, что да. Хочет писать фэнтези.
— Оля, люди голосуют за артиста ногами (могут уйти — могут остаться), словами (могут сказать, нравится — не нравится), глазами (опустить их или поднять). В зале были разные дети. Но это и есть полноценный диалог, даже если они своими опущенными в телефон глазами говорят не то, что ты хочешь слышать...
— То есть если они меня не слушают, то дело не только во мне? Очень удобно так думать. Швырнуть в них ответственность, выкрикнуть: «Сами виноваты!»
— Я бы расфасовала ответственность. Ты несешь ее за то, как и какой даёшь материал. Если ты бубнишь скукоту, то ты «виновата» не меньше их. Но — это факт — не все дети, особенно в этом возрасте, любопытны и жадны до новой информации.
О да. Иногда я беру на себя слишком много. Забываю, что любое выступление — это оркестр, а не моё соло. И у зрителя есть своя партия, и она очень важная, такая же важная, как моя. И даже если, на мой взгляд, она мимо нот и звучит не так, как я задумала, все равно это не какофония, а прекрасная живая мелодия. Как говорит моя подруга, «просто сбылся один из сценариев, но не тот, что я придумала».
Я знаю свою проблему: я вечно хочу всем понравиться и всех поразить. И в терапии я все давно уже себе про себя расшифровала: это я все хочу доказать миру, что я не зря родилась, а маме с папой хочу доказать, что они меня зря отдали. А когда становится понятно, что происходит, то внутри становится спокойнее. Но все равно это всё никуда не девается. И если кто-то реагирует не так, как я придумала, меня этот сценарий подсознательно ранит, будто грубит мне: типа, может, и зря ты родилась, может и не спроста тебя отдали, видишь, ты и этим ребятам не зашла...
Недавно смешной рилз смотрела. Там психотерапевт говорит клиенту:
3— Я сейчас ррррраз — и забираю твою травму.
А он:
— Ээээ, отдай, это подарок мамы!
Я давно усвоила: люди — не зеркало для чужого самолюбования. Не надо ходить к ним посмотреть, как ты хороша. Ходи к ним заметить их, обнять, рассказать им о них, согреть и исцелить словом.
Учусь. И такие ситуации — точки роста.
И сколько бы я ни выступала, какой бы практик ни была, всегда есть, куда расти. Потолков не существует.
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Фото:из блога автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 34 человека
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 178 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Перенастройка налоговой системы может быть более тонкой и выверенной
31307 октября 2025
«Рецепт молодости – он простой: надо очень верить в жизнь!»
1238216 сентября 2025
1392108 августа 2025
106863790
Записи автора
Повод напомнить ребенку, что он любим
28628 сентября 2025
46313 сентября 2025
«Ты не работаешь? Это стыдно. Стыдно не работать!»
64210 сентября 2025
От разочарования до очарования...
54807 сентября 2025
«Ради детей мы меняемся охотнее и эффективнее»
49530 августа 2025
55824 августа 2025
42217 августа 2025
47912 августа 2025
— Психолог
— Инфорг ПСО «Лиза Алерт»
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии