
Развитие навыка «надо»
Мы поняли, что маятник качнулся от НАДО к ХОЧУ слишком резко, и правда, как обычно, где-то посередине. Что было бы здорово теперь своих детей аккуратно научить выдерживать это самое НАДО. Но как это сделать? Давайте создавать инструкцию, чтобы и волки сыты (дисциплина прививалась), и овцы целы (у детей не было психотравмы).
9522 апреля 2025
В нашем детстве из дома в дом бытовала одна и та же фраза: «Есть такое слово — НАДО!» И всякие производные от нее: «Мало ли что ты хочешь! Делу время, потехе час».
Мы росли с этим надоевшим «надо», мы забивали на себя, мы не научались вообще слышать, что мы хотим. А потом мы выросли. И решили, что своих детей будем учить сначала слову «ХОЧУ». Мы слушали их желания, искали таких тренеров и учителей, которые будут это учитывать, у нас здорово получалось.
1А потом подросли и наши дети. Пошли в школы, столкнулись с границами, с необходимостью преодоления, начали раниться об эти непривычные штуки, повернулись к нам и удивленно вскинули брови:
— Я не хочу!
И тут вдруг мы поняли, что маятник качнулся от НАДО к ХОЧУ слишком резко, и вообще правда, как обычно, где-то посередине. Что было бы здорово теперь своих детей аккуратно научить выдерживать это самое НАДО. Но как это сделать? Давайте создавать инструкцию, чтобы и волки сыты (дисциплина прививалась), и овцы целы (у детей не было психотравмы).
Дошкольники
1. Игры и ритуалы помогают малышам облегчать себе рутину. У нас нет цели заставить их страдать, у нас есть цель научить их преодолевать неудобства с наименьшими потерями. Попотеть, но недолго. Устать, но весело.
«Кто соберет больше игрушек, пока играет песня?»
«Будем чистить зубы, пока бежит песочек в часах».
2. Визуальные подсказки. Пока товарищи не могут удерживать в голове последовательность событий, рисуем схемы и картинки: вот душ, потом завтрак, потом прогулка. Или подсказка, как одеваться: сначала маечка, потом штанишки, потом ботинки, дальше куртка, финалочка — шапка.
3. Маленькие обязанности. Да-да, с 3 лет назначаем небольшие дела по дому: полить цветок, насыпать корм кошке, положить ложки на стол к обеду. А после этого пойдем читать книжку/смотреть мультик/играть в машинки.
2Младшие школьники
1. Тут у нас уже появляются четкие правила и последствия. Сначала уроки — потом планшет. Сначала сбор портфеля — потом книжка на ночь. Не сделал первое к определенному времени — не получил второе.
2. Совместное планирование. Составляем вместе с ребенком его первые расписания: вот тут время на НАДО, а дальше время на дела под грифом ХОЧУ. Вот тут школа, потом отдых, время на гаджеты, например, дальше спортивная секция, после домашка, а дальше вечер, полный блаженства: ванна с пеной, книжка с мамой, поболтушки по телефону с друзьями.
3. Личная ответственность. Если с малышом домашние обязанности выполнялись сообща, то младшему школьнику мы уже назначаем постоянное дело, за которое он несет ответственность единолично. И если уж забыл/пропустил/заигрался, то ответственность тебя настигнет неминуемо. Например, обязанность мыть за собой посуду после обеда. Не вымыл — вечером на тебе вся раковина за всеми членами семьи + кастрюля, в которой ужин готовился. Или обязанность погулять с собакой после школы. Не погулял — завтра и утром до учебы ты, и днем, и вечером вместо семейного кино тоже.
Подростки
1. Тут мы уже не просто управляем процессом, а доносим идею, ставим совместно с подростками цели. Например, крупное: есть мечта — хочу в Китай. Хорошо, ты ходишь на курсы по китайскому языку в течение года, и на каникулах мы тебе организуем поездку в Китай. Или более мелкое: я хочу приглашать друзей домой. Хорошо, с тебя заправленная кровать, и зови кого хочешь.
2. Подростку мы уже даем право выбора, причем чем чаще, тем лучше. Пусть выбирает, как именно ему будет проще терпеть рутину. Выносить мусор можно по утрам, а можно после школы. Читать «Преступление и наказание» можно с помощью книжки, а можно в аудиоформате.
3. Постепенно усложняем задачи. В 11 лет надо взять у мамы список вещей и по нему собрать чемодан в лагерь, а в 12 — ты сам составь список и по нему собирайся. И да, помним, что ответственность уже на подростке: что забыл положить, без того и живешь в поездке — без зарядки для телефона или без запасных трусов. Выкручивайся, детка!
В целом общие принципы просты:
✅Идем от простого к сложному
✅Показываем свой личный пример
✅Соблюдаем баланс между НАДО и ХОЧУ
3✅И да, запасаемся терпением: обучение любому навыку — это процесс, в нем будут и прорывы, и откаты. Но рано или поздно, всё обязательно получится!
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Фото:Сгенерировано с помощью Шедеврум
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 16 апреля 2025 года
101015 апреля 2025
Гороскоп на 17 апреля 2025 года
85916 апреля 2025
Гороскоп на 18 апреля 2025 года
77417 апреля 2025
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
12591405 марта 2025
Записи автора
FoMo: Страх что-нибудь пропустить
16821 апреля 2025
Что важно знать в воспитании подростка
30919 апреля 2025
Слезы — это (не) проявление слабости
39517 апреля 2025
Подростки: доверять или проверять?
53811 апреля 2025
Детская дружба — взрослая проблема
67104 апреля 2025
868228 марта 2025
Мачеха. Подводные камни лоскутной семьи
83727 марта 2025
66926 марта 2025
— омичка
— Психолог
— Коуч, психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии