
Без нафталина
Вчера завершились двухдневные гастроли в Омске Акмолинского-Русского Драматического-Театра (Кокшетау). Гости из Казахстана показали на сцене «Пятого театра» два спектакля режиссёра Тимура Кулова, оба — по русской классике: «Станционный смотритель» (14+) Пушкина и «Волки и овцы» (14+) Островского.
81424 апреля 2025
Тимур Кулов, выпускник Щукинского театрального института, ставит спектакли в разных театрах России и ближнего зарубежья, участвует в театральных фестивалях и лабораториях, но у омичей возможность увидеть его спектакли появилась именно благодаря этим гастролям.
Судя по увиденному, у режиссёра есть свой авторский подход к постановкам: в каждом из показанных в Омске спектаклей он стал ещё и сценографом, а также соавтором писателей-классиков. И вот что получилось.
1В «Волках и овцах» происходящее наблюдается как бы с одной точки. Действие разворачивается то в доме Мурзавецкой, то в доме Купавиной, то в саду, то в ресторане, но на сцене ничего не меняется: огромный стол да несколько лёгких кресел. Правда, стол этот используется не только по прямому назначению — для чаепитий или подписания бумаг. Почти в каждой сцене он превращается в подиум, на котором и происходит самое важное: вот лихо отплясывают Купавина и Глафира, решив объединиться; здесь же Глафира одерживает победу над Лыняевым; а вот капризничает, топая по столу ножкой, племянник Чугунова — мастер подделки подписей Клавдий; а хитроумный делец Беркутов показывает просто чудеса акробатики.
Да, режиссёр не стремится воссоздать колорит XIX века, рассказывая не про давно прошедшее, а про то, что может случиться в любые времена. Это отражается и в костюмах, как бы собранных из разных эпох. Скажем, верный слуга Мурзавецкой в рубахе навыпуск и солидном жилете выглядит так, словно из XIX века и появился. А его барыня и известная в своём уезде деловая женщина может появиться и в брючном костюме. Клавдий смахивает на современного подростка: кроссовки, яркая вязаная шапчонка. А вот «слуга двух господ» Чугунов предстаёт этаким стилягой: укороченные узкие брюки цвета «бордо», такие же жилет и галстук-бабочка. Беркутов же, как современный деловой мужчина, элегантен, но без изысков: не по костюму его ценят. А когда появляются уже венчанные Лыняев и Глафира, то создаётся ощущение, что они побывали на модном показе дизайнерской одежды, там и присмотрела Глафира необычные наряды.
При всей коллажности этой собранной как бы из разных материалов картинки, в ней есть цельность, её придаёт то самое наблюдение из одной точки. Кто этот наблюдатель, он же — рассказчик истории? Этого мы не видим, лишь слышим его голос. Он и связывает события, которые наблюдал когда-то: описывает и места действия, и героев, и то, как чуть не столкнулся с кем-нибудь из них в саду... Кто же это? Вначале понятно только, что он — близкое Аполлону существо, а к концу выясняется, что это его любимый пёс Тамерлан. Пса, как известно, разорвали волки, и теперь он, похоже, откуда-то с небес вспоминает жизнь среди людей... В разработке этого «закадрового» персонажа как объединяющего начала всей истории и выразилось соавторство Кулова с Островским.
В «Станционном смотрителе» соавторство ещё существеннее. Кто бы мог стать свидетелем истории Самсона Вырина и дочери его Дуняши? Нет, это не Иван Петрович Белкин, он ведь — всего лишь проезжающий. А постоянно наблюдать за жизнью семейства могут... почтовые лошади, приписанные к этой станции. Их и сделал режиссёр рассказчиками, что позволило минимизировать пушкинский текст: лошади больше изображают и выражают, чем говорят. И о том, кто приехал на станцию — гражданский ли чиновник или военный чин — они судят по лошади: как вышагивает, как фыркает, как поводит шеей...
Старые лошади помнят Самсона Вырина и берутся рассказать молодому коню его историю, когда сюда возвращается барыня (мы только что видели её, молодую лошадку, в стойле, а вот она уже в нарядном платье осматривает знакомые места). Старая лошадь превращается в жену пивовара, поселившегося здесь, когда закрыли станцию. Она готова сводить Дуню на могилу отца и предлагает ей переодеться: даёт сапоги, старый жилет. Меняя белоснежные туфельки на грубые сапоги, Дуня как бы проваливается в своё прошлое. После этого ещё один старый конь становится Самсоном Выриным, а тот, что покрепче да помоложе — гусаром Минским. Молодому же коню приходится, подыгрывая старшим, изображать и остановившихся на станции проезжих (вернее, их коней), и случайно встреченного Выриным в Петербурге бродягу, и слугу Минского, и даже французика-учителя танцев, нанятого для Дуни...
Да, вот такой необычный способ повествования выбрал режиссёр: актёры существуют как бы в двух ипостасях, они и кони, и люди. Как тут не вспомнить классика другой эпохи: «Все мы немножко лошади. Каждый из нас по-своему лошадь»? Такое фантазийное существование позволяет, кстати, обходиться без реалистически созданного пространства. Всё оформление спектакля — гора разнообразных чемоданов. По-разному уложенные, они могут превратиться во что угодно: и в стол, за которым можно пить чай и оформлять подорожные, и в кровать для «заболевшего» постояльца. А когда рядом с Выриным уже нет Дуни, горы чемоданов всё время разваливаются, из них невозможно сложить ни стол, ни стул. Когда Вырин добирается до Петербурга, эта гора чемоданов превращается в высоченную башню, символизирующую холодный имперский город.
Тут много и других говорящих деталей. Скажем, в Петербурге Минский дарит Дуне красные туфельки на высоченных каблуках, снимает с неё грубые сапоги и надевает эти туфельки. Но Дуня не может в них и шага ступить: ноги подкашиваются, она падает. Или выясняется, что один из чемоданов — самого Вырина: собравшись на поиски Дуни, он достаёт из него свою военную форму с медалями на груди.
Да, изобразительность здесь главное. Актёры точны в этом сложном «двойном» существовании, не столько рассказывая, сколько показывая историю, сюжет которой, конечно же, известен каждому. Разговорчивый здесь лишь Вырин, всё время повторяющий рассказ то о своих военных подвигах, то о том, какая замечательная хозяйка его Дуня. Остальные герои больше лошади и совсем немного — люди. Даже в таком необычном способе повествования дух пушкинской истории сохранился, а вот языка Пушкина мне всё же не хватило. Поэтому встреча в этот вечер произошла не с Александром Пушкиным, а с Тимуром Куловым. Это его авторское высказывание. Согласился бы с ним Александр Сергеевич? Бог весть! Но то, что это взгляд без нафталина, думаю, и его бы порадовало.
2Надеюсь, и жителей Кокшетау уже скоро порадуют спектакли «Пятого театра»: о таких намерениях говорили на открытии омских гастролей директора обоих театров.
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Фото:с сайта akmol-drama.kz
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 11 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 162 человека
Самое читаемое
86516 мая 2025
85217 мая 2025
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
4123 мая 2025
20122 мая 2025
Театр в ресторане? Такой вот «Фьюжн»!
52318 мая 2025
67304 мая 2025
114628 апреля 2025
«Звездопад»: свет, побеждающий тьму
116323 апреля 2025
«Пятый элемент» обнаружен в «Пятом театре»
94422 апреля 2025
На «Багровом острове» нет календаря
92115 апреля 2025
— омичка
— журналистка
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии