
Главная Блог-пост Евгения Лифантьева Рефлексии по поводу Сибирского фестиваля фантастики и фэнтези «Планета Омск»
Рефлексии по поводу Сибирского фестиваля фантастики и фэнтези «Планета Омск»
Главный рупор сибирских КЛФов Александр Мухарев хочет рефлексий по поводу Сибирского фестиваля фантастики и фэнтези «Планета Омск». Их есть у меня. Даже после первого дня. Отрефлексирую, хотя, может, кто-то и обидится.
13128 апреля 2025
Первая рефлексия: звезды сошлись. Робкая идея провести в Омске «самопальный» книжный фестиваль на базе КЛФ «Мицар» внезапно трансформировалась в масштабное мероприятие всесибирского уровня. Кто виноват? Думаю, главный генератор действия Тамара Львова, которая сумела заразить идеей Александра Тихонова. А у Александра уже был опыт проведения в Омске одной из «литературных резиденций» по линии АСПИР. И вообще он – отличный организатор. Не говоря уже о том, что в его распоряжении мощный ресурс – площадка исторического парка «Россия – моя история». Кроме того, Тамару по линии Союза литераторов России поддержал Сергей Чекмаев. (Кто не знает – литературный редактор передачи «Модель для сборки», один из составителей сборников «Звезды над Донбассом», обладатель премии «Посадочная нога», руководитель секции драматургии и сценаристики Союза литераторов России и прочее, и прочее. В общем, человек в фэндоме более чем статусный). Подключились сильные и ресурсные игроки – «Яндекс.Книги», Ассоциация книжных фестивалей «Читающая Россия» (Михаил Фаустов), проект «Сибирь на страницах» и так далее.
В итоге получилось реально круто. Огромная книжная ярмарка с призами и квестами. Спикеров столько, что едва хватает трех площадок в течение четырех дней.
Куча старых знакомых из других городов Сибири и новых знакомств. Вообще, горизонтальные связи – это наше все. Я, например, понимаю, какая связь между бардом Алексеем (Крысом) Ширяевым и Союзом литераторов России. Она есть, и ради нее Крыс на полчаса заскакивает в «Континент» и играет на чужой гитаре. Да как играет!
В общем, звезды сошлись.
Рефлексия вторая. Не такая бравурная. Уже в первый день фестиваля у меня сложилось ощущение того, что собрались люди из очень разных тусовок. На ярмарку мне удалось забежать только вечером, поздороваться с Ксенией Крутской из Кемерово. Я люблю ее и ее альманахи «Лаборатория воображения». Человек на энтузиазме собирает по сети годную малую прозу и издает. У нас во многом сходятся вкусы, поэтому ее альманахи для меня – деликатес. Качественная, высокоуровневая литература.
А вот среди спикеров на площадке в конференц-зале были те, кто меня привели в недоумение. Анна Танатос рассказывала о том, где она берет идеи для рассказов. Прочитала рассказ про то, как героиня садится в поезд, который идет к какой-то Границе (именно так – с большой буквы). За Границей – какие-то глюки со временем. Но это не главное. Меня опять накрыло мыслью: «Они же чукчи!». В смысле – они не умеют «фильтровать» детали на значимые и не значимые. Если идет описание действия, то фиксируется все подряд. Каждое движение героя, каждая картина перед его глазами, каждая случайная мысль в голове. И тут – долгое и нудное описание вокзала, потом – посадки в поезд, потом – соседей по плацкартному вагону, чужих пяток, торчащих в проходе… Куча деталей, которые как бы «создают настроение», но на самом деле для идеи Границы не нужны. В общем, я не прониклась. Такой «чукотский» метод письма еще имеет смысл, если речь идет о коммерческой прозе, где надо выдавать по 20 тысяч знаков в день. Вгрузился в описываемый мир, двигаешься вместе с героем по локации – и фиксируй все подряд. 20 тысяч знаков нальются автоматически. Главное – не задавать себе вопрос: «Зачем?» Затем, что прода сама себя не напишет. А в небольших рассказах, которые, по сути, упражнения и эскизы? Ну… наверное, я чего-то не понимаю.
Яна Москаленко и Михаил Фаустов презентовали только что изданную в редакции Елены Шубиной в АСТ книгу Яны «Аукцион». Надо будет ее купить и попытаться понять, насколько я дура. Потому что по той информации, которую дали на презентации, сеттинг там – цельнотянутый из «Анклавов» Вадима Панова. Видимо, сеттинг «цивилизованные анклавы с комфортными условиями жизни в окружении брошенных корпорациями нищих территорий вседозволенности и криминала» уже становится общеупотребительно-доступным. На «Фантлабе» — восхищенный отзыв Марины Степновой, чей увенчанный какой-то премией роман «Сад» я так до конца и не осилила. В общем, в очередной раз убеждаюсь, что я не отношусь к целевой аудитории продукции РЕШ. О чем, собственно, о целевых аудиториях, я и говорила в своем выступлении. Ну не моё!
Так что на фоне высокоинтеллектуальных девушек глотком свежего воздуха была презентация цикла «Галактика Белая» Натальи Бульбы. Это – то, что для меня «свое». К сожалению, читала только первые два романа, классическая космоопера про приключения космических перевозчиков. Надо будет скачать остальные. Наталья соблазнила тем, что в цикле будет еще и гибрид космооперы с полицейским детективом, и гибрид космооперы с социальной фантастикой. В общем, то, что надо.
Или, может, это поколенческий разлом?
На второй день фестиваля «Планета Омск» я, к сожалению, не попала. Не получилось. Зато третий день был наполнен так, что меня на многое не хватило. Не хватило на утреннюю лекцию Тамары Львовой и Александра Тихонова «От КЛФ «Алькор» до «Мицара». История развития фантастики в Омске». Не хватило на экскурсию Александра Тихонова «Безумные мифы русской истории». На онлайн-встречу с Александрой Яковлевой не хватило…
Интереснейшие темы заявлялись в «детской комнате» и в галерее. Тоже не попала. Точнее, чуть-чуть посидела на мастер-классе Сании Шавалиевой «Возрастные ограничения в детской литературе». Нет, это не про «12+» и прочий «Роскомнадзор», а про то, как дети разных возрастов воспринимают литературу и что нужно учитывать автору. Хотелось бы побольше, но не получилось. А жаль.
2Кстати, сразу же мысль. На мою лекцию пришло не так уж много народу. К тому же я успела сказать далеко не все, что хотела. Оформлю конспект в статью и предложу, например, Александру Мухареву для его альманаха. Но это – я. При этом большую половину выступлений на фестивале хотелось бы перечитать уже в виде текста. Они же были реально толковые и содержательные! Интересно, другие участники будут как-то фиксировать свои лекции? И вообще – в России есть издание, пусть сетевое, в котором аккумулируются литературоведческие и критические тексты, касающиеся не «боллитры», а фантастики, детской и юношеской литературы, вообще того, что называется «жанром»? Процессы в этой сфере происходят интереснейшие, есть люди, которые способны их описать, но вот где найти эти описания?
Удалось попасть на самых именитых спикеров. Японские демоны Николая Калиниченко – шикарно. Вадим Панов – тут было странно. Вроде бы приехал презентовать «Демона скучающего», но лекция была заявлена как «Будущее – наша профессия». И говорили обо всем подряд: о методах творчества, о понятии «будущее», о путях развития человечества. В основном Панов отвечал на вопросы. Что сказать? Панов – не просто умный, а очень умный. Толкнул мысль: «Жить сегодняшним днем, жить в моменте — лозунги, чтобы обмануть людей. Человек всегда думает о будущем, вопрос – будущем для кого и как далек горизонт планирования».
Алексей Сальников – ну… не знаю. Я его не понимаю. Кстати, заметила одну забавную вещь: публика, пришедшая на Панова, после окончания лекции быстренько ушла на автограф-сессию и потом растворилась. Зато, когда начал говорить Сальников, появилось довольно значительное количество народу, которое пришло только на Сальникова. Я встретила одного хорошего знакомого, принадлежащего к этой чисто «сальниковской» аудитории. Человек фантастику вообще-то читает. Но по поводу Панова сказал, что тот «слишком простой». А вот Сальников доставляет наслаждение хотя бы точной передачей духа Екатеринбурга. Буду думать над этим парадоксом. То есть – две звезды с непересекающимися целевыми аудиториями.
И сразу мысль в сторону. Вроде бы понятие ЦА – это особенность «жанровой» литературы, «боллитра» как бы должна «работать» не только на замкнутую ЦА, она более масштабна. Тут же – очень четко очерченный круг поклонников. Или современная «боллитра» — сама своеобразный «жанр»? Надо будет до конца сформулировать, что определяет этот круг.
Потом было общение с лидерами Союза литераторов России Сергеем Чекмаевым и Николаем Калиниченко. Вот ради этого, наверное, мне и стоило побывать на фестивале. Во-первых, многое уложилось в голове. Во-вторых, нашла подтверждение своим мыслям. Где-то с год назад я бегала по АТ и объясняла, что «бумажная книга – это мерч». Что читать можно и в электронке, буковки – они везде буковки. А книга – это любовь и коллекция. Бумажную книгу – не просто поставить на полочку, бумажная книга – это время от времени брать в руки, нюхать, рассматривать… В общем, эмоция обладания и причастности. То, что делает Сергей Чекмаев, в этом же русле, но гораздо больше. Кстати, поймала себя на ощущении. Обычно англицизмы в речи «эффективных менеджеров» меня бесят. Но Чекмаев сыпал всякими «диджитализациями», а меня не бесило. Потому что по-другому никак не скажешь, это – не просто «оцифровка», это – другой подход, в котором на первом месте синкретизм и командная работа над продуктом.
Ну, и история про сам Союз литераторов России с его «кочующей столицей»… К сожалению, не дожила до блока выступлений ребят из Красноярска. С Никитой Бабичевым удалось познакомиться, когда он стоял за прилавком, представляя изданные в Красноярске книги. Надеюсь, не потеряемся, потому что Сергей Чекмаев на ребят «положил глаз», и наверняка будут какие-то проекты с Красноярском.
3И – да, в завершение. Я в прошлых «рефлексиях» назвала фестиваль «всесибирским». Чекмаев сказал, что он всероссийский. Действительно, было немало спикеров из Москвы – Юрий Кузнецов, Чекмаев с Калиниченко, Сания Шавалиева… Ирина Соляная – Воронежская область. Сальников – Екатеринбург, тоже вроде как не Сибирь. Александра Яковлева, хоть и бывшая омичка, но сейчас – Питер… в общем, масштаб действительно всероссийский.
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Фото:автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
«Чтобы не дедлайны горели, а глаза!»
1160224 апреля 2025
И Гергиев нам сладок и приятен
91525 апреля 2025
Гороскоп на 23 апреля 2025 года
84522 апреля 2025
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
12967405 марта 2025
20396317673
Журналист, верстальщик, фотограф, блогер, писатель-фантаст, мастер-ролевик, сетевой тролль… всего помаленьку…
В данный момент - пресс-секретарь Омского обкома КПРФ.
Девиз: «Ужасно интересно все то, что неизвестно, ужасно неизвестно все то, что интересно». Говорила это одна милая мартышка из мультика, у нас с ней родство душ.
Записи автора
Сейчас женщина решается рожать только если твердо рассчитывает на помощь мужа или родителей
74215 ноября 2024
161309 октября 2020
Отравление Навального: пространство политического мифа
2170208 октября 2020
Почему бы «православным активистам» не предложить современный проект Ильинского собора?
187110 сентября 2019
Нет фабрикации уголовных дел, нет ментовскому беспределу!
1552110 июня 2019
Зачем городу игрушки Полежаева?
412502 июня 2019
1722101 мая 2019
— Врач-психотерапевт, аналитический психолог
— журналист, писатель, блогер
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии