
«Таков уж я!»
Создатели нового спектакля «Пятого Театра» «Дон Кихот» не пытаются «сделать сказку былью», а стремятся понять, почему герой Сервантеса до сих пор жив. Почему Кихоту, похоже, никогда не позволят умереть?
23502 июня 2025
В пьесе Светланы Баженовой два акта, как в романе Сервантеса — два тома. Для режиссёра Людмилы Исмайловой (по её заказу и была написана инсценировка) это история рождения мифа, появления человека-легенды и история жизни легенды вопреки физической смерти героя. Такой взгляд на, казалось бы, общеизвестный сюжет не требует исторической и даже бытовой точности. Здесь, например, библиотеку рыцарских романов, собранную неким Алонсо Кихано, символизируют бумажные свитки да мешки резаной бумаги.
Символизм — главный изобразительный принцип этого спектакля, ведь здесь мы попадаем в пространство мифа. Создателю своей реальности Алонсо Кихано, назвавшему себя рыцарем Дон Кихотом (Дмитрий Макаров), не нужен настоящий конь Россинант, и даже тощая кобыла, которой Россинанта считают все окружающие, ему не нужна: он создаёт своего скакуна из того, что под руку попадётся. Так же легко он преображает простого крестьянина, согласившегося стать его оруженосцем, хоть поначалу копьё рыцаря и напоминает крестьянину кочергу. Но что делать? Ему надо хоть на время скрыться от сварливой жены! И когда на вопрос рыцаря: «Как тебя зовут?», — крестьянин (Василий Кондрашин) отвечает: «Ну, Санчо», — рыцарь тут же превращает его в Нусанчо. Человек, который только что был, «как все», становится особенным: воплощением образа отважного и верного оруженосца.
Вера в существование добра становится той могущественной силой, что помогает найти доброе в самих себе тем, кто встречается на пути рыцаря и его оруженосца. «Леди!», — обратился Дон Кихот к «девушкам с низкой социальной ответственностью», постоялицам ночлежки Кэтрин (Елена Заиграева ) и Нахаре (Александра Урдуханова), и они поверили, что в жизни возможно не только совокупление, но и любовь. Меняется и хозяин ночлежки (Евгений Фоминцев); посвятив Кихота в рыцари, он и сам окажется готов следовать за ним, идти ему на помощь. Тем более, что постояльцы ночлежки приносят всё новые и новые рассказы о подвигах Дон Кихота. Готова следовать путём рыцаря и неистовая Тереса, жена Нусанчо (Мария Долганёва). Эта женщина — сгусток неистовой энергии, но если вначале она готова чуть ли не убить чем-то не угодившего ей муженька и поэтому преследует его, то постепенно понимает, что идёт путём любви. Значит, она тоже в воинстве рыцаря. Как и его друг (Александр Боткин), ставший рыцарем Белой Луны ради того, чтобы и помочь Кихоту, и воссоединиться с любимой, преданной служанкой Кихота (Полина Романова).
Но зло не дремлет: освобождённые Кихотом каторжники убивают своего освободителя, а конвойные отправляют вместо них на галеры несчастного Санчо. Казалось бы, попытка победить зло закончилась поражением. Но это лишь конец первого акта.
Проходят три года, отбывший свои галеры и ставший одноглазым Санчо выходит на свободу. И что же? Его хозяин оказывается жив! Правда, теперь он носит не рыцарские доспехи, а белые покровы, становясь словно бы воздушно-прозрачным слепцом. Может, это уже и не рыцарь, а его призрак? Жив ли он или уничтожен? Похоже, это зависит от того, жива ли в людях память о нём и вера в добро. Второй акт и оказывается проверкой этого.
2Тёмной силой, готовой уничтожить веру в добро, становится чета Оливарес. Герцог (Дмитрий Исаенко) и герцогиня (Алёна Фёдорова) со своей свитой затевают жестокий спектакль: сражение Кихота с неким чудовищем Пристоном. Конечно, оно не настоящее, а созданное режиссёром этого спектакля, герцогом. Страшную многоножку изображает его свита, участвовать в спектакле (за хорошую плату, разумеется) соглашаются даже Нахара и Кэтрин. Выгодную сделку предлагают и Санчо: «Славу вы себе снискали, теперь нужна стабильность», — искушает его герцог. И, вроде бы, он прав, но... «Рассудком я с вами, а душой я с ним!», — решает Санчо, предпочитая остаться верным оруженосцем Нусанчо.
И всё же зло сильно. Его верным слугой становится лощёный Роберт (Станислав Горенбахер ). А ведь в первом акте мы видели, что он — Андреас, мальчик, у которого от ужаса волосы стояли дыбом! Тогда Дон Кихот спас его от нападок и побоев злого Гальдудо (Евгений Точилов). Но если даже Андреас теперь на стороне зла... Да, зло сильно настолько, что и рыцарь отступает.
«Я убила Дон Кихота!», — торжествует герцогиня. Но почему ей никто не аплодирует? Почему даже чёрная свита словно бы растворяется? Почему Кэтрин и Нахара встают в ряды кихотова воинства, где уже готовы обороняться, а может — и наступать Нусанчо, Тереса, рыцарь Белой Луны, его возлюбленная и хозяин ночлежки? Потому что побеждает вера в добро? И пока есть эта вера, будет жить Дон Кихот, рыцарь Печального Образа? Похоже, именно это — послание нам от создателей спектакля.
Хотя здесь довольно подробно (но не полностью) пересказан сюжет этой постановки, её всё равно будет интересно смотреть. Мне бы точно хотелось увидеть спектакль ещё раз, потому что это — красиво. Художник-постановщик Ольга Горячева и художник по свету Наталия Гара создали фантазийный мир, где сражаются свет и тьма. Образы этого мира полны условностей, но легко читаются, соотносясь с теми или иными событиями. Те же горы резаной бумаги — это не только образ «не нужных» знаний, «лишних», фантазий. Они превращаются то в сеновал, то в дождь, то в укрытие. Светлый мир живой, пусть и не идеальной, не всегда справедливой жизни противопоставлен тёмному миру Оливаресов. Это мир нежити, который может выглядеть очень красивым, а значит — искусительным.
Интересно использованы мультимедийные элементы: похожие на окна средневекового замка высокие, но узкие плоскости оказываются экранами. В мире Дон Кихота эти экраны отражают и образы великих живописцев, и его наивные способы преобразования действительности, когда, например, рыцарский шлем можно сложить из листа картона. А в мире Оливаресов это какие-то странные «мультики», словно и не человеком созданные, а бездушной нейросетью. Может быть, так и есть?
Отличную музыкальную партитуру создал Егор Лябакин, особенно пронзительно звучит тема Дон Кихота. Она становится в спектакле сквозной. И, конечно, важная составляющая этого фантазийного мира — сложный пластический рисунок, в котором гармонично существуют все участники спектакля, а их более двадцати. Игорь Григурко уже не первый год работает с этой труппой как режиссёр по пластике, и мы в очередной раз увидели интересный результат этого сотрудничества.
«Таков уж я!», — говорит Дон Кихот, объясняя, почему он не может быть другим. Таков уж и этот спектакль, в котором воплотилась фантазия его создателей. Здесь гармонично сошлись и индивидуальность каждого актёра, и общая пластическая партитура, и визуальные образы, и музыка. Достойное завершение сезона!
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Фото:Анны Шестаковой
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 11 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 162 человека
Самое читаемое
79329 мая 2025
75530 мая 2025
75228 мая 2025
Выбор редакции
31821412224
Записи автора
13103 июня 2025
Рикки-Тикки-Тави побеждает зло
32201 июня 2025
«Доставщик» был доставлен в «Славу»
44929 мая 2025
46327 мая 2025
Омичей приглашают на церемониал
57326 мая 2025
57725 мая 2025
46623 мая 2025
57722 мая 2025
— Психолог
— омичка
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии